Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Место отправления пассажирских судов из Ленинграда в 20-60 годы
#1
Отправлено 03 Март 2012 - 22:56
Недавно столкнулся с вопросом, на который, к удивлению, не нашёл ответа.
Порт Ленинград был связан пассажирским регулярным сообщением с портами Западной Европы (в частности с Лондоном, хотя были и другие рейсы) с конца 20-х годов ХХ века. Об этом факте упоминается во многих источниках. Первоначально на этих линиях стояли грузопассажирские пароходы дореволюционной постройки, но потом их сменили т.н. "лондонские рефрижираторы" - грузопассажирские теплоходы типа "Мария Ульянова". Всего их было постоено 6 ед. Есть много мемуаров, где описываются эти лайнеры. их интерьеры. обстановка и т.д. Но НИГДЕ я не смог найти ответа на вопрос: А ОТКУДА ОНИ ОТПРАВЛЯЛИСЬ В РЕЙС? Действительно, любое место, откуда отходит пассажирское судно за границу, должно быть оборудовано местами пограничного и таможенного контроля. залами ожидания и т.д. Т.е.. выражаясь современным языком, должен быть терминал (или морской пассажирский вокзал). В сталинские годы пограничные и таможенные формальности были особенно актуальны Возникает вопрос - где в порту Ленинграда был причал. с которого регулярно отходили пассажирские теплоходы в Западную Европу в 20-60 годы.. Потом был Морской Вокзал на Васильевском остове, Морской фасад на намывных территориях. но это было уже потом.....
Если у кого-то есть информация, откуда уходили пассажирские теплоходы в Европу, сообщите пожалуйста
Ну а если (мечтательно улыбаясь....) есть и фото такого причала..........
#2
Отправлено 04 Март 2012 - 09:04
#3
Отправлено 04 Март 2012 - 09:59
Исторически пассажирские суда швартовались у наб. Лейтенанта Шмидта и Английской. В 1930-е годы был построен морской вокзал, упомянутый по ссылке выше, и скорее всего он находился на набережной Лейтенанта Шмидта. Есть упоминания, что в 1950-е годы морской вокзал временно размещался в домах 11-13 по той же набережной, т.е. возможно, здание 30-х годов погибло во время войны. В 1963 году был открыт первый морской вокзал в гавани на Васильевском острове, а в 1983 году там же был открыт новый морской вокзал, который работает и сейчас.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#4
Отправлено 04 Март 2012 - 18:22
Спасибо за информацию и подсказку направления для поиска
Если честно, то я подозревал какое-то место на набережной, т.к. представить себе
выгружающихся интуристов на режимном объекте (в порту) в сталинскую эпоху я не могу
Но то, что "терминал" мог находиться в доме. выходящим на набережную, для меня неожиданная информация, как и то, что до морвокзала на ВО на набережной их было фактически два.
Ещё раз спасибо! Буду искать в этом направлении.
#5
Отправлено 04 Март 2012 - 18:29
По фотографиям вспомнилось 6 июня 1920 г. пароход «Народоволец» (бывший «Николаев»).
Вот ссылка на место http://www.oldsp.ru/photo/view/9695 там можно посмотреть фотографии на карте рядом в разное время и морской грузовой порт тоже можно посмотреть. Может попадется кадр с лайнером, не рядовое событие все же - должны быть фото или открытки. Быстро по поиску я ничего не нашла, но те, кто описывает фотографии не всегда уделяют внимание судам.
Мой ЖЖ x-ledi.livejournal.com
Сайт для планирования путешествий, поисковая система отелей TripLife
#6
Отправлено 04 Март 2012 - 19:57
#7
Отправлено 04 Март 2012 - 20:51
Вероятнее как раз разделение пассажирских и товарно-бункеровочных операций.. Так что, скорее всего - ниже по Неве. Не думаю, что они сначала высаживали пассажиров где-то ближе к центру, потом шли на бункеровку, выгрузку-погрузку, потом за новой порцией народу. Скорее всего, это всё происходило во время одной стоянки.
#8
Отправлено 04 Март 2012 - 21:58
Да, причем это очень вероятно, и в то время было принято.Вероятнее как раз разделение пассажирских и товарно-бункеровочных операций.. Так что, скорее всего - ниже по Неве. Не думаю, что они сначала высаживали пассажиров где-то ближе к центру, потом шли на бункеровку, выгрузку-погрузку, потом за новой порцией народу. Скорее всего, это всё происходило во время одной стоянки.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#10
Отправлено 05 Март 2012 - 21:48
Но, вот возник вопрос: кто были пассажиры? Ведь суда, которые ходили из Ленинграда доходили только до Лондона, значит деловой пассажир, которому надо было ехать в Америку исключался. Российские туристы по понятным причинам тоже. Получается, почти одни интуристы, то есть круизные пассажиры. Тогда всё встаёт на свои места. П/х, т/х пусть даже и советский выполняет круизы из Европы, в пункте отправления снабжается всем необходимым, в Ленинграде стоит там же где и сейчас в рамках круиза 1 день, и едет дальше.
#11
Отправлено 06 Март 2012 - 15:35
Кстати, еще один вопрос: в 30- 50-е годы пассажиры пассажирских судов, пришедших из заграницы, где проходили пограничный контроль - на борту или на берегу?На снимках по ссылке Антона Вуколова место более-менее видно. Видна также очень интересная деталь - проверка паспортов на борту судна, так что вопрос с пограничниками снимается. Они могли очевидно куда угодно приехать, проштамповать паспорта, и кто знает, может быть и досмотреть. Когда их функции разделились? Что касается выгрузки грузов и бункеровки, об ускорении оборота судна в те времена видно не думали.
Но, вот возник вопрос: кто были пассажиры? Ведь суда, которые ходили из Ленинграда доходили только до Лондона, значит деловой пассажир, которому надо было ехать в Америку исключался. Российские туристы по понятным причинам тоже. Получается, почти одни интуристы, то есть круизные пассажиры. Тогда всё встаёт на свои места. П/х, т/х пусть даже и советский выполняет круизы из Европы, в пункте отправления снабжается всем необходимым, в Ленинграде стоит там же где и сейчас в рамках круиза 1 день, и едет дальше.
М.б. я ошибаюсь, но кажется, что на фотографии пограничный контроль не на пассажирском судне.
#12
Отправлено 06 Март 2012 - 15:37
Александр, а случайно у Вас нет фотографии первого морского вокзала (тот, который 1963 года) на Васильевском острове?Я по разрозненным сведениям предполагаю такую картину.
Исторически пассажирские суда швартовались у наб. Лейтенанта Шмидта и Английской. В 1930-е годы был построен морской вокзал, упомянутый по ссылке выше, и скорее всего он находился на набережной Лейтенанта Шмидта. Есть упоминания, что в 1950-е годы морской вокзал временно размещался в домах 11-13 по той же набережной, т.е. возможно, здание 30-х годов погибло во время войны. В 1963 году был открыт первый морской вокзал в гавани на Васильевском острове, а в 1983 году там же был открыт новый морской вокзал, который работает и сейчас.
#13
Отправлено 07 Март 2012 - 19:26
Фотографии нет. Есть фрагмент карты достопримечательностей Ленинграда 1967 года, где изображено это здание:Александр, а случайно у Вас нет фотографии первого морского вокзала (тот, который 1963 года) на Васильевском острове?Я по разрозненным сведениям предполагаю такую картину.
Исторически пассажирские суда швартовались у наб. Лейтенанта Шмидта и Английской. В 1930-е годы был построен морской вокзал, упомянутый по ссылке выше, и скорее всего он находился на набережной Лейтенанта Шмидта. Есть упоминания, что в 1950-е годы морской вокзал временно размещался в домах 11-13 по той же набережной, т.е. возможно, здание 30-х годов погибло во время войны. В 1963 году был открыт первый морской вокзал в гавани на Васильевском острове, а в 1983 году там же был открыт новый морской вокзал, который работает и сейчас.
Поскольку остальные здания на карте изображены вполне достоверно, не вижу оснований считать, что морской вокзал выглядел по-другому. Полная карта здесь.
Также попался снимок того же 1967 года. На нем изображены пассажирские суда в морском порту:
Это то самое место, где стоял морской вокзал 1963 года и сейчас стоит новый.
А вот - то же место, но снятое из космоса в 1966 году. Но вопрос, где же здесь здание морского вокзала. Можно предположить, что это четырехугольник в нижней части фото, но это более старое здание, оно сохранилось, и не похоже на изображенное выше. Возможно, павильон - это прямоугольная полоска в нижней части причала, но я не могу понять, почему тогда его угол не виден в левой части вышеприведенной фотографии.
А новый морской вокзал находится на месте большого прямоугольника на причале (это был газон или что-то подобное).
Полная карта Ленинграда 1966 года из космоса здесь. Но осторожно: 42 Мб!
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#15
Отправлено 08 Март 2012 - 10:44
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#16
Отправлено 08 Март 2012 - 12:24
Ранее на нашем форуме упоминалась любопытная ссылка - аэрофотосъёмка советских городов во время войны.
Ссылка на страничку Ленинграда: http://warfly.ru/?la...=30.331364&z=12
Возможно, интуристовский морской вокзал там, где пришвартован двухтрубный теплоход на наб. Лейтенанта Шмидта.
#17
Отправлено 29 Март 2012 - 15:15
#18
Отправлено 29 Март 2012 - 17:10
Это какой из них? Первый был построен в 1930-е, второй - в 1963-м, последний (существующий) - в 1983-м. Разве был еще какой-то?Морской вокзал на Васильевском был открыт в 1974 году.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#19
Отправлено 30 Март 2012 - 13:39
"Александр Пушкин" был распределен в Балтийское морское пароходство и приписан к Ленинграду, а через год открыл новую трансатлантическую линию Ленинград - Хельсинки - Копенгаген - Лондон - Квебек - Монреаль, успешно конкурируя на трансатлантической линии с таким известными компаниями, как например "Кунард Лайн". На "Пушкине" впервые в СССР были применены стандарты обслуживания пассажиров, принятые на Западе.
В зимнее время "Александр Пушкин" работал во фрахте у иностранных круизных компаний, а после закрытия трансатлантической линии Ленинград - Монреаль в 1979 году полностью переключился на круизную работу. Кстати, "Пушкин" был одним из последних лайнеров, работавших на линейных перевозках пассажиров через океан - в 1970-е годы трансатлантические суда были почти полностью вытеснены авиацией.
В 1985 году "Пушкин" был передан из Ленинграда во Владивосток, в Дальневосточное морское пароходство, где продолжал работать на иностранном круизном рынке. Из-за финансовых проблем пароходства в 1990 году теплоход был арестован в Сингапуре. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба "Александра Пушкина", но спустя год на него нашелся покупатель, британский бизнесмен, которому требовалось судно для новой круизной компании Orient Lines. Дальневосточное пароходство с большим удовольствием избавилось от балласта, которым к этому времени был для него старый теплоход.
#20
Отправлено 11 Апрель 2012 - 22:27
Известно про грузопассажирские довоенные теплоходы, известно про "Молотова-Балтику". Эти вроде ходили в Лондон. Известно про линию в Стокгольм, есть сведения о том, что сначала её обслуживали суда типа "Михаил Калинин", затем паром "Ильич". А как они работали, что было за расписание, кто были пассажиры, как мог советский человек оказаться на борту такого судна? Были вообще советские пассажиры на линиях "Ленинград-Монреаль", "Ленинград - Нью - Йорк", и "Ленинград - Стокгольм"? Какая была заполняемость у судов вообще? Какие иностранные компании работали с СССР, на чём и в рамках какой программы они привозили туристов? Куда ешё можно было отправиться с Ленинградского морвокзала? Всё это - сплошные белые пятна.
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных