Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Большое путешествие на Байкал


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 180

#1 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 15:29

В этом году летнюю часть отпуска я провёл на Байкале. Идея этого путешествия зрела давно, а более-менее реальные очертания приобрела год назад (после поездки на Камчатку мы решили в следующий раз собраться именно на Байкал), ну а окончательно планы прояснились примерно в марте - составили детальный план поездки, купили билеты и путёвки.

Поехать на Байкал вполне можно и самостоятельно, не пользуясь заранее услугами каких-либо турфирм – трансферы довольно легко организуются на месте, с жильём проблем тоже особых нет, однако если вы чётко завязаны на датах, хотите точно следовать намеченной программе, желаете увидеть максимум за отпуск, то удобно воспользоваться услугами турфирмы. Путешествиями по Байкалу занимается множество турфирм (в основном иркутских), однако среди них я бы выделил две – «Байкальские приключения» и «Байкал эксклюзив» (услугами которой я в итоге и воспользовался). И та, и другая - крупные иркутские туркомпании, имеют представительства в Москве и предлагают большой выбор разных путешествий.

Условно Байкал и все его достопримечательности можно разделить на 4 части: Южный Байкал (Листвянка, Бухта Песчаная, Кругобайкальская железная дорога); остров Ольхон и окрестности; Восточный берег (полуостров Святой Нос, Баргузинский заповедник и окрестности) и, наконец, Северный Байкал (Северобайкальск и прилегающие территории). Юг и Ольхон – наиболее известные места на Байкале, и в ходе большинства организованных маршрутов туристы обязательно знакомятся с этими местами. Восточное побережье реже посещается путешественниками, хотя по красоте ничуть не уступает западному берегу. Ну а Северный Байкал – это и вовсе заповедные места, с совершенно особенной природой, куда пока ещё крайне редко добирается широкая масса туристов.

Планируя поездку, я решил посмотреть максимум и постараться за трёхнедельный отпуск побывать во всех четырёх основных районах Байкала. Это непросто, но после долгого изучения трансферов и вариантов путешествия, всё-таки получилось найти оптимальный вариант. Первую часть путешествия составил сборный групповой тур «Кольцо Байкала» (включающий юг озера, Ольхон и восточный берег) после чего я уже самостоятельно запланировал поездку на Северный Байкал. Состыковать и увязать эти участки, уместив их в трёхнедельный отпуск, было непросто, однако в итоге всё удалось, правда, для этого пришлось уезжать в путешествие без раскачки прямо с рабочего места и затем выходить на работу тоже прямо с самолёта. Это не слишком приятно, учитывая рюкзак, разницу во времени и глобальность экспедиции – но такова уж энтузиастская доля. :)

Итак, в период с 27 июля по 16 августа 2010 года состоялось вот такое большое путешествие на Байкал:

Москва – Иркутск – архитектурно-этнографический музей Тальцы – Листвянка – Кругобайкальская железная дорога – Иркутск – Усть-Ордынский – Ольхон (4 дня) – переход на Восточное побережье на «Ярославце» - Восточное побережье (3 дня: восхождение на плато полуострова Святой Нос, экспедиция в Баргузинскую долину) – Улан-Удэ – перелёт местным авиарейсом в Северобайкальск – 3 дня на Северном Байкале (поездки на источники Хакусы, на мыс Лударь, прогулки вдоль Байкало-Амурской магистрали) – переход на «Комете» и «Восходе» по 600-километровому маршруту из Северобайкальска в Иркутск – Иркутск – Переход на СВП «Баргузин» в бухту Песчаная – 2 дня на Песчаной – возвращение на «Баргузине» в Иркутск – Иркутск – Москва.

Для наглядности и закрепления материала все перемещения продемонстрирую ещё разок на карте.

Изображение

Как видно, путешествие намечалось большим, интересным и по-настоящему энтузиастским. Вместе с тем, на такое ответственное дело ни в коем случае нельзя пускаться одному – стоит обязательно взять с собой надёжных боевых попутчиков (причём в наше-то время крайне желательно из питерской команды :rolleyes: ). Вот почему, как и год назад на Камчатку, мы поехали на Байкал вместе с Наташей и Олесей, двумя очаровательными петербурженками, истинными представительницами Культурной столицы России и настоящими боевыми подругами. :)

День 1. 27-28 июля.
Москва – Иркутск. Знакомство с городом.
Архитектурно-этнографический музей Тальцы.
Листвянка. Исток Ангары. Первое знакомство с Байкалом.


