Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

"В горячие точки планеты"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 19 Февраль 2006 - 15:48

Навеяло темой о погибшем "Грише Акопяне".

ПОД ФЛАГОМ РОССИИ


ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ


В горячие точки


Международный климат в послевоенные годы во многом определялся отношениями между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки — противостояние между ними значительно увеличивало опасность и продолжительность локальных конфликтов в разных уголках мира. Это противостояние моряки торгового флота в 50—60-е годы ощущали, в частности, доставляя грузы в страны Ближнего Востока, где несколько раз вспыхивали военные конфликты между арабскими странами и Израилем. Неспокойно здесь было и в следующем десятилетии. В результате вспыхнувшей очередной войны в октябре 1973 г. израильскими ракетными катерами в сирийском порту Тартус был потоплен советский теплоход "Илья Мечников", прибывший туда с оборудованием для гидроэнергетического комплекса на реке Евфрат.

Противоборство двух великих держав сказывалось на работе транспортного флота и при доставке грузов на Кубу и во Вьетнам. Когда в 1959 г. США объявили Кубе экономическую блокаду, на помощь ей пришли Советский Союз и его союзники. В тот же год пароход "Дмитрий Пожарский" под руководством капитана Р.И.Евграшкина стал совершать рейсы на Кубу с различными грузами2. В феврале 1960 г. между СССР и Кубой было заключено первое долгосрочное соглашение, которое сорвало планы экономической блокады молодого государства. Весной 1961 г. танкер "Свердловск" под руководством капитана Г.Н.Федченко по просьбе правительства Кубы занимался перевозкой патоки между портами республики, помогая стабилизировать работу сахарной промышленности3. Советский Союз стал основным покупателем кубинского сахара, который США перестали приобретать у "взбунтовавшейся" страны.

Суда Балтийского и Черноморского пароходств перекинули своеобразный мост между СССР и Кубой, по которому молодая республика в 60-е годы ежегодно получала 4—6 млн т жидкого топлива, до 500 тыс. т хлебных грузов, 3—7 тыс. грузовых автомобилей и тракторов, строительную технику, пиломатериалы, удобрения и другие грузы. Обратными рейсами советские суда перевозили от 1 до 3 млн т сахара-сырца.
Работа советских судов на кубинском направлении проходила в сложной обстановке, так как США контролировали подходы к кубинским портам с помощью своих кораблей и авиации. Особенно обострилась обстановка осенью 1962 г. после того, как в ответ на размещение американских ракет в Турции Советское правительство приняло решение установить на Кубе ракеты с ядерными боеголовками. Доставить ракеты было поручено морскому транспортному флоту. Один из .наших заслуженных капитанов Герой Социалистического Труда А.Ф.Пинежанинов рассказал, как это происходило.
В сентябре 1962 г., когда дизель-электроход "Индигирка" возвращался из Тикси в Архангельск, была получена срочная радиограмма "Следовать в Мурманск" . Там капитану А.Ф.Пинежанинову и старпому В.А.Куроптеву передали приказ, от которого, как вспоминает капитан, у всех пошли мурашки по спине". В одной из заполярных бухт на борт "Индигирки" было погружено в разобранном виде несколько десятков ракет. Боеголовки уложили в носовые трюмы, остальные части ракет — в кормовые. На палубе разместили обычные автомашины. На борт дизель-электрохода прибыло около сотни военных, после чего "Индигирка" вышла в море и взяла курс на Кубу.

Перед выходом капитан получил приказ ни при каких обстоятельствах не позволять американцам подвергать судно досмотру. На всякий случай был разработан план экстренного затопления "Индигирки".
Дизель-электроход шел вдали от обычных морских путей, плавание проходило на удивление спокойно. Настолько спокойно, что в Саргассовом море "Индигирке" встретилось около трех десятков спящих китов, которые не проявили никакого беспокойства.
В начале октября прибыли в пункт разгрузки недалеко от Гаваны. Днем выгружали обычные грузы, а ночью, в полной темноте, — ракеты.
После разгрузки "Индигирка" отошла от причала и, в десяти милях от берегов Кубы миновав патрульные корабли США, через Флоридский пролив вышла в Атлантику. После этого дизель-электроход Взял курс к родным берегам. Некоторое время его сопровождала американская подводная лодка, а потом до Ньюфаундленда — самолеты.
Перевозками на Кубу в дни кризиса были заняты десятки транспортных судов. В их числе теплоходы "Маршал Говоров", "Оренбург", пароход "Николай Пирогов", танкер "Пекин", океанский лайнер "Николаевск", теплоход "Александровск".

