Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

"В ЧУЖОМ ПОРТУ, ВДАЛИ ОТ ДОМА"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 29 Июль 2005 - 13:55

В ЧУЖОМ ПОРТУ, ВДАЛИ ОТ ДОМА

Борис Ремень, первый помощник капитана т/х «Мозырь» Черноморского пароходства

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ


ВЕТЕРАН
Наша старенькая «Кооперация» шла в очередной рейс Одесса — Александрия — Бейрут — Одесса. Скорость у нее всего десять узлов — неплохая для тех времен, когда судно строилось. Теперь же наши лайнеры бороздят просторы мирового' океана со скоростью более двадцати узлов. Однако «Кооперацию» уважают. Бывалые моряки помнят, что в Отечественную она была боевой единицей Северного флота, плавучей базой подводных лодок, а в шестидесятых ходила во льды Антарктиды с экспедицией ученых. Но время диктует свое, и «Кооперации» установили ограничение по возрасту: порты Средиземного моря, не дальше.

Стремительный циклон, обрушившийся на Одессу со стороны моря, только зацепил ее своим левым крылом. Но и этого было достаточно, чтобы ветеран-трудяга в предельном напряжении своих «лошадиных» сил с трудом выгребал против крутых накатов многотонных волн. Борта и надстройки со стальным упорством принимали их удары, деревянная отделка внутри старчески поскрипывала. Снаружи все покрылось соленой изморосью от растрепанных седых гребней. В снастях свистел средиземноморский ветер — ласковый летом, но резкий и грозный зимой. Мгла и сырость. Ни луны, ни звезд. Даже днем молочно-белая пелена нависала над верхушками мачт и предательски скрывала горизонт.

Но «Кооперация» потихоньку продвигалась вперед, к цели, в Александрию. В рефрижераторных трюмах уложены бочки с говяжьим жиром для парфюмерной промышленности Египта.
Пассажирские каюты, по обыкновению, пустовали. Обслуживающий персонал наводил в них чистоту, удаляя невидимые пылинки, иногда делали мелкий ремонт. В Александрии готовились взять на борт около ста пассажиров до Бейрута, десятка три автомашин и груз на Одессу.
Капитан Туманян неотлучно находился на мостике, сходя только пообедать или вздремнуть часок-другой, а то и отдыхал прямо в штурманской рубке, не раздеваясь. «Теребил» радистов, требуя чаще положенного сводки о погоде, навигационные предупреждения, просматривал факсимильные погодные карты. Следил за курсом.

Моряки на «Кооперации» бывалые, прошедшие не одну тысячу миль по океанским дорогам. И хотя подобные рейсы они и называют в шутку домашними — Средиземное море для черноморцев не весть какая даль! — однако, море есть море: знакомое, но капризное, а порой и жестокое. И на стареньком грузо-пассажире морской опыт — большое дело.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Доплыли не без забот, но благополучно, до порта назначения за четверо суток, вместо трех. Зашли за брекватер и с помощью буксира судно провели в дальний район порта, к угольному причалу. Закрепились концами, или «привязались», как выражаются любители необычной словесности. Причал грязный и покрыт слоем угольной пыли: рядом разгружался углевоз. Пыль ложилась на палубу «Кооперации», белоснежные надстройку и корпус. Придется потом матросам долго отмывать их щетками, с водой и мылом. Мало радости.

А тут еще и забот прибавилось. Глухой район. В таких нередко появляются любители поживиться за чужой счет, стащить то, что «плохо лежит». Подплывет этакий тощенький, в затрапезной одежонке, на залатанной лодке, закинет «кошку с концом» на фальшборт где-нибудь у носа или кормы и по нему, как циркач, шасть на палубу! Обрежет ножом кусок пенькового или капронового троса от бухты или стащит чехол с лебедки. А то побросает в воду доски, рыбинсы, ящики — что под руку попадется. Увидит опасность — прыг в воду. Иной встанет босой на латунную пробку замерной трубки, оглядываясь, вывернет ее пяткой, как ключом, вроде она у него из дамасской стали. Ценится металл, цветной особенно. Потом торгуют добычей у перекупщиков и старьевщиков, да и поди знай где еще! Бедолаги. Бизнес нищих портовых босяков в борьбе за жизнь, за кусок хлеба.

Иностранные моряки: шведы, англичане, норвежцы переняли у азиатских портовых полицейских непатентованный способ борьбы с воришками — бить из рогаток несчастного вора по ребрам, иногда ничем не прикрытым. Молчат или повизгивают, терпят, но тянут и «дело» делают.
Даже местные грузчики, вчерашние безработные, тоже порой приворовывают, не стесняясь, почти легально. К примеру, сбивают с бочек обручи. На каждой бочке, вместо шести, остается всего по два, только чтобы не рассыпалась. Обручи сминают, иногда прячут под спецовку, а то и в открытую несут. Такие «операции» производят на причале, перед погрузкой в автомашины. А охраннику — полицейскому в черной форме с белыми полотняными обшлагами — каждый такой «бизнесмена платит мелкой монетой, за молчание.

На такие дела наш моряк только смотрит. Груз на причале уже не наш, и тут, как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не суйся. Но для охраны судна со стороны акватории порта выставляется дополнительная вахта.
Есть и другого рода добыватели, мелкие дельцы, интеллигенты портового бизнеса — менялы, или ченчисты, как называют их моряки. Эти промышляют на любом судне. И до чего интересная публика! Напористая, дошлая в погоне за деньгами, в устройстве своего «дела». Зная терпимость, обходительность и культуру нашего моряка, крутит порой, как самонаводящая торпеда, и без стеснения назойливо донимает своими предложениями.

С такими ченчистами часто сталкивается второй помощник капитана Гурницкий Владимир Иванович, потому что его рабочее время на стоянке проходит на палубе и в трюмах.
Появляется перед ним в этот раз усатенький, чернявый, бойкий человечек. По какой принадлежности на судне находится — иди разбери! Людей добрая сотня в трюмах и на палубе: кто работает, кто-то спит, кое-кто отбивает поклоны аллаху. Круговорот чужой жизни!
Подходит, значит, «деловой» человек к Владимиру Ивановичу и с завидной находчивостью говорит по-русски:
— Здорово! Я тебя знал, ты Юра.— Обычный предлог для завязывания знакомства. Расчет на то, что собеседник или согласится сразу или ответит, что он не Юра и назовется.

Гурницкий знает эти приемы любителей купить, продать, перепродать. Говорить они могут немного на двух-трех языках. Полиглоты в силу необхОДИМОСТИ. Принцип «делового» разговора у них один: сначала серия заученных вопросов с возрастанием скорости, потом такая же серия предложений.
Не хотел Владимир Иванович тратить время, да передумал. Может быть что-то новое появилось в «работе» добытчиков своего счастья)

— Калистрат мое имя, друг Садык.— Отвечает Гурницкий, произнося первое, пришедшее в голову имя медленно, в два слога и называя собеседника тоже наобум.
Темные глаза ченчиста смотрят несколько секунд в пуговицу на синей куртке помощника капитана. Видимо, новое незнакомое имя не сразу умещается в его сознании. Потом поднимает взгляд на Гурницкого. Шутки не улавливает. И то, что сам он, возможно, не Садык, а Ахмед, Махмуд или еще кто-нибудь, для него также несущественно, как имя Юра или Калистрат. Но считает необходимым, отступая от своих правил, задать вопрос для выяснения, авось пригодится для дела в дальнейшем:

— Э-э-э! Русский всегда один имя. Почему тебя два имя: Коля-и-Страт! — справшивает «Садык».
— Это по-старому. Давно было, понимаешь! Раньше. Правильно есть Коля,— разъясняет Владимир Иванович, улыбаясь.
«Садык» согласно кивает головой. Ему неважно, что было раньше. Главное, что сейчас. Теперь стало ясно — Коля! А впрочем Коля, Страт, Юра — хоть кто угодно. У него задача другая, а знакомство уже состоялось.
— Смотреть нада товар. Думать нада ченч, бизнес. Бери — давай, бери — давай! — пытается он «разъяснить» свое кредо.
— Не нужен мне ченч и бизнес,— отвечает Гурницкий, увидев как небрежно были опущены на причал бочки в плетеном «парашюте» и отвлекшись мыслями на свои грузовые дела.

— Зачем русский всегда не нада ченч! Это нет карашо,— «Садык» осуждающе качнул головой.— Бизнес, деньги карашо — много пей, кушай карашо.
— Да уж мне лучше знать, приятель, как жить и как кормиться,— говорит Гурннцкий и прощается: — Будь здоров, «Садык»!
Однако, смуглый проворный человечек не может не извлечь хоть какой-то пользы из этой беседы. Хватает помощника капитана за рукав куртки и просит:
— Дай курить, Коля. Знаю, тебе есть.

Владимир Иванович, сам некурящий, угощает ченчиста распечатанной пачкой сигарет «Кишинев». Тот достает одну сигарету, закуривает, а пачку кладет в карман:
— Гуд. Карашо. Спасиба.— Он еще немного стоит, потом, опомнившись, быстро уходит. Тощая маленькая его фигурка с наклоненной вперед лохматой головой выражают надежду на будущие удачи.

ВЫНУЖДЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ
Выгрузка с одновременной погрузкой продолжалась. Груза достаточно, чуть меньше того, что «Кооперация» могла максимально взять в свои трюмы. Девятьсот двадцать тонн, вообще говоря, крохи — для одного только трюма сухогруза, вроде «Мурома», а для старушки — свой рейсовый план грузоперевозок. Плюс другие заботы: выполнение графиков рейсов, обслуживание пассажиров, отсутствие жалоб, сохранность груза, да мало-ли чего в ежедневных делах-заботах!

Через 20 суток после выхода из Одессы надо прибыть назад к Воронцовскому маяку. И капитан со всеми коммерческими навыками старался обеспечить бесперебойную работу: приглашал к себе то агента, то стивидоров, то представителя фирмы. За чашкой кофе и в официальных беседах настойчиво «выжимал» от них обещания активизировать деятельность во всех звеньях. Конечно, и своих помощников тормошил, контролируя четкость вахтенной службы, работу судовых матросов-тальманов: получаемый груз был высокофрахтным, а потери или коммерческий брак — минус к оценке большой работы.

За грузовыми делами не забывалась и подготовка пассажирских кают, салонов. И если что-то случалось не так, тут уж и пассажирскому помощнику Бердику приходилось выслушивать от капитана напоминания об ответственности за порученное дело. В общем, как положено, в контроле за судовым распорядком, расстановкой людей и качеством их работы.

Бывает, что автомашины начнут подходить с перерывами или вдруг снимут одну-две бригады грузчиков. Тогда капитан возьмет кого-либо из своих помощников, чаще всего первого помощника, и оба поспешат в глубь портового района: к конторе, к стивидорам, к бригадирам. Капитан для такого случая и четки прихватит — ни дать, ни взять — правоверный мусульманин. Подойдут они к будке и еще у входа начнут приветствовать — «Салам алейкум!», на что в ответ услышат тоже приветливое — «Алейкум салам!»

Капитан, который только что руководил, действуя, так сказать, согласно уставным требованиям, сейчас должен стать дипломатом.
Многие местные портовые работники давно здесь знают капитана. Примут доброжелательно, предложат сесть. Четки в руках его мусульманам нравятся. Громкий восточный разговор стихает. Всем ясно, что человек пришел по делу. Но с вопросами не спешат. А Туманян и вида не подает, что для него эта волокита, как густой туман на переходе: и плывешь и ничего не видно. Однако, подсядет к играющим в нарды, проявляя к игре интерес, хотя мыслями далек от восточной игры

Хозяева, как и следует тому быть, закажут гостям по чашечке кофе.

Конторка, она же чайхана, никак не располагает к довольству — затрапезная времянка. Но, соблюдая обычаи, медленно попивают гости дешевый кофе, запивая сырой холодной водой. Потом задымят сигаретами. Арабы — советскими, гости — арабскими. Никто не начинает разговора первым. Ох, уж эти традиции! А уважать надо. И делается так не первый раз.

В чайхане набирается дыму от сигарет, словно от трубы паровика прошлого века, благо дверь никогда не закрывается — ее попросту нет. Кончается, наконец, игра в нарды, которой занят старший стивидор. Гости выражают восхищение скоростью игры и успехом победителя, не преминув сказать, примерно то же, проигравшему. Потом капитан, обращаясь к старшему стивидору, вежливо поинтересуется его здоровьем и, между прочим, делами. Но только тот заговорит о делах, Туманян переходит к вопросам выгрузки-погрузки и уже не упускает Ни на миг цепь претензий: администрация не выполняет своего обещания увеличить количество транспорта, бригад, а это влечет за собой То-то и то-то. Он спокойно ссылается на график, на предыдущие указания маленьких и больших местных начальников и получает, наконец. Вознаграждение за настойчивость — почти точную копию предыдущих заверений улучшить работу, а также Поданный к дверям чайханы легковой драндулет или такси для возвращения к борту судна.

После такой прогулки «дипломаты» возвращаются на судно, и снова от незамеченного другими импульса кипит работа. На завтра все может повториться, разве только в другом варианте. И капитан опять поспешит, уже к более старшему начальнику. Или пригласит отправителя груза к себе, а то и обратится в советское Торгпредство. Все бывает. Работа.

КУРС НА БЕЙРУТ
Освобожденные трюмы в этом рейсе были заполнены традиционным египетским грузом: «Ром Негро», «Бренди» и пивом «Стелла». Через неделю стоянки у грузового причала судно перешло к морскому вокзалу Александрии для посадки пассажиров и погрузки автомашин. За день перед этим несколько матросов под началом боцмана Заблудного, старого опытного моряка, отмыли слой пыли и копоти с корпуса, надстроек, стандерсов.

Стало известно, что поток морских путешественников до Бейрута резко уменьшился. Кочующие торговцы и прочий непоседливый люд прокладывали теперь свои курсы стороной от ливанской столицы — большого, красивого и бойкого города — к другим средиземноморским портам. В Ливане обострились разногласия христиан, мусульман и палестинских беженцев.

«Кооперация» стояла у причала и готовилась через час, согласно графику рейса, взять курс на Бейрут. Было погожее нежаркое утро 7 декабря 1975 года. Пассажирский помощник Бердик стоял на верхней площадке парадного трапа в позе манекена из магазина Торгмортранса «Альбатрос» и, грациозно держа голову, через очки в изящной оправе рассматривал подъезжавших к причалу пассажиров. У него «под рукой», как он говорил, находились каютная номерная и бельевая хозяйка, в чьи обязанности вменили провожать прибывших для отметки документов у «властей» и указывать отведенные места: экипаж в зимнее время был сокращен из-за уменьшения пассажиропотока.

Уже все пассажиры и их багаж размещены в надстройке, автомобили закреплены на палубе. Соблюдены формальности по отходу. В салоне своей каюты капитан заканчивал беседу с представительными гостями. Работник советского Торгпредства, агент, представитель фирмы и супервайзер допивали кофе. Вежливые улыбки, жестикуляция, кивки головой с неизменным «о'кей!». Все предыдущие неувязки — в сторону. Все хорошо, все благополучно. Туманян проводил гостей к трапу. Рукопожатия. «Гуд бай! Гуд лак!» — «до свидания, в добрый час!» Как принято.

Через пять минут по судовой трянсляции прозвучало уже обычное рабочее, отходное:
— Боцману — на бак! Палубной команде — аврал! Занять места по швартовному расписанию!
Судно пошло курсом на Бейрут. Почти по прямой. Море было относительно спокойным после малого местного шторма по названию «Эль-Фейда».
В делах и заботах экипаж провел день и часть ночи. В середине второго дня над судном прокружил израильский патрульный самолет акульей раскраски. Пассажиры реагировали на его появление недовольным длительным гомоном.
Судовая служба шла своим, раз и навсегда заведенным порядком. Бердик уже давно подсчитал выручку от билетов и багажа, доложил капитану об итогах и расхаживал по судну с видом человека, добросовестно сделавшего свое дело и незря плавающего. Спросит кого-либо из пассажиров о здоровье и нет ли жалоб. Жалоб не было, здоровье расшататься ни у кого еще не успело — переход короткий, а море спокойное. Дорогу же к судовому врачу иностранцы, если им надо, находят сами.

Время шло к вечеру. Пассажирам надоело бегать по коридорам, трапам и палубам. Такая уж особенность у людей из этих мест: с отходом все начинают передвигаться по всем переходам и палубам. А за сутки удовлетворили, видимо, свое любопытство, устали или убаюкал их еле слышимый гул машинного отделения. Так или иначе, но они уже не метались, сидели в курительных салонах, на диванах и в креслах, поджав под себя ноги или подняв колени до подбородка — восточная поза. Бесконечно дымили дешевыми сигаретами, гортанно переговариваясь. Все они возвращались на родину — к своим местам, большая часть — в Бейрут. Контингент разный: несколько моряков с торгового ливанского судна, едущих в отпуск, торговцы с большими баулами и саквояжами, какие-то непроницаемые особы, вроде банковских служащих или детективов, а также несколько многодетных семей. Дети тоже набегались за день и лежали после ужина в каютах.

Моряки-ливанцы были все молодые и большинство явно не арабского происхождения. Как выяснилось из разговоров с пассажирским помощником, это были армяне. В их компании выделялся высокий, спорного вида человек со стремительным взглядом темных глаз, модно одетый, с галстуком, тогда как другие носили на шеях яркие цветные платки. С высоким армянином плыли жена и маленькая дочь. Он и двое его друзей оказались владельцами «Мерседеса», «Форда» и «Волво», которые стояли на палубе, закрепленные между центральной и кормовой надстройками. Эти приятели часто забирались в кабины автомобилей, включали радиоприемники и, закрывшись, слушали передачи минут по двадцать.

Арабы, в основном среднего возраста, а кое-кто и постарше, меньше двигались, больше сидели. Особенно в вечерние часы. Один из них, мужчина лет сорока пяти, невысокого роста, с тоненькими усиками на круглом, смуглом лице, все время сидел в кресле. Отличался от других спокойствием и задумчивостью. На голове его постоянно серела войлочная исламская шапочка — мусульманин. Его жена с тремя маленькими детьми к вечеру ушла в каюту.

День убывал. Стемнело. И только темно-бордовые прожилки между слоями ночных облаков, которые еще просматривались со стороны кормы и левого борта, напоминали о щедром и ярком солнце, ушедшем одарить теплом и радостью тысячи людей где-то в западном полушарии. Бердик проявил служебную инициативу — организовал интернациональный вечер. На судне был, как водится, комплект музыкальных инструментов для художественной самодеятельности. Подобрали исполнителей: несколько человек из экипажа и согласившихся выступить моряков-ливанцев.

Зрители расселись в музыкальном салоне. Судовые самодеятельные артисты спели несколько песен. После них выступили ливанцы. Гости пели на армянском языке, поглядывая на Туманяна. Они знали уже, что он армянин. Кое-кто из них побывал в Союзе, путешествовал вдоль Аракса и Раздана, посетил святыни верующих армян, резиденцию католикоса в Эчмиадзине, видел в Ереване первый в мире памятник жертвам кровавого геноцида, подсвеченный снизу вечным огнем, спаренный стальной обелиск, символизирующий собой братство по оружию и клятву интернационалистов над могилой павших. Выступлениям не было конца. Даже маленькая дочка высокого ливанца исполнила какую-то детскую песенку. В общем, вечер прошел на должном уровне. Пассажиры угомонились, примолкли. Только высокий ливанец и его друзья долго сидели за стеклами «Форда», и нервные вспышки сигарет освещали их напряженные лица. Время близилось к полуночи, скоро Бейрут.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#2 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 29 Июль 2005 - 13:56

НА БЕЙРУТСКОМ РЕЙДЕ
Справа обозначился берег с серпантином желтых огней в горах. Стали различаться светлые кварталы береговой части города.
«Кооперация» все ближе и ближе «подгребала» к рейдовой стоянке. Бинокли переходили из рук в руки, но в городе на этот раз было меньше обычного огней. Слабо освещенные улицы плохо просматривались. Местами клубились багровые дымы пожаров. Подходить ближе к порту без лоцмана из района рейдовой стоянки нельзя. Капитан с вахтенным помощником по очереди несколько раз выходили в эфир, повторяя:
— Рэдио Бейрут! Пайлот стейшн. Ай ам рашн весл «Кооперация».
Но динамик на мостике молчал в ответ. Плотная тишина. Только жалобно пищал, перегреваясь, радар.

Еще днем из радиоизвестий экипаж услышал о беспорядках в Ливане. НО ОТ знания обстановки никому не легче — на борту ливанцы, их надо высадить.
По команде с мостика в машине сбавили обороты, судно стало покачиваться на слабых волнах. Пассажиры уже уложили пожитки, повыходили из кают и курительных салонов. На палубе поднялся оживленный гомон, обычный для прибывающих.
На мостике росло напряжение — на связь с судном берег не выходил. Порт, такой шумный и говорливый всего два месяца тому назад, словно спрятался под свои причалы и молчал.

Отдана команда — «Стоп машина! Стоять на реверсах.»
Туманян приказал вахтенному помощнику поискать в эфире советские суда. Старенькая аппаратура «Акации» вынесла в эфир знакомые, но необычные для этого рейда слова:
— Вниманию советских судов в Бейруте! Я — «Кооперация». Кто слышит - прошу ответить.
Молчание. Минут двадцать периодически повторяли запрос на различных каналах связи. Наконец, на двенадцатом международном, отозвалось судно Азовского пароходства. Туманян приступил к переговорам с коллегой.

Динамик позволял слышать разговор двух капитанов. Все, кто здесь находился, узнали, что порт брошен и никто в нем не работает. На крышах пакгаузов и у проходных — крупнокалиберные пулеметы. Из города постоянно доносится стрельба, в порт залетают шальные пули. Судно стоит с прерванной выгрузкой. Вынуждены разгружать своими силами — прямо на причал. Завтра полагают сняться и уйти домой. Швартовщиков нет, в экипаже придумали, как сбросить концы с причальных кнехтов. Советские работники в Бейруте тоже блокированы перестрелкой и связаться с судном не в состоянии...

Таковы были события. Политические и религиозные противоречия в Ливане, подогретые определенными внешними силами, развернулись в военное противоборство. Началась братоубийственная война. И моряки «Кооперации» оказались всего в нескольких милях от Бейрута, от того места на земле, где люди начали убивать друг друга.
А ночные, успокоенные близостью берегов волны сонно покачивали дрейфующее судно. Но спящих на нем было мало. Капитану и старшему комсоставу не до сна. И все, кто узнал о переговорах капитанов, ожидали указаний о дальнейшей работе. Что делать! Куда пойдет судно! Не в Одессу же везти этих граждан Ливана, волею обстоятельств не принятых дома!

Пассажиры стали проявлять нетерпение.
— Почему судно долго не двигается, не идет в порт!
— Что случилось с теплоходом и почему их не информируют!
Уклончивые ответы членов экипажа не удовлетворили пассажиров и они стали нервно требовать, чтобы им ответил сам «господин капитан». Бердик доложил Туманяну эту просьбу. Капитан невозмутимо проговорил:
— Дорогой мой, Милентий Ефимович, сумей объяснить, поработай с массой, такова твоя роль. Скажи людям, что порт не работает, началась война, что связываемся с местными властями. Пусть ждут и сохраняют спокойствие. Позже, если потребуется, я скажу им все, что надо.
И Бердик пошел к «массе». Пассажиры галдели без умопку, передвигаясь от дверей капитанской каюты и леерам палубного ограждения и стараясь что-нибудь разглядеть на берегу.

Капитан с первым помощником подготовили срочный запрос к руководству пароходства о дальнейшем курсе следования. Предложили вариант высадки ливанцев в Латакии.
Туманян из штурманской постучал в переборку радиорубки, вызывая начальника радиостанции Кирика. Когда тот появился, капитан сказал:
— Яков Касьяныч! Дай «срочную» начальству. И жди. Ответ нужен. Устанешь, передай вахту радисту, а то он по сну уже план перевыполнил.
— Все ясно! — ответил Кирик и ушел отбивать свои точки-тире.
Капитан закурил, в раздумьи посмотрел на первого помощника и, как будто взвешивая мысль, произнес:
— Как ты думаешь, Борис Андреевич? Пока наш запрос будет ходить туда-сюда, не написать ли нам ответ по-английски самим себе от властей Бейрута! Мол, порт не работает, принять не могут, а у капитана, дескать, есть свое начальство — пусть принимает решение. А! Думаю, не повредит, пока от наших нет ответа. А то ведь нервничают ливанцы, еще дебош устроят — горячий народ. Ты дай команду боцману, чтобы был готов с ребятами, в случае чего. Что думаешь!
— Думать много нечего. Верное решение, Петр Акопович,— поддержал первый помощник и, заметив, что капитан прислушивается к шуму снизу, продолжил: — Публика волнуется, придется объяснять или что-то предпринимать до получения ответа.

Как в воду глядели. Внизу, на палубе и в курительном салоне, разноголосый шум нарастал. Попытки Бердика успокоить возрастающие страсти, видимо, результатов не достигали. Стало заметно, что они разделились на две группы. Арабы доказывали, что лучше ехать в Латтакию, а оттуда они как-нибудь доберутся до своих мест. Армяне же хотели высадиться в Бейруте.

Среди общего гула, бессмыслицы и неразберихи резко выделялись два спорщика: низкорослый с усиками араб в исламской шапочке и высокий армянин в рубашке с галстуком. У араба от пулеметной быстроты речи энергично подергивались усики, а глаза с напряжением смотрели снизу вверх на армянина. Тот метал глазами молнии и, наступая на своего противника, резко взмахивал волосатыми руками, складывал щепотью кисть у своего лица в знак доказательности аргументов и выбрасывал ее в сторону араба — жест угрозы. С обеих сторон старались перекричать друг друга сочуствующие соотечественники. Выкрики стали слышны на главной палубе.

И вдруг армянин ударил араба кулаком в подбородок. Тот отлетел в толпу. Секунда, другая — резкая тишина. Потом — взрыв воя! Визг! Мгновение — группы слились. Хватали друг друга за руки, одежду. Кто-то потянулся уже к горлу соседа, кто-то в карман за складным ножом. Женщины оттягивали своих мужей сзади за рубахи, визжа и умоляюще тараторя. Побледневший Бердик бросился разнимать драчунов. Блеснув, слетели с его лица кем-то задетые очки. Успел поймать, сунул в карман.
Неожиданно в этот шум и гам, перекрывая его, резко ворвалась сверху от штурманской пронзительная трель командирского свистка. Оттуда быстро спускались капитан и первый помощник. Все сразу смолкли и прекратили суматоху, готовую перерасти в общую потасовку.

Туманян не дав никому опомниться, громко, но скрашивая юмором серьезность происходящего, сказал по-английски:
— Уважаемые господа! Близость «байрама», вероятно, причина взяться за нож. Но, опомнитесь! Кто здесь видит барана! Здесь — люди, братья. Согласитесь, что такой щедрый шашлык по вкусу лишь врагам Ливана. Как капитан судна, я заверяю, что вам будет предоставлена возможность благополучно окончить путешествие.

Повторил эти слова по-армянски. Внимательно его выслушав, пассажиры стали расходиться. Напряжение убывало. Капитан ушел в свою каюту. Первый помощник сменил дополнительную вахту, которая под началом боцмана находилась неподалеку, на другой состав. Ведь впереди целая ночь, а с нею еще и неизвестность. После уяснения обстановки зашел в каюту капитана.
Судно без движения немного покачивалось, дрейфуя на траверзе Бейрута. В дверь капитанской каюты постучали. После разрешения войти, деликатно, не переступая комингса, в нее заглянул пассажирский помощник. Сзади него виднелась голова высокого армянина.

— Заходи, пожалуйста! Живой! Что скажешь! — спросил Туманян.
— Живой пока,— улыбаясь ответил Бердик.— Да вот, понимаете, опять с просьбами наши драчуны.
— Что же им надо! Не тяни, пожалуйста,— поторопил капитан.
— Рвется к вам этот длинный их заводила. Хочет добиться разрешения выйти на связь по радио с Бейрутом.
— Пусть зайдет, проси,— подумав, ответил Туманян.

Гость вошел, уже без галстука, в рубахе с расстегнутым воротом. На лице выражение упрямства. Никаких извинений за недавний инцидент. Сразу начал с настойчивой просьбы. Говорил по-английски. По его словам, начальник полиции Бейрута его друг. С ним высокий и собирался переговорить, чтобы выяснить обстановку для высадки здесь или в другом порту без осложнений. Что-то говорил еще, по привычке жестикулируя, но с меньшими эмоциями. В каюту стали понемногу протискиваться, в начале скромно, потом смелее, другие армяне. Туманян это видел, но не возражал. Указал вошедшим на свободные кресла, приглашая садиться. Гости не придерживались правил приличия и, не слушая спокойных доводов капитана о том, что можно, а чего нельзя делать в их и его положении, настаивали на немедленной высадке в Бейруте, и никакие объяснения их не могли успокоить. Повскакивали с мест, подошли ближе к столу Туманяна. Жестикулируя и перебивая друг друга, задыхались от быстроты собственной речи.

— О чем они) — спросил первый помощник.
— Говорят, что в Сирию мм нельзя. Их там, вроде, могут преследовать как христиан. А тот,— Туманян показал глазами на парня с косынкой на шее, который на вечере был «ударником» в оркестре,— говорит, что он «персона нон-грата», и в соседней стране его, мол, упрячут в тюрьму. Еще говорят, что советские моряки — люди, как всем известно, гуманные и что они не должны допустить убийства. Понял, да? А только что друг из друга чуть шашлык не сделали, артисты.

Капитан взял трубку телефона и вызвал радиорубку:
— Что там, с берега ничего не слышно?
Это был условный сигнал.
В каюту вошел начальник рации. Протянул предусмотрительно заготовленную радиограмму с английским текстом. Туманян пробежал ее глазами и протянул высокому армянину. Пока тот читал, обратился к Бердику:
— Пожалуйста, возьми у штурмана бинокль и дай им. Пусть полюбуются на пожары. Может быть, поостынет желание рваться на берег, в неизвестность. И сам посматривай, стриги, как говорится, ушками.

А гостям сказал: извините, мол, нам надо работать. И поднялся, давая понять, что разговор окончен и пора расходиться. Гости вышли, капитан с первым помощником поднялись в радиорубку. На сниженной тональности пищали чьи-то непонятные точки-тире. Только не те, которых ждали. О чем-то думая, капитан сказал:
— Как, друзья-моряки? Разрешим заводиле с полицейским другом переговорить?
— Не стоит, товарищ капитан,— ответил Кирик.— Какую-нибудь провокацию выкинут, и не поймем!
— Но пассажиров тоже нежелательно взвинчивать. А что думает первый помощник?
— Думаю, можно. Пусть говорит по-английски, но предупредить, что если перейдет на другой язык, выключим рацию. Только полагаю, никто не выйдет на связь с ним, если уж нам не удалось.
- Хорошо, разрешим говорить по английски и по-армянски. Я рядом буду,— подытожил капитан и, вызвав Бердика, сказал: — Пригласи друга полицейского на мостик.

В заботах не заметили, как прошла половина ночи. На мостике в это время службу несла уже вахта второго помощника капитана. В рулевую рубку проникал лишь матовый свет ущербной луны, тусклая полоска света из штурманской от лампы над картой, да светилась картушка компаса у рулевой колонки. «Кооперация» придерживалась радиуса дрейфа, временами подрабатывая машиной.
Высокий ливанец с помощью Гурницкого прошел в темноте к «Акации», для его непривыкших глаз — полный мрак. Гостю показали, как пользоваться аппаратом. Около получаса бубнил настойчивый житель Бейрута, вызывая своего друга — начальника полиции. Но никто не отвечал ни на английском, ни на армянском. Мертвая тишина. Ливанец устал от бесполезного занятия и, поблагодарив на этот раз капитана за любезность, ушел вниз, к землякам.

МИР ПОД МАЧТАМИ
В четвертом часу еще раз подработали машиной. Потом сменились вахты. Скоро рассвет. В пять в штурманскую поднялся Бердик. Увидел дремавшего сидя капитана и хотел было повернуть назад. Но Туманян раскрыл глаза и сдвинул фуражку на затылок:
— Чего Милентий Ефимович!
— Ливанцы наши, Петр Акопович, установили мир между собой. И пришли к единому мнению, что плыть следует в Латанию. Просили меня передать вам.
— Да! Решили, говоришь, в Латакию! И ты с ними вместе, чтоли! — шутя спросил Туманян и без улыбки добавил.— Скажите, пожалуйста. Прямо командование эскадрой.
Бердик решил ретироваться, подумав, что капитан не в духе, устал, как-никак все время в напряжении, сутки без сна, и повернулся к выходу
— Постой! — остановил его Туманян. Открылась створка из радиорубки, и Кирик протянул радиограмму. Капитан прочитал текст, удовлетворенно заключил словом «ясно!» и сказал пассажирскому:
— Вот, передай своим подопечным, что принято решение идти в Латакию.
— А как с питанием? — спросил Бердик и осекся под пронзительным взглядом. Но все же, набравшись смелости, продолжил: — Стоимость билетов погашена услугами по седьмое декабря включительно.

— Ах, дорогой мой товарищ Бердик,— сказал укоризненно капитан, смотря на него, как на непонятливого ребенка.— Будешь кормить, как кормил. За те же деньги. Тебе что, лекцию прочесть о советском гуманизме! Иди, распоряжайся. Да! Закрой судовой бар, чтобы водка не попала твоим драчунам, а то, не хочешь кормить, тобой закусят! — уже шутя закончил Туманян.
— Понятно, Петр Акопович,— с виноватой улыбкой ответил Бердик и быстро вышел, довольный, однако, что подстраховался распоряжением капитана.

Солнце еще не взошло. Оно было где-то за горами, с которых стекал свежий утренний бриз. Море лениво перекатывалось под корпусом «Кооперации». Чайки еще не поднялись на крыло и не горланили рядом с бортом. Но в сером рассвете ориентиры на берегу уже определялись все яснее. Невооруженному глазу стали видны крыши городских строений. Горел высотный отель «Савойя». Черный и длинный шлейф дыма тянулся от середины его многоэтажия и заворачивал к югу. В нескольких местах неподалеку от отеля клубились дымом пожары поменьше. И все — в центре города, легкомысленно и методично разрушаемого руками его граждан.

Пассажиры, взрослые и дети, сгрудившись, стояли на палубе и перебрасывались угрюмыми репликами.
Чуть заметно началась знакомая вибрация — заработал главный двигатель. Судно, сделав небольшой разворот и вводя машину в режим, легло курсом на Латакию, оставляя справа по корме большой город Бейрут с тяжелыми дымными шлейфами и увозя его граждан в сторону от поваров, а может быть, от ран и смертей.
Солнечный диск, огромный и багрово-желтый, поднялся над синеватыми в утренней дымке прибрежными горами. Подкрасил багрянцем бледные облака и клочья зарождающихся туч, пронизав их острыми косыми лучами. Ветер становился все крепче и переходил на морское направление. По всему было видно — ждать непогоды.

К середине дня Туманян привел «Кооперацию» к берегам Сирии, на рейд Латакии. Агент, с которым связались заранее, ждал в порту с подготовленным у причала катером. Капитан опасался, если шторм разыграется до прихода судна к гавани, то не удастся получить разрешения на вход в ее узкие ворота и «Кооперации» придется уйти в открытое море. Но шторм, к счастью, не догнал. Судно благополучно зашло в порт и ошвартовалось на бочках. Через час с небольшим прибыли «власти».
С высадкой на берег «персон нон-грата» осложнений не произошло. Автомобили перегрузили на баржи. Ветер усиливался. Капитан поторапливал. Увольнения в город были отменены.

КУРС НА ОДЕССУ
В шестнадцать судно снялось с бочек, прошло ворота. О портовый мол уже бились крупные волны, выхлестывая на него брызги и пену. Ветер набирал штормовую силу. Невдалеке от порта сидел на мели, наполовину обгоревший «грек». В предыдущий шторм на нем случился пожар. Борясь с огнем и направляясь к берегу, пароходик выбросился на камни. Команда была малазийская, капитан и стармех — англичане. В результате аварии и пожара половина экипажа, включая стармеха, погибла. Капитан при смерти. Остальные ранены и обожжены. Пороход погиб. Печальная картина.

Сейчас нарастал новый шторм. «Кооперация» быстро теряла скорость, но с терпеливым упорством закаленного ветерана двигалась вперед. И только в Эгейском море, за островом Икария, она не смогла бороться с десятибалльными водяными горами. Двигатель надрывался, но вперед — ни одной мили! «кооперация» замерла на месте, только поскрипывали ее много испытавшие конструкции, да кормовой стандерс дрожал от надрывавшегося в туннеле гребного вала, и временами обнажаемого винта под кормой.

Туманян решил переждать шторм за островом Икария, в дрейфе. Сообщил в Одессу. Не только разрешили, но даже приказали переждать. Произвели мастерский разворот в опасной ситуаций на 180 градусов: при маневре судно положило на левый борт. Но только раз. Если бы дважды, то Неизвестно еще, чем бы все кончилось. Сразу после разворота в корму ударила многотонная масса догнавшей теплоход и вздыбившейся волны. Но это было уже не опасно.
18 часов Дрейфовало судно вблизи острова за границей территориальных вод. Когда волна пошла на убыль, капитан решил выйти из-за острова и лечь на курс — время дорого! Хоть по пять узлов, но все-таки вперед к дому.

Когда подошли к Дарданеллам, штормить перестало. Проходя пролив, встретили буксир-спасатель, снимавший с мели небольшое турецкое судно.
К Босфору подошли ночью. Лоцмана Туманян, как обычно, не взял: эта узкость ему отлично знакома. В начале пролива застопорили машину и двигались по инерции, пока старпом оформлял карантинные документы на катере, подошедшем к борту «Кооперации», Туманян с крыла мостика перебрасывался приветственными фразами на турецком языке, которым хорошо владеет, с инспекторами, что-то веселое говорил лоцману со встречного судна, услышав его разговор по радио. А с высоких берегов пролива подмигивали ему и экипажу «Кооперации», как старым знакомым, миллионы огней ночного Стамбула. Сияли дворцы, соборы, минареты, подсвеченные прожекторами по случаю «байрама».

Остались за кормой мыс Румели-Хисары и крепость на нем в свете прожекторов. И вот волна родного Черного моря качнула «Кооперацию». Она пошла словно быстрее, хотя скорость ее нисколько не увеличилась — все те же десять узлов.
В Одессе ошвартовались на своем, родном, 21 причале. По телевизору передавали программу «Время». На весь экран судового «Электрона» показывали горящий отель «Савойя» и знакомую экипажу панораму разрушенного местами Бейрута, чадившего пожарами.
Так окончился один из рейсов «Кооперации».

«МОРСКОЙ ФЛОТ» , 1979 г.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#3 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 14 Июль 2006 - 18:06

В связи с фактической войной вновь начавшейся в Ливане, поднимаю эту тему.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100