Изображение

Как это часто бывает перед отпуском, будничная жизнь словно желает задержать тебя – сначала на работе, потом в метро, и даже на взлёт возникает большая очередь.

Жара. Июль. Внуково. Пробка:

Изображение

Но, наконец, испытания закончены – в начале девятого вечера Ту-154м RA85805 «Фарман Салманов» с характерным для этой птички гулом оторвался от полосы и взял курс на Иркутск.

Изображение

Во время пятичасового ночного перелёта мне что-то не спалось – почитал путеводитель, перекинулся парой слов с соседом, средних лет иркутянином, возвращавшимся домой с Крыма, полистал ютэйровский бортовой журнал. Кстати, сургутская авиакомпания «Ютэйр», как и некоторые другие авиакомпании, активно применяет практику именных самолётов – большинству флагманам компании, воздушным судам Ту-154м, присвоены свои имена. Наш борт 85805 назван именем Фармана Салманова – очень известного геолога Югры, много сделавшего для развития нефтегазовой отрасли, бывшего замминистра геологии СССР.

Некоторые ночные пейзажи с борта «Фармана Салманова»:

Изображение

Изображение

Ночь над Западной Сибирью:

Изображение

Светает:

Изображение

Когда летишь на восток, время бежит в два раза быстрее – не прошло из нескольких часов, как ночь пролетела, и утреннее солнце вновь озарило просторы воздушного океана.

Изображение

Между тем, начинаем снижение. Самолёт ныряет в густую пелену облаков:

Изображение

В Иркутске облачное и туманное утро. Аэропорт здесь находится практически в городской черте, и, заходя на посадку, самолёты проходят прямо над центром города.

Изображение

Но я не сказал самого важного – после июльской московской душегубки сойдя с трапа в Иркутске, я ощутил главное: тут ПРОХЛАДНО!!! :rolleyes:

А уже в терминале случилось ещё одно радостное событие – в местной кафешке состоялась торжественная встреча с питерскими девчонками. Мы не виделись больше, чем полгода - готовясь к поездке, регулярно переписывались, созванивались, но встретились только тут, в Иркутске.

Как я уже говорил, первая часть байкальской эпопеи была групповым туром «Кольцо Байкала». В аэропорту нас, как и других туристов нашей группы, встретили представители турфирмы – не прошло и получаса, как мы ехали на микроавтобусе в центральную часть города, где с аппетитом позавтракали и затем начали знакомство с городом.

Иркутск – один из старейших городов Восточной Сибири, административный центр Иркутской области, расположенный на берегах реки Ангара в 68 километрах ниже её истока из Байкала. Население города – около 600 тысяч человек. На карте Сибири Иркутск, как и большинство сибирских городов, появился в середине 17 столетия. Он начался с острога, заложенного 6 июля 1661 года в устье реки Иркут, крупного левого притока Ангары, затем перерос в поселение, получившее в 1686 году статус города. Иркутск начал бурно развиваться в 17 веке – этому городу суждено было «прорубить окно» на Восток – осваивать путь России к Тихому океану. Все экспедиции, организуемые российским правительством на Дальний Восток, в Якутию, Монголию, Китай, на Аляску формировались в Иркутске. Отсюда началось заселение берегов Амура, в Иркутске была сформирована база для снабжения продовольствием и снаряжением экспедиций Беринга, здесь же основана контора известной Русско-американской компании, в 19 веке ведущей торговлю и освоение новых земель от Аляски до Японии, через Иркутск ехали первые посольства в Пекин, проходили караванные торговые пути в Монголию и Китай, оптовая торговля в Восточной Сибири в первой половине 19 века была сосредоточена преимущественно в руках иркутских купцов. В 19 веке Иркутск по своей величине занимал первое место среди других городов Сибири и являлся административным и культурным центром огромной территории от Енисея до Тихого океана.

С 19 века Иркутск стал известен, как один из главных центров ссылки в России – уже к концу 19 столетия на двух коренных сибиряков здесь приходился один ссыльный. В разное время здесь жили сосланные декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. Иркутск был одним из главных центров контрреволюционного движения в Сибири. В 1918-1920 годах город находился во власти колчаковцев. Сам Колчак также был задержан 7 февраля 1920 года именно в Иркутске.

В последующие (и особенно послевоенные) годы в городе и области активно развивалась промышленность и городская инфраструктура – строились различные заводы, фабрики, развивался транспорт, возводились мосты через Ангару, на Ангаре были сооружены три (и ещё одна, Богучанская, строится) мощных ГЭС, возводились и возводятся новые жилые районы.