После нескольких месяцев тревожного ожидания ядерного конфликта инцидент разрешился договоренностью двух стран. Советский Союз снял с боевых позиций и вывез ракеты с Кубы, Соединенные Штаты дали обязательство не нападать на Кубу и убрали свои ракеты с Турции. В вывозе ядерных ракет с Кубы участвовали советские суда "Немирович-Данченко" и "Леонид Леонидов". Советский воинский персонал вывезли на пароходе "Адмирал Нахимов".
Несмотря на давление США, советский торговый флот перевез для нужд Кубы в 1962 г. 4 млн 243 тыс. т грузов, а с учетом зафрахтованного тоннажа -8,7 млн т.
Всего в перевозке грузов на Кубу участвовало до 70 транспортных судов.

За успешное выполнение задания многие советские моряки были награждены орденами и медалями, а заслуженным капитанам А.Ф.Пинежанинову, О.А.Баканову, К.И.Козловскому было присвоено звание Героев Социалистического Труда. В последующие годы между СССР и Кубой установились дружественные отношения и кубинские порты постоянно посещали суда многих советских пароходств. Советские судоводители в любое время года совершали рейсы на Кубу, преодолевая путь в 6,5 тыс. миль из Ленинграда и Новороссийска и 9 тыс. миль — из Владивостока. Перевозились самые разнообразные грузы; в частности, балтийские суда выполнили в 1965 г. сложные перевозки 40 тепловозов.
Моряки танкерного флота Черноморского пароходства, чтобы исключить балластные пробеги, с 1963 г. разработали методы очистки танков от нефти и перевозку сахара-сырца с Кубы навалом. Перевозку насыпных грузов в танкерах стали применять и суда других стран, называя ее "русским способом".
Большой объем работы выполнял наш морской флот и в последующий период, обеспечивая товарооборот с Республикой Куба в соответствии с заключенными соглашениями об экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

В 70—80-е годы советские суда ежегодно доставляли на Кубу до 15 млн т различных грузов. В обратном направлении перевозили ежегодно 2,5—4 млн т кубинского сахара, а также руду, табак, фрукты. Чтобы сократить балластные пробеги, наши суда, следуя из Кубы, заходили в южные порты США и латиноамериканские страны Карибского бассейна. На линиях с Кубой стали работать контейнеровозы другие специализированные суда.

В середине 80-х годов советские суда делали ежегодно по 1,2— ,3 тыс. рейсов на Кубу, товарооборот с нею достиг 8 млрд р. (в том числе экспорт СССР — 3,9 млн р., импорт — 4,1 млрд р.), что составляло 5,7% внешнеторгового оборота СССР и превосходило товарооборот СССР с такими странами, как США и ФРГ. Кубинские суда также были частыми гостями в советских портах. Одно из них — теплоход «Хулио А.Мелья» — в январе 1985 г. доставил в Ленинград необычный груз: шесть африканских слонов - дар Республики Куба нашей стране.

Высокое мужество и мастерство проявили советские моряки и при перевозке грузов в Демократическую Республику Вьетнам, много лет отстаивавшую свою независимость в вооруженной борьбе с американскими войсками. Советский Союз еще в марте 1958 г. заключил с ДРВ Договор о торговле и мореплавании, а затем Соглашение о взаимных поставках товаров. До начала в 1964 г. войны США с ДРВ объем экспорта и импорта СССР в торговле с Демократической Республикой Вьетнам был примерно одинаковым (1960 г. — соответственно 22 млн р. и 20,8 млн р.). Позже объем импорта из ДРВ резко снизился, а объем экспорта — возрос.

