Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Волго-Балтийский канал


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Михаил Архипов

Михаил Архипов

    Сruiseinform.ru

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 842 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Москва

Отправлено 20 Июнь 2008 - 09:40

Волго-Балтийский канал — это крупное гидротехническое сооружение, расположенное в Вологодской области, важнейшее звено Единой глубоководной системы. Волго-Балтийский канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломорско-Балтийскому каналу — в Белое море.

Протяженность Волго-Балта – 367 км. Из них 66 км приходится на Рыбинское водохранилище (река Шексна), 121 км — на Шекснинское водохранилище (река Шексна), 45 км — на Белое озеро, 70 км — на реку Ковжа, 25 км — водораздельный бьеф (между Ковжой и Вытегрой) и 40 км — река Вытегра.

Строительство канала велось с 1940 по 1961 годы на трассе бывшей Мариинской водной системы, сооруженной в начале XIX века.

В состав Волго-Балта входят 3 гидроэлектростанции, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 4 искусственных водохранилища, 5 мостов на шлюзах, 2 паромные переправы, 11 пристаней, 4 эксплуатационных поселка.

На трассе канала расположено 5 гидроузлов:

Шлюз №1 (Вытыгорский гидроузел);

Шлюз №2 (Белоусовский гидроузел);

Шлюз №3, Шлюз №4 и Шлюз №5 (Новинкинский гидроузел);

Шлюз №6 (Пахомовский гидроузел);

Шлюз №7 и Шлюз №8 (Шекснинский гидроузел).


Волго-Балтийский водный путь — звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Решение о строительстве Волго-Балтийского водного пути приняли ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 сентября 1940 года. В этом же году в городе Вытегра началась выемка котлована шлюза №1. Работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Вновь к строительству канала вернулись в 1947 году, но первоочередным стала сдача в эксплуатацию Волго-Донского канала.

После завершения строительства Волго-Дона техника была перебазирована на строительство Волго-Балта. Однако, с 1953 года до конца 1954 года строительство было законсервировано. В 1956 году был готов пересмотренный и улучшенный проект нового водного пути, разработанный инженерами Ленинградского филиала Гидропроекта во главе с Г. А. Крыловым.

Новые гидроузлы сооружались параллельно гидроузлам Мариинской системы, поэтому в течение всего периода строительства Волго-Балта Мариинская система снабжала стройку техникой, оборудованием, материалами и другими спецгрузами. С 1959 года началось активное строительство Волго-Балтийского водного пути.

Строительство Волго-Балта со всеми перерывами обошлось государству в 218 млн. рублей. При строительстве было переселено 218 населенных пунктов. Время основного строительства нового пути составило 60 месяцев. Для увеличения сроков продления навигации в 1978-1980 годах на шлюзах №№ 1-6 были смонтированы воздуходувные установки, которые позволили работать шлюзам в ледовой обстановке. Продолжительность навигации увеличилась до 270 дней.

Сквозное движение по Волго-Балтийскому каналу открылось 4 июня 1964 года. Первым пассажирским судно, прошедшим по каналу, стал теплоход «Красногвардеец» Северо-Западного речного пароходства, который открыл пассажирскую линию Ленинград - Ярославль.

Также по теме:
На Волго-Балтийском водном пути началась навигация

#2 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 129 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 01 Ноябрь 2008 - 20:02

В своё время на форуме были темы про строительство Беломоро-Балтийского и Волго-Донского каналов. В продолжении этой серии - материал, посвящённый Мариинской водной системе и Волго-Балтийскому пути.

Прошедшим летом привезли с Вологодской области буклет, посвящённый 40-летию открытия Волго-Балтийского канала (1964-2004). Среди прочего там довольно много фотографий старой Мариинской системы, есть фотки строительства Волго-Балта и приведена история этого водного соедениния.

В этой теме сначала приведу фотографии, а потом для интересующихся и текст.

Фотографии Мариинской системы


Изображение

Шлюз N1 Мариинской системы, 2003 год:
Изображение

Бурлаки на Мариинке, середина 19 века:
Изображение

Работы по реконструкции системы. Девятинский перекоп, 1890-1896 гг.
Изображение

Кандусский лесопильный завод. Начало 20 века:
Изображение

Коллектив судоремонтных мастерских в с. Девятины, 1946 год:
Изображение

Четырёхкамерный шлюз у д. Марково, вторая половина 19 века:
Изображение

Разводной мост в с. Анненский мост, начало 20 века:
Изображение

Вновь построенная параллель шлюзов N19-20 в с. Девятины, начало 20 века:
Изображение

Шлюз N22. 1956 год:
Изображение

Продолжение далее...

#3 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 129 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 01 Ноябрь 2008 - 20:10

Продолжение...

Несколько фотографий Волго-Балта.

Строительство шлюзов Волго-Балта, 1962-1963 гг.
Изображение

Вытегорское водохранилище до затопления.
Изображение

Изображение

Водолазные работы в камере шлюза N5, 2002 год:
Изображение

Реконструкция башни шлюза N6, 2003 год:
Изображение

Завершение работ по расширению судоходной трассы верхнего подходного канала шлюза N5 земснарядом СЗ-209, 2004 год:

Изображение

Текстовая часть - далее...

#4 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 129 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 01 Ноябрь 2008 - 20:36

Продолжение материала

Вообще в текстовой части буклета есть ряд неточностей, некоторые из которых сейчас на скорую руку подправил, но тем не менее материал довольно интересный и, на мой взгляд, заслуживает внимания.

Мариинская водная система - Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский канал по протяженности - самый длинный канал в мире. От устья Вытегры до Рыбинского водохранилища он протянулся на 361 километр и представляет собой систему судоходных рек, озер, каналов и гидросооружений.

Вытегорский гидроузел - ворота Волго-Балта. Строители воздвигли здесь целый комплекс гидротехнических сооружений: судоходный шлюз, водосброс, совмещенный с гидроэлектростанцией, земляную плотину, перегородившую русло реки, подходные каналы, дамбы, металлический мост для движения транспорта. По реке Вытегре судам предстоит преодолеть подъем более чем на 80 метров по шлюзованной лестнице, то есть пройти один за другим шесть огромных шлюзов, соединенных между собой каналами и водохранилищами.

Самоотверженным трудом нескольких поколений проектировщиков, строителей, эксплуатационников претворена мечта о водной дороге, соединившей порты пяти морей.

Путь из Онежского озера в Белое море по озерам, малым рекам и волокам был известен новгородцам с давних времен. В XVI веке этим путем проезжали в Москву и Новгород иностранные купцы. Петру I, не раз приезжавшему в Обонежье по поводу устройства металлургических заводов, верфей, или проездом в Архангельск, в общих чертах был знаком водораздел между Онежским и Белым озерами. Понимая значение водного пути, особенно в связи с основанием столицы России, города Санкт-Петербурга, Петр I решает соединить каналом реки Вытегру и Ковжу. В 1710 г. по заданию Петра I инженер Джон Перри, подданный Великобритании, провел исследования и представил царю проекты соединения и шлюзования рек Вытегры и Ковжи. Смерть Петра I в 1725 г. надолго отодвигает строительство водного канала.

20 января 1799 г. Павел I издал указ о начале строительства Вытегорского канала. Там же сообщалось, что дополнительные средства в размере 400 тысяч рублей ежегодно будут выделяться из Петербургского воспитательного дома, возглавляемого женой Павла I Марией Федоровной, и что канал этот «во изъявление признательности нашей к таковому спошествованию ея императорского величества и на память потомству соизволяем мы именовать Мариинским». Управление работами было возложено на инженера генерал-майора Франца Деволанта.

21 июня 1810 г. судоходство по Мариинской системе было открыто. В 1810 году шлюзы на реках Ковже и Вытегре располагались либо рядом с плотиной, либо в каналах, которые спрямляли излучины рек. Всего было построено 28 шлюзов (45 камер), 800 метров «спрямительных» каналов, 20 плотин, 12 водоспусков, 5 подъемных мостов, 9-километровый соединительный канал.

До появления пароходов главным средством буксировки судов были бурлаки. Они тянули барку бечевой. Наибольшее число бурлаков было на Мариинской водной системе, так как болотистая, покрытая лесом местность не давала возможности применять конную тягу. После реконструкции Мариинской системы бурлачество на ней полностью вытеснила пароходная или конная тяга.

