Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Место отправления пассажирских судов из Ленинграда в 20-60 годы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 31

#1 sudprom

sudprom

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 697 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 07
  • Город:Москва, Сокол

Отправлено 03 Март 2012 - 22:56

Уважаемые форумчане!
Недавно столкнулся с вопросом, на который, к удивлению, не нашёл ответа.
Порт Ленинград был связан пассажирским регулярным сообщением с портами Западной Европы (в частности с Лондоном, хотя были и другие рейсы) с конца 20-х годов ХХ века. Об этом факте упоминается во многих источниках. Первоначально на этих линиях стояли грузопассажирские пароходы дореволюционной постройки, но потом их сменили т.н. "лондонские рефрижираторы" - грузопассажирские теплоходы типа "Мария Ульянова". Всего их было постоено 6 ед. Есть много мемуаров, где описываются эти лайнеры. их интерьеры. обстановка и т.д. Но НИГДЕ я не смог найти ответа на вопрос: А ОТКУДА ОНИ ОТПРАВЛЯЛИСЬ В РЕЙС? Действительно, любое место, откуда отходит пассажирское судно за границу, должно быть оборудовано местами пограничного и таможенного контроля. залами ожидания и т.д. Т.е.. выражаясь современным языком, должен быть терминал (или морской пассажирский вокзал). В сталинские годы пограничные и таможенные формальности были особенно актуальны :ph34r: Возникает вопрос - где в порту Ленинграда был причал. с которого регулярно отходили пассажирские теплоходы в Западную Европу в 20-60 годы.. Потом был Морской Вокзал на Васильевском остове, Морской фасад на намывных территориях. но это было уже потом.....
Если у кого-то есть информация, откуда уходили пассажирские теплоходы в Европу, сообщите пожалуйста :)
Ну а если (мечтательно улыбаясь....) есть и фото такого причала.......... :) :) :)

#2 Антон Вуколов

Антон Вуколов

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 745 сообщений
  • Регистрация: 24-Июль 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 04 Март 2012 - 09:04

В поисках морского вокзала Санкт-Петербурга.
http://kn.sobaka.ru/n74/03.html

#3 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 04 Март 2012 - 09:59

Я по разрозненным сведениям предполагаю такую картину.

Исторически пассажирские суда швартовались у наб. Лейтенанта Шмидта и Английской. В 1930-е годы был построен морской вокзал, упомянутый по ссылке выше, и скорее всего он находился на набережной Лейтенанта Шмидта. Есть упоминания, что в 1950-е годы морской вокзал временно размещался в домах 11-13 по той же набережной, т.е. возможно, здание 30-х годов погибло во время войны. В 1963 году был открыт первый морской вокзал в гавани на Васильевском острове, а в 1983 году там же был открыт новый морской вокзал, который работает и сейчас.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#4 sudprom

sudprom

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 697 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 07
  • Город:Москва, Сокол

Отправлено 04 Март 2012 - 18:22

Очень интересно!!!
Спасибо за информацию и подсказку направления для поиска :greedy:
Если честно, то я подозревал какое-то место на набережной, т.к. представить себе
выгружающихся интуристов на режимном объекте (в порту) в сталинскую эпоху я не могу :blink:
Но то, что "терминал" мог находиться в доме. выходящим на набережную, для меня неожиданная информация, как и то, что до морвокзала на ВО на набережной их было фактически два.
Ещё раз спасибо! Буду искать в этом направлении.

#5 Ирина Архипова

Ирина Архипова

    Любитель речных и морских круизов

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 603 сообщений
  • Регистрация: 05-Декабрь 05
  • Город:Москва

Отправлено 04 Март 2012 - 18:29

Да они и сейчас там неплохо "пакруются" :) хоть терминалы там мобильные перед входом на лайнер.

По фотографиям вспомнилось 6 июня 1920 г. пароход «Народоволец» (бывший «Николаев»).

Изображение

Вот ссылка на место http://www.oldsp.ru/photo/view/9695 там можно посмотреть фотографии на карте рядом в разное время и морской грузовой порт тоже можно посмотреть. Может попадется кадр с лайнером, не рядовое событие все же - должны быть фото или открытки. Быстро по поиску я ничего не нашла, но те, кто описывает фотографии не всегда уделяют внимание судам.
CruiseHelp.RU - круизные лайнеры и компании
Мой ЖЖ Изображениеx-ledi.livejournal.com
Сайт для планирования путешествий, поисковая система отелей TripLife

#6 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 216 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 04 Март 2012 - 19:57

Можно подойти с другого конца: пароходу ведь нужна куча воды, сотни тонн угля, да и теплоход без бункеровки не обходиться. Да и грузы надо увозить как-то, ведь суда - грузопассажирские. Надо смотреть по наличию кранов и жд ветки в те годы. Так что, скорее всего - ниже по Неве. Не думаю, что они сначала высаживали пассажиров где-то ближе к центру, потом шли на бункеровку, выгрузку-погрузку, потом за новой порцией народу. Скорее всего, это всё происходило во время одной стоянки.

#7 Евгений Блохин

Евгений Блохин

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 765 сообщений
  • Регистрация: 07-Февраль 08
  • Город:Москва, Беляево

Отправлено 04 Март 2012 - 20:51

. Так что, скорее всего - ниже по Неве. Не думаю, что они сначала высаживали пассажиров где-то ближе к центру, потом шли на бункеровку, выгрузку-погрузку, потом за новой порцией народу. Скорее всего, это всё происходило во время одной стоянки.

Вероятнее как раз разделение пассажирских и товарно-бункеровочных операций.

#8 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 04 Март 2012 - 21:58

. Так что, скорее всего - ниже по Неве. Не думаю, что они сначала высаживали пассажиров где-то ближе к центру, потом шли на бункеровку, выгрузку-погрузку, потом за новой порцией народу. Скорее всего, это всё происходило во время одной стоянки.

Вероятнее как раз разделение пассажирских и товарно-бункеровочных операций.

Да, причем это очень вероятно, и в то время было принято.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#9 Михаил Пашковский

Михаил Пашковский

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 490 сообщений
  • Регистрация: 26-Октябрь 09
  • Город:Санкт-Петербург, Россия

Отправлено 05 Март 2012 - 07:28

Не помню точно где, но кажется у Виктора Конецкого я читал, что в начале 60-х годов пассажирский причал (и вроде бы упоминался какой-то павильон) был на территории грузового порта на Гутуевском острове.
С уважением, Михаил Пашковский

#10 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 216 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 05 Март 2012 - 21:48

На снимках по ссылке Антона Вуколова место более-менее видно. Видна также очень интересная деталь - проверка паспортов на борту судна, так что вопрос с пограничниками снимается. Они могли очевидно куда угодно приехать, проштамповать паспорта, и кто знает, может быть и досмотреть. Когда их функции разделились? Что касается выгрузки грузов и бункеровки, об ускорении оборота судна в те времена видно не думали.
Но, вот возник вопрос: кто были пассажиры? Ведь суда, которые ходили из Ленинграда доходили только до Лондона, значит деловой пассажир, которому надо было ехать в Америку исключался. Российские туристы по понятным причинам тоже. Получается, почти одни интуристы, то есть круизные пассажиры. Тогда всё встаёт на свои места. П/х, т/х пусть даже и советский выполняет круизы из Европы, в пункте отправления снабжается всем необходимым, в Ленинграде стоит там же где и сейчас в рамках круиза 1 день, и едет дальше.

#11 sudprom

sudprom

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 697 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 07
  • Город:Москва, Сокол

Отправлено 06 Март 2012 - 15:35

На снимках по ссылке Антона Вуколова место более-менее видно. Видна также очень интересная деталь - проверка паспортов на борту судна, так что вопрос с пограничниками снимается. Они могли очевидно куда угодно приехать, проштамповать паспорта, и кто знает, может быть и досмотреть. Когда их функции разделились? Что касается выгрузки грузов и бункеровки, об ускорении оборота судна в те времена видно не думали.
Но, вот возник вопрос: кто были пассажиры? Ведь суда, которые ходили из Ленинграда доходили только до Лондона, значит деловой пассажир, которому надо было ехать в Америку исключался. Российские туристы по понятным причинам тоже. Получается, почти одни интуристы, то есть круизные пассажиры. Тогда всё встаёт на свои места. П/х, т/х пусть даже и советский выполняет круизы из Европы, в пункте отправления снабжается всем необходимым, в Ленинграде стоит там же где и сейчас в рамках круиза 1 день, и едет дальше.

Кстати, еще один вопрос: в 30- 50-е годы пассажиры пассажирских судов, пришедших из заграницы, где проходили пограничный контроль - на борту или на берегу?
М.б. я ошибаюсь, но кажется, что на фотографии пограничный контроль не на пассажирском судне.

#12 sudprom

sudprom

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 697 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 07
  • Город:Москва, Сокол

Отправлено 06 Март 2012 - 15:37

Я по разрозненным сведениям предполагаю такую картину.

Исторически пассажирские суда швартовались у наб. Лейтенанта Шмидта и Английской. В 1930-е годы был построен морской вокзал, упомянутый по ссылке выше, и скорее всего он находился на набережной Лейтенанта Шмидта. Есть упоминания, что в 1950-е годы морской вокзал временно размещался в домах 11-13 по той же набережной, т.е. возможно, здание 30-х годов погибло во время войны. В 1963 году был открыт первый морской вокзал в гавани на Васильевском острове, а в 1983 году там же был открыт новый морской вокзал, который работает и сейчас.

Александр, а случайно у Вас нет фотографии первого морского вокзала (тот, который 1963 года) на Васильевском острове?

#13 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 07 Март 2012 - 19:26

Я по разрозненным сведениям предполагаю такую картину.

Исторически пассажирские суда швартовались у наб. Лейтенанта Шмидта и Английской. В 1930-е годы был построен морской вокзал, упомянутый по ссылке выше, и скорее всего он находился на набережной Лейтенанта Шмидта. Есть упоминания, что в 1950-е годы морской вокзал временно размещался в домах 11-13 по той же набережной, т.е. возможно, здание 30-х годов погибло во время войны. В 1963 году был открыт первый морской вокзал в гавани на Васильевском острове, а в 1983 году там же был открыт новый морской вокзал, который работает и сейчас.

Александр, а случайно у Вас нет фотографии первого морского вокзала (тот, который 1963 года) на Васильевском острове?

Фотографии нет. Есть фрагмент карты достопримечательностей Ленинграда 1967 года, где изображено это здание:


Изображение

Поскольку остальные здания на карте изображены вполне достоверно, не вижу оснований считать, что морской вокзал выглядел по-другому. Полная карта здесь.

Также попался снимок того же 1967 года. На нем изображены пассажирские суда в морском порту:

Изображение

Это то самое место, где стоял морской вокзал 1963 года и сейчас стоит новый.

А вот - то же место, но снятое из космоса в 1966 году. Но вопрос, где же здесь здание морского вокзала. Можно предположить, что это четырехугольник в нижней части фото, но это более старое здание, оно сохранилось, и не похоже на изображенное выше. Возможно, павильон - это прямоугольная полоска в нижней части причала, но я не могу понять, почему тогда его угол не виден в левой части вышеприведенной фотографии.

А новый морской вокзал находится на месте большого прямоугольника на причале (это был газон или что-то подобное).

Изображение

Полная карта Ленинграда 1966 года из космоса здесь. Но осторожно: 42 Мб!
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#14 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 08 Март 2012 - 07:52


Исторически пассажирские суда швартовались у наб. Лейтенанта Шмидта и Английской.


Я в Питере - турист. Это Английская набережная надо полагать? Это я снимал в 2005.

Изображение

#15 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 08 Март 2012 - 10:44

Да, это Английская набережная - самое удобное для круизных пассажиров место, почти в центре Санкт-Петербурга. Правда, только для относительно небольших круизных судов.

Изображение
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#16 sudprom

sudprom

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 697 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 07
  • Город:Москва, Сокол

Отправлено 08 Март 2012 - 12:24

Александр, спасибо за информацию.
Ранее на нашем форуме упоминалась любопытная ссылка - аэрофотосъёмка советских городов во время войны.
Ссылка на страничку Ленинграда: http://warfly.ru/?la...=30.331364&z=12
Возможно, интуристовский морской вокзал там, где пришвартован двухтрубный теплоход на наб. Лейтенанта Шмидта.

#17 sailor.39

sailor.39

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Регистрация: 29-Март 12

Отправлено 29 Март 2012 - 15:15

Морской вокзал на Васильевском был открыт в 1974 году. Там швартовались суда типа "Михаил Калинин", "Балтика" и др. А вот т/х "А.Пушкин","М.Лермонтов" и суда их водоизмещения тогда швартовались на 7 причале порта, где прямо в пакгаузе было сделано подобие пассажирского морвокзала. После углубления канала в начале 80-х эти суда смогли швартоваться на Васильевском.

#18 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 29 Март 2012 - 17:10

Морской вокзал на Васильевском был открыт в 1974 году.

Это какой из них? Первый был построен в 1930-е, второй - в 1963-м, последний (существующий) - в 1983-м. Разве был еще какой-то?
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#19 sailor.39

sailor.39

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Регистрация: 29-Март 12

Отправлено 30 Март 2012 - 13:39

Теплоход "Александр Пушкин" был построен в Висмаре, ГДР, в 1965 году в рамках серии из пяти теплоходов, заказанных СССР. Кроме "Пушкина", в серию вошли "Иван Франко" (головной), "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" и "Михаил Лермонтов". Это были современные и комфортабельные для своего времени суда, гордость советского пассажирского флота.
"Александр Пушкин" был распределен в Балтийское морское пароходство и приписан к Ленинграду, а через год открыл новую трансатлантическую линию Ленинград - Хельсинки - Копенгаген - Лондон - Квебек - Монреаль, успешно конкурируя на трансатлантической линии с таким известными компаниями, как например "Кунард Лайн". На "Пушкине" впервые в СССР были применены стандарты обслуживания пассажиров, принятые на Западе.
В зимнее время "Александр Пушкин" работал во фрахте у иностранных круизных компаний, а после закрытия трансатлантической линии Ленинград - Монреаль в 1979 году полностью переключился на круизную работу. Кстати, "Пушкин" был одним из последних лайнеров, работавших на линейных перевозках пассажиров через океан - в 1970-е годы трансатлантические суда были почти полностью вытеснены авиацией.
В 1985 году "Пушкин" был передан из Ленинграда во Владивосток, в Дальневосточное морское пароходство, где продолжал работать на иностранном круизном рынке. Из-за финансовых проблем пароходства в 1990 году теплоход был арестован в Сингапуре. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба "Александра Пушкина", но спустя год на него нашелся покупатель, британский бизнесмен, которому требовалось судно для новой круизной компании Orient Lines. Дальневосточное пароходство с большим удовольствием избавилось от балласта, которым к этому времени был для него старый теплоход.

#20 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 216 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 11 Апрель 2012 - 22:27

Хоть предыдущий пост не совсем в тему, и о "Пушкине" на форуме много писалось, в целом, вопрос поднят правильно. Хорошо, откуда суда отправлялись более-менее разобрались, или ещё больше запутались - кому как нравится. Но, что это были за суда и куда они ходили? С одной стороны сведения вроде имеются, но с другой они отрывочные и несвязанные.
Известно про грузопассажирские довоенные теплоходы, известно про "Молотова-Балтику". Эти вроде ходили в Лондон. Известно про линию в Стокгольм, есть сведения о том, что сначала её обслуживали суда типа "Михаил Калинин", затем паром "Ильич". А как они работали, что было за расписание, кто были пассажиры, как мог советский человек оказаться на борту такого судна? Были вообще советские пассажиры на линиях "Ленинград-Монреаль", "Ленинград - Нью - Йорк", и "Ленинград - Стокгольм"? Какая была заполняемость у судов вообще? Какие иностранные компании работали с СССР, на чём и в рамках какой программы они привозили туристов? Куда ешё можно было отправиться с Ленинградского морвокзала? Всё это - сплошные белые пятна.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100