С началом войны советские суда, следующие в порты Северного Вьетнама, стали подвергаться систематическим преследованиям со стороны американских военных самолетов и кораблей. Вот одно из донесений, поступивших в 1965 г. от наших судов из Южно-Китайского моря: "19 февраля, 9 час. 30 мин. по московскому времени, 15°44' с.ш., 110°29' в.д. С 2 час. 45 мин. нахожусь под непрерывным облетом военных реактивных и винтовых самолетов, а также вертолетов США №149264, №39594, № 59. В течение 35 мин. над судном кружат несколько реактивных самолетов, которые все время ложатся на боевые курсы, имитируя атаки. По курсу 315° появился авианосец США в сопровождении 8 боевых кораблей. Эскадра идет на сближение. Капитан теплохода "Ижма" Александр Зиновьев".
В январе-феврале 1965 г. было зафиксировано около 200 случаев нарушения вооруженными силами США свободы мореплавания в Южно-Китайском Мope.
Разгрузка советских судов в портах ДРВ — Хайфоне, Хонгае, Камфе — проходила в условиях бомбардировок и обстрелов портов военно-воздушными силами США. В результате в 1967—1969 гг. советские суда "Туркестан", "Переяславль-Залесский", "Михаил Фрунзе" и ряд Других получили повреждения. Несколько моряков было убито и ранено1.

Стойкость и бесстрашие проявили моряки теплоходов "Александр Грин", "Брянский рабочий", "Партизанская слава", "Бабушкин" "Балашиха", "Лазарев", "Сальск" и др. В 1967—1969 гг. в порту Хайфон работало советское спасательное судно "Аргус", оказывая помощь судам, пострадавшим от налетов. Затем на смену ему пришел спасатель "Гелиос"2.
За успешное выполнение заданий по доставке грузов в Демократическую Республику Вьетнам и проявленное мужество 200 моряков, в том числе 17 капитанов, в декабре 1968 г. были награждены орденами и медалями. Посмертно награждены орденами электромеханик Н.Н.Рыбачук, водолаз Ю.В.Терехов, боцман В.Г.Хуторской, помощник капитана И.И.Прядко, матросы А.Л.Гриднев и Ю.П.Разуваев3.
В 1972 г., когда последовал новый виток американской агрессии против ДРВ: массированные бомбардировки городов, обстрел артиллерией побережья Северного Вьетнама, минирование входов в некоторые порты страны, — от бомб и осколков пострадали суда "Симферополь", "Борис Лавренев", "Певек" и "Гриша Акопян". Последнее получило особенно тяжелые повреждения, несколько советских моряков было убито и ранено. Несмотря на героические усилия экипажа во главе с капитаном Н.В.Пуховым, спасти судно не удалось. Тогда же шесть долгих месяцев 10 советских и 6 иностранных судов, заблокированных в Хайфоне, находились под бомбежками и обстрелами4.

За обеспечение Вьетнама необходимыми грузами и проявленное при этом мужество в 1973 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда боцману теплохода "Бабушкин" Черноморского пароходства К.А.Гонтарю, капитану теплохода "Александр Серафимович" Дальневосточного пароходства А.В.Зиновьеву, старшему механику теплохода "Степан Вострецов" Приморского пароходства С.Г.Пирогову. Теплоходы "Балашиха", "Ижма" и "Амбарчик" были награждены орденом Дружбы народов. Имена героев, погибших при выполнении интернационального долга, были присвоены дальневосточным судам "Механик Рыбачук" и "Боцман Зотов" и черноморскому теплоходу "Валентин Хуторской"5.

Советский Союз, ГДР, Польша, Чехословакия Болгария помогли Вьетнаму и в трудный 1979 г., когда возник конфликт между СРВ и Китаем. В короткий срок во Вьетнам морскими судами были доставлены мощная строительная техника, станки, жидкое топливо, хлеб.
Под руководством начальника Находкинского порта Г.И.Пикуса на теплоходе "Ольга Андровская" в Хайфоне и Сайгоне более трех месяцев в 1979 г. работала большая группа докеров Владивостока, Находки, Корсакова и Ванина. Они обработали 26 судов и перегрузили более 100 тыс. т разных грузов. Опытные бригадиры обучили вьетнамских докеров передовым методам переработки грузов1.

Большую помощь оказали моряки и докеры советского торгового флота и кампучийскому народу после изгнания сторонников Пол Пота. В разрушенную страну в 1979 г. были направлены на теплоходе "Охотск" первоочередные грузы, а в начале 1980 г. в порт Кампонгсаом прибыли сразу семь судов с грузами. В этом порту в 1980 г. под руководством М.Ф.Робканова и С.Ф.Колобкова работали две группы дальневосточных докеров, прибывших на пассажирском судне "Любовь Орлова". Для перевозки грузов в глубь страны на ролкере "Скульптор Голубкина" было доставлено 614 автомобилей. По реке Меконг грузы от морского побережья стали перевозиться и на советских судах типа "река-море" —
"Морской-10" и "Морской-20" Сахалинского морского пароходства. В 1981 г. эти суда были переданы в дар Народной Республике Кампучия2.

Плавание советских судов в "горячие" районы планеты продолжалось и в последующие годы. Советские суда доставляли грузы в Никарагуа, где шла гражданская война Сандинистского фронта против сомосовцев. 20 марта 1984 г., доставляя нефтяной груз в никарагуанский порт Сандино, подорвался на американской мине новороссийский танкер "Луганск", следовавший с 24217 т нефти. Несколько человек получили ранения; в огромную пробоину под первым центральным танком хлынула перемешанная с илом вода. Экипаж танкера во главе с капитаном А.И.Азовым несколько часов боролся за живучесть судна, заделал пробоину и откачал воду. Несмотря на повреждения, судно дошло до причала и выкачало груз нефти. 20 апреля героический танкер вернулся в родной Новороссийск1.

В течение длительного времени начиная с 1975 г. бывшая португальская колония Ангола подвергалась вооруженной интервенции ЮАР. СССР и Республика Куба на основе Договора о дружбе и сотрудничестве помогали Анголе в защите независимости и восстановлении разрушенного народного хозяйства. В эту африканскую страну также приходили советские суда с грузами. Два из них в 1986 г. стали жертвами диверсии южноафриканских террористов: рано утром 5 июня на кубинском судне "Гавана" и в подводной части двух черноморских судов — "Капитан Вислобоков" и "Капитан Чирков", — стоявших у причала порта Намиб (Мосамедиш), один за другим прогремели несколько мощных взрывов. Как стало известно позднее, сработали магнитные мины, прикрепленные диверсантами к корпусам судов в подводной части. Кубинское судно затонуло. На "Капитане Вислобокове" затопило машинное отделение и четыре трюма, а на "Капитане Чиркове" — два трюма, машинное отделение и тоннель гребного вала. Экипажи под руководством капитанов М.С.Галимова и Н.И.Винокура начали борьбу за живучесть своих судов, которая продолжалась больше месяца. Через несколько дней в порт Намиб подошел рижский спасатель "Гордый" (капитан А.Плаксин), затем — черноморский спасатель "Ягуар" (капитан Ю.Богун). Для организации помощи в спасении судов прилетел заместитель министра морского флота Б.А.Юницын. Пробоины были заделаны, вода откачана, при этом обезвредили еще две прикрепленные к корпусам мины. После трудоемкой разборки, промывки и очистки двигателей и других механизмов суда были введены в строй. "Капитан Чирков" 27 августа прибыл в Одессу, а "Капитан Вислобоков" после ремонта в Луанде взял курс на Испанию2.

По мнению специалистов, эта спасательная операция была наиболее крупной и опасной со времен Великой Отечественной войны.
В 1989 г. советские суда вывозили из Анголы боевую технику и снаряжение кубинских воинских частей, эвакуировавшихся на родину. Так, сухогруз "Скульптор Коненков" сделал три рейса между ангольскими и кубинскими портами1.

С 1980 г. между Ираком и Ираном шла кровопролитная и длительная война на почве территориальных притязаний и религиозных различий. В результате в Персидском заливе было нарушено нормальное судоходство, нейтральные суда подрывались на минах, выставленных воюющими сторонами, или подвергались нападению с моря и воздуха. В одном только 1986 г. было обстреляно 105 судов, погибли 77 моряков различных национальностей, что практически парализовано судоходство в Персидском заливе2.
В 1987 г., в разгар войны, Кувейт зафрахтовал для перевозки нефти советские и американские суда, рассчитывая, что воюющие стороны не дерзнут напасть на флот великих держав. В 1988 г. там уже работали в тайм-чартере советские танкеры "Маршал Чуйков", "Маршал Баграмян" и "Махачкала". Первый из них, следуя в Персидском заливе летом того же года, подорвался на мине — к счастью, повреждения оказались не опасными для судна дедвейтом 68 тыс. т3.

Новое осложнение ситуации в Персидском заливе вызвали захват Ираком Кувейта 2 августа 1990 г. последовавший за ним удар по Ираку Вооруженных сил НАТО. При этом несколько судов и кораблей разных стран подорвались на иракских минах, сорванных с якорей и дрейфовавших в разных частях залива4.
Плавание советских торговых судов в горячие точки планеты убедительно свидетельствует, что не только военный, но и торговый флот страны в силу специфики своей деятельности за рубежом постоянно являлся орудием внешней политики государства И, даже выполняя свою обычную работу по перевозке хозяйственных грузов в воюющие государства в качестве представителя нейтральной страны, подвергался опасности военного нападения.
<div align="center">___________________________</div>

ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#2 SergeyOdessa

SergeyOdessa

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 340 сообщений
  • Регистрация: 07-Август 09
  • Город:Одесса

Отправлено 05 Сентябрь 2009 - 19:23


Хорошая статья!
Кто знает об этих событиях, могут вспомнить. А кто не знает, могут узнать.
Хотя, с таким руководством и такой школьной программой по истории, молодое поколение в Украине уже ничего не узнает. Им сейчас насильно вдалбливают совсем другое.

Единственный вопрос к автору статьи - почему "Под флагом России", а не "Под флагом СССР" ?

В статье упоминается т/х "Брянский рабочий". Мой отец работал на нем много лет, начиная с приемки в 1964 году.
Есть старые черно-белые фотографии из многочисленных рейсов в горячие точки, включая американские самолеты над палубой и т.д.

Долго ищу хорошее фото т/х "Брянский рабочий", но нигде ничего нет. Нашел только одно фото на сайте Брянского машиностроительного завода, но оно из газеты. Сделано, когда судно выходило на ходовые испытания после постройки, и качество никакое.
Кстати, 3 и 4 сентября по украинскому каналу НТН показывали х/ф "Море нашей надежды". Там где-то в течение минуты показывают т/х "Брянский рабочий": отходит от причала, проходит торцевой причал Одесского морвокзала и выходит за Воронцовский маяк. Пару лет назад этот фильм показывал российский канал "Звезда". Долго искал, где скачать этот фильм, но так и не нашел.

Если кто-то знает, подскажите пожалуйста:
1. Где можно найти фото т/х "Брянский рабочий" (ЧМП, 1964-1990 г.г.) ?
2. Где можно скачать х/ф "Море нашей надежды" (Одесская киностудия, 1971 г.) ?

#3 ultras17

ultras17

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 106 сообщений
  • Регистрация: 06-Июль 08
  • Город:Одессы

Отправлено 06 Сентябрь 2009 - 18:06

2. Где можно скачать х/ф "Море нашей надежды" (Одесская киностудия, 1971 г.) ?
[/quote]

http://torrents.ru/f...c.php?t=1884578

#4 SergeyOdessa

SergeyOdessa

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 340 сообщений
  • Регистрация: 07-Август 09
  • Город:Одесса

Отправлено 06 Сентябрь 2009 - 23:02

Где можно скачать х/ф "Море нашей надежды" (Одесская киностудия, 1971 г.) ?



Спасибо за ссылку!

#5 Михаил Архипов

Михаил Архипов

    Сruiseinform.ru

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 10 948 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Москва

Отправлено 08 Ноябрь 2010 - 23:21

Спасибо большое, Леша, за этот материал. Спустя год очень пригодился, чтобы установить судьбу двух судов :rolleyes:

#6 SergeyOdessa

SergeyOdessa

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 340 сообщений
  • Регистрация: 07-Август 09
  • Город:Одесса

Отправлено 09 Ноябрь 2010 - 10:13

Т/х "Брянский рабочий" (ЧМП) в Южно-Китайском море, июль 1966 года:

Прикрепленные файлы






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования