Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Подводные лодки на Дунае


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 22 Апрель 2005 - 19:53

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НА ДУНАЕ



Идешь по строгим линиям улиц или
бродишь мимо фасадов с лепными якорями, маскаронами,
кирасами, скользишь взглядом по окнам в старомодных
переплетах, и невольно веришь, что там, за этими
оплывшими от времени стеклами, чего только не
перевидавшими на своем беспокойном веку, там, в ветхих
книжных шкафах, ящичках дедовских секретеров, в
шкатулках с пожухлыми письмами, в чьих-то допотопных
семейных альбомах, в связках бумаг и фотографий,
погребенных в пока еще не выброшенных сундуках и на
запыленных антресолях, там-то и таятся разгадки многих
морских тайн. Да что бумаги!.. Сколько драгоценного угасает
в сотах памяти нерасспрошенных стариков…


Казалось бы – что может быть общего между мелководным Дунаем и подводными лодками? Но, тем не менее, в истории подводного мореплавания наш Дунай нашел свое самобытное место. Рассказывая о подводных лодках на Дунае, пожалуй следует начать со средневековой истории подводных судов запорожцев. Интересные воспоминания об этом оставил ученый монах иезуитского ордена Р. Фурнье. Побывав в конце 16 века в Стамбуле, он написал следующее: «Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян (запорожских казаков) на турецкие города и крепости: они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я почитал рассказы выдумкой. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега».

Изображение
Казацкая "подводная лодка"

Неизвестно применяли ли казаки подобную подводную тактику при набегах и штурмах дунайских крепостей: Килии, Измаила, Тульчи и других, но учитывая постоянство набегов запорожцев на дунайские города и крепости – хочется верить что применяли, тем более что население этих городов жило в постоянном страхе перед казаками и готовности к обороне, поэтому внезапность нападения здесь играла большую роль. Никаких сведений о применении казаками подводных судов на Дунае отыскать пока не удалось, и выражаясь языком дипломатии, эту информацию нельзя не подтвердить и не опровергнуть.
Но, домыслы – это лишь домыслы, а правдивые факты говорят нам о том, что первая подводная лодка в водах Дуная появилась в 1916 году. С началом Первой мировой войны для помощи Сербии российское правительство формирует Экспедицию особого назначения, в которую помимо кораблей и судов (в т.ч. Русского Дунайского пароходства) включает малую подводную лодку «№3». Еще до войны, в 1910 году, при реконструкции Кронштадтской крепости, Военное министерство России предложило для обороны проходов в минных заграждениях построить 6 малых подводных лодок. После объявленного конкурса лучшим был признан проект Невского завода, фактически принадлежавший американскому конструкторы подводных лодок Джону Холланду. Позднее данный тип лодок получил индексацию «27-В».

Изображение
Подводная лодка Холланда типа "27-В"

Суммы отпущенной Военным министерством хватило лишь для строительства 3-х лодок. Эти лодки были настолько миниатюрными, что им даже не придумали названий, а ограничились лишь присвоением порядковых номеров – «№1», «№2», «№3». 15 августа 1914 года лодки зачислили в список флота и свели в дивизион особого назначения в составе бригады ПЛ Балтийского моря. Однако, в связи с тем, что мореходность этих лодок была достаточно ограниченной, активного участия в боевых действиях они не принимали. Интересны записи в вахтенном журнале командира ПЛ «№3», на которой держал свой брейд-вымпел начальник дивизиона малых ПЛ лейтенант Иван Иванович Ризнич: «1 марта 1915 года. Военная гавань Пярну. «Красили корпус». Следующий день: «…Чистили цистерны», «Команда ходила в баню». А то и вовсе события суток укладывались в три слова «Случаев не было».
В 1916 году дивизион был расформирован и лодки разбросали по разным морским театрам. «№1» и «№2» «Уехали» в Архангельск, а предполагавшуюся отправку туда же лодки «№3» отменили по ходатайству Экспедиции особого назначения, занимавшейся перевозкой грузов по Дунаю для сербской армии. Морской Генеральный штаб решил перебросить лодку на юг для морального воздействия на австро-венгерскую военную флотилию. Возглавлял доставку и, позднее, командовал этой лодкой все тот же Иван Ризнич, которому волей-неволей пришлось войти в историю подводного мореплавания еще и как первому командиру подлодки действующей в речных условиях.

Изображение
И.И. Ризнич на борту ПЛ №2"

Неординарная личность И. И. Ризнича достойна внимания хотя бы уже потому, что именно Ризнич написал брошюру «Подводная лодка «Стерлядь», которая стала едва ли не первым учебником по практике подводного мореплавания, а позднее составил первый «Словарь командных слов по управлению подводными лодками». Уже не только подводники, но даже простые обыватели из кинофильмов и книг знают команды: «По местам стоять! К погружению!» и «По местам стоять! К всплытию!» - которыми начинается и заканчивается поход. Автором этих команд был лейтенант Ризнич, пионер русского подводного мореплавания, который сам того не желая, оставил о себе память и на нашем Дунае.
В 1916-17 гг лодка «№3» ходила по Дунайским гирлам и рукавам в составе ЭОН главным образом отрабатывая задачи морального воздействия на противника и сопровождения транспортных судов ЭОН. Вскоре, в связи с приближением активных боевых действий к Нижнему Дунаю лодку включили в Галацкий отряд Русской Дунайской военной флотилии. Базируясь на порт Рени, она охраняла стратегический шоссейно-железнодорожный переход через р. Прут от боевых кораблей Австро-венгерской речной флотилии. По этой дороге возвращались домой солдаты и офицеры российской армии не желавшие воевать теперь уже за чужие интересы и поэтому самовольно бежавшие с фронта и любыми путями прорывавшиеся в Россию. Через прутский мост весь поток людей и техники направлялся преимущественно в Кишинёв и Одессу и далее в центральные губернии России. Каким образом поступил экипаж ПЛ «№3» сказать сложно. Лейтенант Ризнич к тому времени был направлен в Италию получать новую подлодку «Святой Георгий», фамилия же нового командира для нас пока тайна. Но тем не менее известно, что ПЛ «№3» 18 января 1918 г вошла в состав советского Черноморского флота. Через два месяца, 3 марта 1918 года после заключения Брестского сепаратного мира, согласно которому Южная Бессарабия вошла в состав Румынии, экипаж вынужден был покинуть лодку, по прежнему стоявшую в Рени, приведя ее перед этим в неисправное состояние. После оккупации лодка была включена в состав румынской речной флотилии, затем она попала в австро-венгерскую Дунайскую флотилию. И те и другие пытались ввести ее в строй, но безуспешно, и в 1921 году лодку «№3» сдали на слом.

Изображение
ПЛ №3 рядом с вооруженным австро-венгерским буксиром "Самсон"

Ровно через 20 лет, в 1941 году в Галаце были спущены на воду две подводные лодки для ВМС Румынии – «С-1» и «С-2». После достройки в 1943 году обе лодки были включены в состав Королевского Румынского флота и перешли на военно-морскую базу ВМС Румынии в Констанцу для несения боевой службы. Для проведения ремонтных работ время от времени в Галац заходила еще одна румынская ПЛ «Delfinul». Однако пребывание этих ПЛ на Дунае было относительно кратковременным и не представляет для нас исторического интереса.
В годы Великой отечественной войны, немцы не имели свободного доступа в Черное море через черноморские проливы в связи со строгим нейтралитетом Турции, но, несмотря на это, им удалось сконцентрировать в черноморском бассейне группу кораблей и судов разных типов в количестве ок. 300 единиц. С началом ВОВ планом «Барбаросса» разработанным немецким генеральным штабом предусматривался быстрый захват черноморских и дунайских портов, однако план провалился и поэтому для ведения боевых действий на Черном море немцам пришлось искать иные пути. Дунай сыграл в этом ключевую роль, будучи свободным путем по которому выходили в Черное море не только обычные корабли и суда, но и подводные лодки.
Для ведения подводной войны на Черном море немецкое командование выбрало лодки типа IIB. Однако эти подлодки находились на Балтике и переход вокруг Европы для них был невозможен. Поэтому было решено перебросить их на Черное море внутренними сухопутными и водными путями Европы. Переброска осуществлялась двумя группами по три единицы в каждой. Для максимального облегчения с лодок было демонтировано оборудование общим весом 80 т. Из Киля через Кильский канал лодки были отбуксированы в Гамбург. Для уменьшения осадки при проходе каналом корпуса лодок обставили специальными понтонами. Таким же образом подлодки буксировали вверх по Эльбе до Дрездена. В Дрездене их перегрузили на специальные 18-осные (!) автоплатформы и через 4 суток доставили на Дунай – в древний город Ингольштадт (2458 км, левый берег). Затем, снова при помощи понтонов первую группу лодок (U-18, U-20, U-23) привели в Линц. На линцской судоверфи лодки вновь укомплектовали оборудованием и в готовом к несению боевой службы состоянии, лодки буксировались вниз по Дунаю до Сулины. Однако, из-за большой осадки самих лодок, отсутствия нормальной упраавляемости и общей гидрологической ситуации летом на Дунае, от этой схемы пришлось отказаться. Следующие три лодки (U-9, U-19, U-24) были отбуксированы вниз по Дунаю на понтонах до румынского Галаца, где после комплектации своим ходом перешли в Констанцу.

Изображение
Перевозка ПЛ типа IIB на понтонах по Дунаю

Помимо перегона, немцы в сентябре 1943 года на судоверфи Линца разместили заказ на строительство лодок новой XXIII серии, но их строительство так и не состоялось.
Однако на этом не заканчивается биография подводных лодок на Дунае. Сохранилась еще одна история, скорее легенда, связанная с подводным плаванием в водах нашей реки. Во время второй мировой войны пленные в Италии построили маленькую подводную лодку. Убегая от преследования они переплыли Адриатическое море, зашли в какую-то пещеру и, как оказалось, попали в подземную реку. Плавание против течения в этой подземной реке не обошлось без приключений, но тем не менее, эти люди удачно нашли выход из пещеры и оказались на Дунае. Местность, по их описанию, очень напоминала рейд старого румынского города Оршова и югославского поселка Текия на другом берегу, еще до затопления. Что это были за пленные, легенда это вообще, или правдивая история – непонятно. Но по рассказам старых дунайских капитанов, которые работали в Катарактах еще до строительства плотины «Джердап-2», югославские лоцманы в р-не 958 км на правом берегу неоднократно показывали пещеру, которая действительно существовала, и говорили, что некоторые исследователи пытались как можно дальше пройти пещеру, но больше 1,5-2 км не могли. Тогда было решено цветными шариками и порошком определить, где они выплывут. Через продолжительное время их обнаружили в Адриатическом море.

На этом можно закончить рассказ о подводных лодках на Дунае. Вполне возможно, что кроме рассказанных историй на нашем Дунае были (или будут) замечены еще какие-нибудь субмарины, и уж тогда бессмертное время нам поведает новые легенды.

Алексей Сёмин.
"Дунаец" №30, 22.04.2005

ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#2 IgIg

IgIg

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 406 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Солнца

Отправлено 22 Апрель 2005 - 21:25

Казацкая "подводная лодка"

Во-во! Они-то ее и изобрели. И еще письменность топор, колесо и многое-многое другое.
Эй, на барже! Лом не проплывал?




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100