Работы на некоторых участках велись в сложнейших геологических условиях: болота, водопроницаемый известняк заставляли отечественных инженеров искать и находить оригинальные решения. На протяжении 153 лет существования Мариинская водная система неоднократно перестраивалась и реконструировалась. В середине XIX века были построены Белозерский и Онежский обводные каналы. В 1882-1886 годах в известковых породах прорубили Ново-Мариинский канал и построили два однокамерных шлюза. В 1890-1896 годах было произведено капитальное переустройство Мариинского канала. Проект реконструкции составили инженеры Вытегорского округа путей сообщений под руководством начальника округа А.Звягинцева.

К 1896 году на Ковже и Вытегре было построено 30 шлюзов, размеры камер теперь составляли 74x10,3 метра с глубиной на нижних королях до 2,5 метра. Уширили и расчистили Ново-Мариинский канал, что позволило проводить суда грузоподъемностью до 800 тонн. Одним из главных объектов был Девятинский перекоп с глубиной разработки до 24 метров. Это спрямление имело длину 935 метров и прорезало массив известняка. По оси перекопа проложили тоннель узкоколейной дороги, сообщавшийся с поверхностью вертикальными шахтами. Разрыхленную породу сбрасывали в вагонетки и отвозили по эстакаде в отвал. Деревянные шлюзы и плотины являлись образцом для последующего отечественного гидростроительства. Достаточно сказать, что некоторые сооружения действовали без капитального переустройства до последних дней существования Мариинской системы. На всемирной выставке в Париже в 1913 году Мариинской водной системе была присуждена Большая золотая медаль «За выдающееся достижение русской инженерной мысли» как шедевру деревянного гидростроения.

Всего на Мариинской системе было построено 34 деревянных и 4 каменных шлюза, 8 плотин, 3 моста и другие сооружения. В начале XX века построено 4 шлюза на р. Шексна. Все шлюзы Мариинской водной системы (большинство из которых носили имена святых: Св. Сергия, Св. Надежды, Св, Иоанна, Св. Георгия и других) эксплуатировались до ввода в действие Волго-Балтийского канала.

В начале 20 века общая длина пути от г. Санкт-Петербурга до г. Рыбинска составляла 1123 км. По участкам распределение пути было следующим: Шексна-413 км, Белозерский канал - 67 км, Ковжа - 70 км, Ново-Мариинский канал - 6,5 км, Вытегра - 59, Онежский канал - 67, Свирь - 199, Приладожские каналы - 167 км и Нева - 74 км. Водораздел лежал на 119 метров выше Балтийского моря. Средняя продолжительность навигации - 150 суток. Грузооборот составлял 2,3-3,1 млн. тонн. Суда преодолевали расстояние от Рыбинска до Санкт-Петербурга за 16-30 суток.

Годы гражданской войны и годы разрухи тяжело отразились на состоянии Мариинской системы. Многие сооружения требовали ремонта. С 1923 года советским правительством были продолжены работы по усовершенствованию Мариинского водного пути. На р. Свирь сооружены 2 гидроузла - Нижнесвирский (1933 г.), строителем и проектировщиком которого был инженер-академик Г. О. Графтио, и Верхнесвирский (1952 г.). Река Свирь стала глубоководным путем на всем своем протяжении.

В 1941 году на Волге в 13 км выше г. Рыбинска был сооружен мощный гидроузел, который поднял воду на р. Волге, р. Мологе и р. Шексне и образовал Рыбинское водохранилище площадью 4500 кв.км. Рыбинское водохранилище вывело из эксплуатации 4 шекснинских гидроузла. На системе осталось 39 шлюзов.

Решение о строительстве Волго-Балтийского водного пути приняли ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 сентября 1940 года. В этом же году в г. Вытегра началась выемка котлована шлюза № 1. Работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. В годы войны шлюзы «Маринки» работали непрерывно круглые сутки. В первые месяцы войны на Мариинской системе начались массовые воинские и эвакуационные перевозки. Напряженный труд водников позволил вывезти в г. Рыбинск ЗЗ недостроенных военных корабля различных классов.

В навигации 1942-1943 гг. движение на Мариинской системе подчинялось преимущественно текущим нуждам фронта: эвакуация раненых, перевозка хозяйственных и военных грузов для частей Седьмой армии. В Вытегре располагались штабы 272-й и 368-й стрелковых дивизий, под руководством которых велись упорные и кровопролитные бои на Оштинском рубеже.

В 1947 году страна приступила к работам на Волго-Балте. Строительство продолжалось до 1953 года. Трудности послевоенного времени, недостаток техники и материалов, необходимость, неотложность восстановительных работ сдерживали темпы сооружения Волго-Балта. В 1952 году еще до того, как завершилось строительство Волго-Дона, началось перебазирование его строительной техники на Волго-Балт.

С 1953 года до конца 1954 года строительство было законсервировано. В 1956 году был готов пересмотренный и улучшенный проект нового водного пути, разработанный инженерами Ленинградского филиала Гидропроекта во главе с Г. А. Крыловым.

Новые гидроузлы сооружались параллельно гидроузлам Мариинской системы, поэтому в течение всего периода строительства Волго-Балта Мариинская система снабжала стройку техникой, оборудованием, материалами и другими спецгрузами.

С 1959 года началось активное строительство Волго-Балтийского водного пути. Начальником строительства Волго-Балтийского канала был назначен А. С. Хмельницкий. Стройка была объявлена всесоюзной комсомольской. Более 500 молодых вологжан отправились по комсомольским путевкам на ударную стройку. ЦК ВЛКСМ принял решение о направлении на стройку молодежи из 6 республик и 22 областей Советского Союза. На строительство канала прибыли более 3,5 тысячи юношей и девушек - представителей 25 национальностей. Волго-Балт стал для них школой мужества.

В 1962 году 7 июля вышел первый номер газеты «Строитель Волго-Бапта», которая регулярно выходила в период строительства канала, рассказывая о происходящих событиях. К этому времени на стройке работали 4 тысячи человек, использовалось 60 земснарядов, 84 экскаватора. Более 300 предприятий изготовляли и поставляли самое разнообразное оборудование, приборы, автоматику для шлюзов и гидростанций, строительные механизмы и металлоконструкции. Строительство Волго-Балта со всеми перерывами обошлось государству в 218 млн. рублей.

Трудностей во время строительства было много. Район строительства находился на пересеченном рельефе, обширных заболоченных и покрытых лесами пространствах с суровым климатом. И в этих условиях надо было сдать канал в эксплуатацию на год раньше срока.

Группа инженеров Управления строительства и дирекции предложила сократить число шлюзов с девяти до семи, а также отказаться от строительства одной плотины, водосброса и насосной станции. О зрелости инженерных замыслов и высоком техническом уровне гидросооружений канала можно судить по Череповецкой гидростанции. В ней впервые в Советском Союзе были установлены горизонтальные капсульные агрегаты, изготовленные в г. Ленинграде. На Волго-Балте впервые в практике гидростроения при креплении откосов применены железобетонные ячейки, заполненные камнем. При строительстве канала широко применялись сборные железобетонные конструкции, что увеличивало темпы работ. В самый короткий срок, менее чем за два года, был построен Пахомовский гидроузел.

Каждый шлюз был оборудован стационарной насосной станцией. Благодаря этому в любое время можно производить откачку воды из камер. Строителями перемещено 63 млн. кубометров земли, уложено свыше 750 тыс. тонн железобетона, смонтировано 14 тыс. тон металлоконструкций, покорены реки Шексна, Вытегра. Переселено 218 населенных пунктов.

Для строительства канала были установлены предельно сжатые сроки - уже 21 мая 1961 года состоялось торжественное открытие шлюзов № 1 и № 2 Волго-Балтийского водного пути. 5 июня 1964 года по широкой водной лестнице прошло шесть грузовых судов, завоевавших в соревновании право пройти по Волго-Балту первыми. 6 июня на шлюзе № 6 состоялся митинг, посвященный завершению работ. Сквозное движение транспортного флота по Волго-Балтийскому водному пути было открыто.

Что такое Волго-Балт? Это комплекс сооружений, включающий в себя 7 шлюзов, 3 гидроэлектростанции, 5 плотин, 4 водосброса, 19 дамб, 4 мостовых перехода, 3 поворотных моста, 6 паромных переправ, приканальную магистраль, 4 водохранилища. Время основного строительства нового пути составило 60 месяцев.

Волго-Балтийский канал согласно проекту имел пропускную способность 15 млн. тонн в год. С пуском Волго-Балтийского водного пути открылись широкие перспективы для развития речного транспорта страны. Резко сократилась стоимость перевозок, созданы условия для развития перевозок грузов в судах смешанного плавания река-море грузоподъемностью свыше 5 тысяч тонн. Изменился и пассажирский флот. По Волго-Балту, ставшему самым популярным туристским маршрутом, пошли комфортабельные туристические теплоходы. Время прохождения от С.-Петербурга до Рыбинска сократилось до трех суток. Продолжительность навигации увеличилась до 270 дней.

За 40 лет своего существования гидросооружения продолжают развиваться и совершенствоваться.

В 1966-1967 годах выполнены работы по наращиванию створок нижних основных ворот за счет установки дополнительного ригеля, подъема их механизмов на высоту 0,5 м, на верхних основных воротах увеличены по высоте вертикальные уплотнения. Были увеличены по высоте направляющие палы и парапеты на всех шлюзах. Построены новые причальные стенки. Это дало возможность поднять горизонты водохранилищ и каналов и увеличить гарантированные глубины с 3,6 м до 4,0 м, что, в свою очередь, позволило пропускать суда через шлюзы с большей осадкой и большей грузоподъемности.

Для увеличения сроков продления навигации в 1978-1980 годах на шлюзах №№ 1-6 были смонтированы воздуходувные установки, которые позволили работать шлюзам в ледовой обстановке.

В 1990 году был введен в эксплуатацию шлюз № 8 Шекснинского гидроузла с габаритами 310х21,5 м.

В 2003 году возможности Волго-Балта по пропуску судов были задействованы практически на 100 процентов: по водному пути перевезено 16 миллионов тонн грузов и 234 тысячи туристов. Начиная с навигации 2004 года были начаты дноуглубительные и расширительные работы по всему створу пути. По предварительным оценкам, это даст возможность на 15-20 процентов увеличить объемы грузовых пассажирских перевозок по Волго-Балту - с 16 до 24 млн. тонн в год. В настоящее время продолжаются работы по повышению надежности работы гидросооружений. Выполнены работы по замене ремонтных ворот, начаты работы по замене рабочих затворов опорожнения.

Волго-Балт был и остается наиболее оживленной водной магистралью, которая позволяет производить бесперевалочную транспортировку грузов не только между экономическими районами России, но и между морскими портами северных и южных морей Европы.

#5 Гость_никольский_*

Гость_никольский_*
  • Гости
  • Регистрация: --

Отправлено 03 Ноябрь 2008 - 11:28

Спасибо!Читал и смотрел с большим интересом.Фоток бы побольше! :angry:

#6 Vitus

Vitus

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 637 сообщений
  • Регистрация: 06-Июнь 07
  • Город:Пермь

Отправлено 13 Январь 2009 - 13:52

Нашел в инете интересные фотографии Мариинской водной системы
Сайт иногда бывает в дауне. Центральный государственный архив СПБ
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники!

#7 volkoff

volkoff

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 609 сообщений
  • Регистрация: 22-Июнь 06
  • Город:St.-Petersburg

Отправлено 13 Январь 2009 - 15:14

В Вытегре есть небольшой музей посвященный Волго-Балту. Экспозиция маленькая, но нам попался экскурсовод, искренне любящий свое дело... Было очень интересно:

Экскурсовод на фоне карты:
Изображение

Макет работ на Волго-Балте:
Изображение

Основные орудия труда при строительстве:
Изображение

Схема шлюзов:
Изображение

Макет шлюза №1 ВБК 1961г. Автор: Новожилов А.Н.
Длина - 270м
Ширина- 17,8 м
Подъем воды 13,1м
Изображение

Типа угадайка, что это??? (вариант - шлюз, не рассматриваем)
Ответ я не помню:
Изображение

кАлАбЛики:
Изображение

Изображение

#8 Алексей Кириллов

Алексей Кириллов

    Речник

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 734 сообщений
  • Регистрация: 28-Январь 04
  • Город:г. Москва

Отправлено 13 Январь 2009 - 19:14

Типа угадайка, что это??? (вариант - шлюз, не рассматриваем)
Ответ я не помню:

шлюз, но и есть шлюз, только старый Мариинский.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100