В ходе путешествия у меня получилось дважды погулять по Иркутску – в первый день с группой, а также ближе к концу экспедиции, когда перед поездкой на бухту Песчаная я провёл ещё один день в городе. Но – обо всём по порядку.

Площадь Кирова (в разное время она называлась Кремлевская, Спасская, Богородская, Тихвинская, Гостинодворская) – центральная площадь города. По периметру площади находится несколько зданий – Центральный банк, мэрия Иркутска, лингвистический университет, администрация Иркутской области и гостиница «Ангара», центральная гостиница города.

Изображение

Изображение

Изображение

Рядом с административным зданием в 2001 году была поставлена часовня в память об уничтоженном в 1932 году величественном Казанском соборе, который находился прежде на этом месте. Иркутский кафедральный собор был одним из крупнейших в России, вмещал около 5 тысяч человек, а по размерам был сопоставим с Исаакиевским собором в Петербурге и Храмом Христа Спасителя в Москве. После того, как в 1932 году Казанский собор был взорван, его обломки использовались для засыпки площади, в результате чего уровень нынешней площади Кирова поднялся на один метр.

Справа от административного здания на берегу Ангары находится историческое ядро города – Спасская церковь, Богоявленский собор и католический костёл.

Изображение

Изображение

Изображение

А вот и Ангара. Течение реки стремительное, вода удивительно чиста и прозрачна, даже в летний день на набережной прохладно – от Ангары веет ледяным дыханием её отца Байкала

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#2 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 15:44

Продолжаю...

Птичка на берегу…

Изображение

Птичка в небе - борт «Аэрофлота» заходит на посадку в Иркутске:

Изображение

Напротив исторического центра города расположено устье Иркута, возле которого находятся затон, судоремонтный завод и портовые сооружения.

Изображение

Вообще в Иркутске есть два основных центра флота – один на Ангаре (этот флот работает на реке и Братском водохранилище от Иркутска до Братска), а другой на Иркутском водохранилище (флот, работающий Иркутском море и на Байкале). Между двумя бьефами связи нет – Иркутская ГЭС, расположенная в южной части города, не имеет судопропускных сооружений.

Изображение

Уйдём ненадолго от реки и снова направимся в город – памятник уроженцу Иркутска герою Советского Союза генерал-лейтенанту А.П.Белобородову:

Изображение

Вечный огонь:

Изображение

Изображение

Католический костёл:

Изображение

Спасская церковь:

Изображение

Садимся в наш микроавтобус и продолжаем знакомство с городом. Следующая остановка – расположенный чуть ниже на правом берегу Ангары Знаменский монастырь (его было видно с набережной центра города).

Изображение

На территории монастыря похоронен Г.И. Шелихов – один из первых исследователей Курильских островов и Аляски.

Изображение

Изображение

Прямо напротив центрального входа покоится прах Е.И.Трубецкой – урождённая графиня Лаваль, она первая из жён декабристов, добровольно последовавшая вслед за мужем. Ради возможности быть вместе с супругом Е.И.Трубецкая отказалась от гражданских прав, богатства и общественного положения, долгие годы она жила в тяжелейших условиях. Рядом с памятником княгине помещён четырёхугольный камень – памятник на месте погребения детей Трубецких: Софии, Владимира и Никиты.

Изображение

А в сквере перед Знаменским монастырём в 2004 году был открыт ещё один очень интересный памятник – адмиралу А.В. Колчаку, полярному исследователю, «Верховному правителю» России в 1919 году, расстрелянному рядом с этим местом в 1920 году.

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#3 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 15:45

Продолжаю...

Следующая остановка нашей экскурсии – около памятника Александру III, установленного на берегу Ангары напротив железнодорожного вокзала. Этот монумент был открыт в 1908 году как благодарность за принятое императором решение о строительстве Транссибирской магистрали. Два других памятника Александру III были примерно в то же время открыты в Петербурге и Владивостоке (начальной и конечной точках Транссиба). В советское время памятник был демонтирован, а в 2002 году по инициативе Восточно-Сибирской железной дороги – восстановлен на прежнем месте.

Изображение

Изображение

Железнодорожный вокзал на противоположном берегу и арочный автодорожный мост через Ангару.

Изображение

Изображение

Изображение

Рядом с памятником Александру III находится ещё одно очень известное здание Иркутска – так называемый «Белый дом», старинный особняк постройки начала 19 века. В революционные годы в декабре 1917 года в этом здании находился Военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии, а во время контрреволюционного восстания с 24 по 30 декабря 153 красногвардейца героически выдерживали осаду окруживших их превосходно вооружённых юнкеров. В память о погибших у Белого дома 107 красногвардейцах установлены мемориальная доска и памятник борцам революции.

Изображение

Изображение

Экскурсия по Иркутску произвела сильное впечатление – даже несмотря на то, что после бессонной ночи очень хочется спать. Между тем, возможность чуть вздремнуть наконец предоставилась – мы покидаем город и берём курс на Листвянку, расположенное в 60-ти километрах от Иркутска на берегу Байкала вблизи истока Ангары очень известное курортное место.

Продолжение далее...

#4 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 15:53

Продолжаю...

Немного не доезжая Листвянки, в 47 километрах от Иркутска на правом берегу Иркутского водохранилища расположен архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

Изображение

«Тальцы» - это уникальное собрание памятников истории и архитектуры народов Восточной Сибири 17-20 веков, входящее в пятёрку крупнейших музеев под открытым небом России. Музей основан в 1966 году (когда сюда были перенесены первые деревянные постройки из зоны затопления Усть-Илимского водохранилища на Ангаре), а открыт для посещения в 1980 году. В музее работает 13 экспозиций, в которых находятся 36 памятников деревянного зодчества. Редчайшими и уникальными памятниками являются деревянные Спасская башня и Казанская часовня бывшего Илимского острога (1667-1679 гг.) срубленные более 300 лет назад из лиственницы без применения гвоздей.

Прогулка по музею. Эвенкийское летнее и осеннее стойбище, зимний чум с трёхслойным покрытием.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Каскад из трёх водяных мельниц, вывезенный из деревни Владимировки при наполнении Братского водохранилища.

Изображение

Спускаемся к Ангаре, точнее – к Иркутскому водохранилищу.

Изображение

Дом и некоторые древние предметы быта.

Изображение

Изображение

Изображение

Вот они – уникальные Спасская проезжая башня и Казанская часовня Илимского острога.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Некоторые интересные экспозиции, представленные внутри Спасской башни.

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#5 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 16:00

Продолжаю...

Очень интересный памятник – Волостное правление.

Изображение

Вот в таких кабинетах принимали народ прежние «депутаты»:

Изображение

А в ожидании долгожданной аудиенции можно было скоротать время за чайком из самовара. :)

Изображение

Церковно-приходская школа, вывезенная перед заполнением Усть-Илимского водохранилища из села Кеуль Усть-Илимского района.

Изображение

Теперь посетим несколько крестьянских усадеб:

Изображение

«Ткацкий станок»:

Изображение

Печка прямо как в известном мультике: :rolleyes:

Изображение

Уникальный экспонат – стиральная машина 19 века! Истинное подспорье для домохозяек прошлого. :)

Изображение

Несколько жилых интерьеров:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Продолжаем прогулку – очень красивая деревянная Троицкая церковь (1914 г.), вывезенная из деревни Дядино Жигаловского района перед затоплением.

Изображение

А неподалёку – новый экспонат: вот такой вот необычный дом, украшенный коваными изделиями современных мастеров из Улан-Удэ. В Улан-Удэ, кстати, расположен очень крупный завод по производству мостовых металлоконструкций, с которым мы очень часто работаем на разных объектах. Что же – как видно, улан-удинские мастера умеют не только мосты изготавливать! :rolleyes:

Изображение

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#6 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 16:04

Продолжаю...

Ближе к обеду на улице совсем распогодилось! Отдыхаем на берегу Ангары.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

По соседству неожиданно обнаружилась кафешка с холодным пивом. Вот теперь отпуск действительно начался! :)

Изображение

Еще около 15 километров по Байкальскому тракту – и мы на Байкале!

Изображение

Продолжение далее...

#7 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 16:16

Продолжаю...

Ангара – крупнейший приток Енисея, единственная река, вытекающая из Байкала. Ангара – по-бурятски и эвенкийски «анга» обозначает «пасть», «рот» - получила своё название из-за расщелины, дающей выход водному потоку из Байкала. Про Ангару и Байкал существует красивая легенда. Кажется, я рассказывал её форумчанам, когда писал отчёт про путешествие по Енисею, в ходе которого мы побывали в устье Ангары, месте, где она сливается с Енисеем. Сейчас же мы находимся на истоке знаменитой сибирской красавицы – и я думаю, эта легенда будет как никогда актуальна вновь.

Рассказывает легенда, будто в давние-давние времена в тех краях, где плещутся байкальские волны, жил седой богатырь Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете. Крепко берёг он ее от постороннего глаза, спрятав в хрустальном дворце на дне подводного царства. Услышала однажды Ангара о жившем за горами прекрасном юноше Енисее и полюбила его. Суровый отец, узнав об этом, ещё строже стал сторожить её. Он решил выдать дочь замуж за богатого Иркута. Близился день свадьбы. Тосковала Ангара по прекрасному Енисею. Плакала в подводной темнице, просила богов сжалиться и помочь. Сжалились боги над печальной пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и выпустить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать прочь по узкому проходу в скалах. Проснулся Байкал от шума и бросился в погоню. Но не угнаться ему за дочкой. Всё дальше убегала она от разъяренного отца. Тогда схватил отец каменную глыбу и метнул ее в беглянку, но не попал. Так и остался с тех пор лежать этот камень в месте выхода реки из озера, и зовут его люди Шаманским камнем. Разбушевавшийся отец все кидал и кидал обломки скал вслед убегавшей Ангаре. Но каждый раз чайки кричали – «обернись, Ангара, обернись!» И девушка уклонялась от камней. Так, говорит легенда, образовались многочисленные пороги в русле Ангары на пути к Енисею. Устал старик, сел на камень и заплакал. Больше он дочери своей никогда не видел. А Ангара на пятый день прибежала к Енисею, обняла его, и устремились они вместе к Студеному морю.

Эту легенду я вспоминал, когда стоял на палубе теплохода, идущего по Енисею и проходящего стрелку двух великих сибирских рек – место, где произошёл «хэппи энд» романтической истории. А вот теперь мы стоим на другом месте, где происходили самые драматические события этой старинной народной мелодрамы. :)

Изображение

Исток Ангары – самый широкий и известный в мире. Ширина истока – 863 метра, максимальная глубина на перекате – 4,8 м, минимальная может снижаться до 1,5 метров. Основной судоходный фарватер в истоке извилист и узок – он проходит у левого берега реки (противоположного на фото).

Средний расход воды в истоке Ангары – около 2000 куб.м/сек, в Енисей Ангара приносит в среднем порядка 4500 куб.м/сек, т.е. примерно половина устьевого стока Ангары – это воды Байкала. Исток Ангары расположен на уровне Байкала, т.е на высоте 456 метров над уровнем мирового океана, а устье, у места впадения в Енисей, на высоте 76 метров. Перепад воды в Ангаре составляет 380 метров. По длине перепад воды в Ангаре неравномерен, более резкие перепады – в районе порогов. Ангара вообще – очень стремительная и порожистая река.

В настоящее время порядка 2/3 длины Ангары приходится на водохранилища – на реке построены Иркутская (1958), Братская (1967) и Усть-Илимская (1980) ГЭС, достраивается Богучанская ГЭС. Самые известные из них, пожалуй, Братская и Усть-Илимская – это одни из самых мощных ГЭС в стране, Братское водохранилище - второе по величине в мире по объёму воды.

В этом ряду самая первая на Ангаре Иркутская ГЭС остаётся несколько в тени двух других, куда более мощных, ангарских энергогигантов. Вместе с тем, её значение в жизни Ангары и Байкала огромно! ГЭС подняла уровень воды в Ангаре на 26 метров, подпор от Иркутской ГЭС распространяется на 65 километров вверх по Ангаре до самого Байкала – в результате строительства ГЭС уровень Ангары в истоке поднялся на 1 метр. Сильно повлияло строительство Иркутской ГЭС и на экосистему Байкала – уровень озера поднялся на 1 метр, за счёт затопления прибрежных низинных участков береговая линия Байкала сдвинулась несколько в сторону берега. Площадь акватории озера возросла примерно на 500 кв. км. Из-за подъёма уровня усилились абразивные процессы и несколько переформировался берег – были размыты косы, оживились некоторые оползни на береговых откосах, осыпи на склонах, произошло заполнение наносами прибрежных мелководий и др. Несколько изменились и условия существования фауны Байкала, чуть поменялся температурный режим озера. Однако в настоящее время, по прошествии 50 с лишним лет после строительства Иркутской ГЭС, берега озера в основном стабилизировались, все изменения экосистемы Байкала завершились и все нарушения в основном восстановились.

Итак, мы находимся в одном из ключевых мест нашей экспедиции – в истоке Ангары из Байкала.

Ещё немного понаблюдаем за рекой в истоке. Скорость течения в истоке Ангары колеблется при разных уровнях от 1 до 5 км/ч. На середине водного потока видна знаменитая скала Шаманский камень, упоминающаяся во многих легендах. Этот камень представляет собой гранитную скалу выступа коренной горной породы. До постройки Иркутской ГЭС и затопления истока Ангары Шаманский камень намного больше выступал из воды, а уклон и стремительность течения здесь были сильнее и куда больше заметны глазу, иногда в истоке Ангары возникал небольшой порог. Но и сейчас, после подтопления, течение в истоке остаётся заметным, а Шаманский камень примерно на 1,5 м выступает над вытекающим из Байкала мощным водным потоком.

Исток Ангары из Байкала:

Изображение

Шаманский камень:

Изображение

Ещё некоторые скалы в истоке:

Изображение

Убежала Ангара от старика Байкала и побежала к своему возлюбленному Енисею…

Изображение

Сейчас разгар лета, но особенно необычным исток Ангары кажется зимой – он никогда не замерзает! Даже в самые суровые сибирские зимы река парит, украшая куржаком лес в окрестностях. Дело в том, что в Ангару из озера втягиваются водные массы не с самой поверхности, а с некоторой глубины, где температура выше 0 градусов – так сравнительно тёплая подлёдная вода Байкала и быстрое течение делают исток Ангары незамерзающим даже в самые суровые зимы.

Ежегодно сюда прилетают на зимовку водоплавающие птицы. Это единственная постоянная зимовка Северной Азии. На зимовке птицы появляются в начале ноября, а к январю на истоке собирается до 5000 уток и несколько сот особей других птиц. Мелководный исток даёт пищу птицам – каждый вечер они улетают на ночлег в байкальские торосы, а днём плавают в полынье. Раньше длина полыньи в истоке Ангары составляла 10-15 километров вниз по течению. С 1956 года после образования Иркутского водохранилища длина полыньи уменьшилась до 3-4 километров. Из-за резкого сокращения размеров и увеличения глубины полыньи количество зимующих водоплавающих птиц в истоке значительно убавилось.

Постояв на истоке Ангары, мы движемся в Листвянку – самое известное курортное место на Байкале, где отдыхают тысячи жителей Иркутска и окрестностей. В Листвянке построено множество гостиниц, частных отелей, ресторанов, кафе, многие приезжают сюда на выходные просто дикарём с машинами. Набережная Байкала в Листвянке по оживлённости напоминает променады курортов Черноморского побережья. Разница лишь в том, что вода тут чуть похолоднее – в Листвянке Байкал даже в разгар лета прогревается не выше 8-10 градусов.

Изображение

Но погода стояла жаркая – и вообще, разве можно прилететь в отпуск на Байкал и не искупаться в самый первый день!? И не важно, какая там вода! Полезли!!! :rolleyes:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вода с непривычки обжигает, но – странный момент! – выходя из Байкала, ты ощущаешь себя удивительно полным сил и энергии и хочешь лезть в эту воду вновь и вновь! Лично я через несколько дней настолько привык к байкальской водице, что купался в Байкале ежедневно по нескольку раз, причём без каких-либо дополнительных горячительных средств. :)

Ну а мы, после первого настоящего «знакомства» со Священным морем были преисполнены эйфории! Ура! Мы на Байкале!!! :rolleyes:

Изображение

Продолжение далее...

#8 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 16:30

Продолжаю...

После купания и обеда состоялась очень интересная экскурсия в Лимнологический музей. Лимнология – это наука об озерах, а здесь, в Листвянке, расположен Лимнологический институт СО РАН, при котором и находится музей Байкала.

Байкал – озеро тектонического происхождения, 7-е по площади в мире (после Каспийского моря-озера, озёр Верхнее, Виктория, Гурон, Мичиган и Танганьика) и первое в мире по объёму воды среди пресноводных озёр (больший объём лишь у солёного Каспийского моря-озера), самое глубокое озеро на планете (максимальная глубина – 1637 метров, по другим данным – 1642 м), крупнейшее в мире и в России хранилище пресной воды. В Байкале содержится около 20% мировых запасов поверхностных вод (исключая ледники Гренландии и Антарктиды) и более 80% запасов поверхностных пресных вод России.

Ложе Байкала делится на три котловины – южную, центральную и северную, разделенные подводными хребтами. В Байкал впадает 336 рек, вытекает река Ангара. Со всех сторон Байкал окружён горными хребтами и возвышенностями. На этом прекрасном макете можно наглядно увидеть котловину Байкала и прилегающие к ней территории.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Из всех озер мира наиболее похоже на Байкал озеро Танганьика в Африке – по площади, размерам, глубинам, происхождению и строению котловины. Максимальная глубина Танганьики – 1470 м (после Байкала Танганьика – самое глубокое озеро на Земле). Температура воды в Танганьике около 23-26 градусов на поверхности и 23 градуса на глубинах более 400 метров. У Байкала же летом вода прогревается не более 8-10 градусов на поверхности (в заливах – до 15 градусов) и круглый год около 3 градусов на глубине. Главное отличие Байкала от Танганьики заключается в том, что в африканском озере только верхний 100-200 метровый слой насыщен кислородом и пригоден для жизни. В Байкале же благодаря водообмену между глубинными и поверхностными слоями живые организмы обитают даже на самых больших глубинах.

Итак, Байкал и Танганьика:

Изображение

В следующем зале представлены макеты двух знаменитых байкальских ледоколов – «Байкала» и «Ангары».

К 1900-му году Транссибирская железная дорога ещё не была достроена и сквозного сообщения не существовало – от Петербурга поезда ходили до Иркутска, а от Владивостока – до станции Мысовая, что на восточном берегу Байкала. Пока велось строительство заключительного замыкающего участка Транссиба, железной дороги вдоль берега Байкала (подробнее о Кругобайкальской железной дороге я расскажу чуть позже), чтобы ликвидировать разрыв Транссиба было принято решение об устройстве паромной переправы через Байкал. С этой целью в 1895-96 годах в Англии был изготовлен ледокол «Байкал». После испытаний в проливе Ла-Манш судно было разобрано, в июле 1896 года разобранном виде прибыло в Петербург, откуда по железной дороге ледокол направился в Красноярск, а оттуда на баржах по Енисею и порожистой Ангаре в разобранном виде «Байкал» был доставлен в село Лиственничное, где в 1898-1899 годах был собран и затем спущен на воду Байкала.

Корпус судна был выполнен из лучшей сименс-мартеновской стали. Дно двойное, как у тяжелых военных кораблей. Шпангоуты внутри ледокола размещались часто, и вдоль ватерлинии по корпусу шёл широкий пояс из стальных листов толщиной 25 мм. При проектировании «Байкала» учитывали опыт строительства доктором Нансеном знаменитого «Фрама», благополучно перезимовавшего среди полярных льдов. Длина «Байкала» - 88.4 м, ширина – 15.5 м, водоизмещение – 4200 т, каюты для 200 пассажиров. На трёх железнодорожных путях ледокола размещалось 25 двухосных вагонов с грузом и паровоз, в трюмах – 850 т груза. Судно обслуживала команда из 200 человек, в том числе 21 машинист паровых котлов. Вся команда носила железнодорожную форму. На судне имелся богато обставленный царский салон, в котором были даже позолоченные сервизы. Расстояние поперёк озера от станции Байкал до станции Мысовой (75 км) паром преодолевал за 4.5 часа. Скорость его достигала 22 километров в час. Он мог взламывать 1.5 метровый лёд. За всю свою историю «Байкал» лишь один раз не смог побороть байкальский лёд – в январе 1904 года, когда морозы достигли 42-45 градусов. А с января по апрель паромная переправа осуществлялась по льду на лошадях.

Паром-ледокол "Байкал":

Изображение

В 1900 году на помощь «Байкалу» пришёл второй ледокол – «Ангара», перевозивший 160 человек и около 150 тонн груза. Он предназначался главным образом для перевозки через озеро пассажиров и использовался для вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом «Байкал».

Ледокол "Ангара":

Изображение

В течение 18 лет ледоколы «Байкал» и «Ангара» исправно несли свою службу. Первые годы они были единственным связующим звеном Транссиба, а когда в 1904 году строительство Кругобайкальской железной дороги было закончено и открылось сквозное железнодорожное сообщение, ледоколы использовались в качестве резервной переправы (первые годы движение по кругобайкальскому участку Транссиба нередко прерывалось из-за технических проблем.

Изображение

Изображение

Во время русско-японской войны ледоколы несли военную вахту – «Байкал» в военное время перевозил за рейс 2500 человек и 250 лошадей, «Ангара» - до 1000 человек за рейс. В годы Гражданской войны все имеющиеся суда вошли в Байкальскую военную флотилию. На носовую часть «Байкала» поставили пушку и отправили курсировать вдоль железнодорожной линии. Последний бой «Байкал» принял на рейде у станции Мысовой 16 августа 1918 года, когда он был обстрелян из пушек белочехами с захваченного ими парохода «Феодосий». После первого же залпа снаряд попал в керосиновый бак, и пожар охватил всю деревянную надстройку. На пароме началась паника, и паром затонул по главную палубу, при этом деревянная надстройка выгорела полностью. Так и закончил свою жизнь паром-ледокол. До осени 1918 года его остов находился вблизи берега, затем он был отбуксиован в порт «Байкал», где в 1928 году порезан на куски, после чего четыре его котла ещё некоторое время использовались на заводе и в одной из котельных Иркутска.

Полностью выгоревший, но не затонувший ледокол "Байкал":

Изображение

Судьба «Ангары» сложилась счастливее. Во время Гражданской войны он был вооружён и успешно участвовал в сражениях против белочехов, после чего, после дополнительного довооружения стал флагманом Байкальского отряда боевых судов. Судно использовалось для разных нужд до 1963 года, при этом дважды реконструировалось и один раз тонуло. В 1967 году «Ангару» завели на стоянку в Иркутское водохранилище, где ледокол ещё дважды тонул в 70-80-х годах. В затопленном состоянии судно находилось до 1988 года, когда было принято решение о создании на нём музея и реставрации. С 1991 года на ледоколе, навечно пришвартованном у причала Солнечный г. Иркутска, открыта экспозиция об истории «Ангары». В 2000 году судно было передано в бессрочное пользование Иркутскому отделению общества по охране памятников истории и культуры. В один из последних дней экспедиции я побывал на борту «Ангары», но об этом – позднее.

А пока – макеты ледоколов «Байкал» и «Ангара» в музее Байкала.

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#9 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 16:38

Продолжаю...

Отдельный стенд в музее посвящён исследованию глубин Священного моря, в том числе известным в прошлом исследованиям с помощью глубоководных аппаратов «Пайсис» и недавним погружениям глубоководных аппаратов «Мир» на дно Байкала.

Изображение

Изображение

Изображение

Ну, как говорится, без комментариев: :)

Изображение

А вот макет баржи «Метрополия», с которой опускаются «Миры». Кстати, и «Миры», и «Метрополию» несколько позже нам доведётся увидеть и вживую…

Изображение

Очень интересная экспозиция музея посвящена обитателям Байкала – в аквариумах можно увидеть множество рыб, населяющих чистейшие байкальские воды – омулевые, байкальский осётр и другие.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

А вот и соседний аквариум, в который, радостно улыбаясь, врывается вот такая вот безумно очаровательная «бомбочка» - байкальская нерпа, единственный в мире пресноводный тюлень. Нерпа распространена по всему Байкалу, но особенно много её в центральной и северной частях озера. В настоящее время в Байкале насчитывается порядка 92-97 тысяч голов нерпы.

Изображение

Изображение

Удивительные создания!

Изображение

Изображение

На этом замечательная экскурсия закончилась – вечером мы разместились в одном из коттеджных посёлков в районе Листвянки, где ещё разок отметили начало путешествия, а заодно и познакомились поближе со всей нашей группой. Помимо нас с Наташей и Олесей в путешествие по «Кольцу Байкала» отправились Антон с Галей и Юра из Москвы, Андрей с Леной из Ростова-на-Дону и Оксана из Ханты-Мансийска. На маршруте нас сопровождала Елена из турфирмы – очень весёлая и приятная женщина. Словом, компания подобралась просто отличная.

Вечером снова нахмурилось и пошёл дождь, но это не помешало нам подняться по канатке на смотровую площадку «Камень Черского», откуда открывается прекрасный вид на Байкал и исток Ангары.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Отличное завершение первого дня на Байкале! :rolleyes:

Продолжение далее...

#10 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 17:24

День 2. 29 июля.
Кругобайкальская железная дорога


Изображение

На второй день нашего путешествия была запланирована поездка по Кругобайкальской железной дороге.

Кругобайкальская железная дорога – уникальный памятник инженерного зодчества. 17 марта 1891 года царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, к 1900-му году было открыто железнодорожное сообщение Петербург – Иркутск и ст. Мысовой – Владивосток. Оставалось связать эти два отрезка воедино и замкнуть таким образом железную дорогу через всю Россию.

Первым участком дороги вокруг Байкала стал построенный в 1896-1899 гг. отрезок Иркутск – порт Байкал, прошедший по узкой долине Ангары вдоль левого её берега до истока реки из озера. Самым трудным и самым дорогим был 84-километровый участок дороги, проходивший вдоль скалистого западного берега Байкала от порта Байкал до станции Култук. Его строительство началось в 1902 году, а уже в 1904-м от Слюдянки до станции Байкал прошёл первый поезд с министром путей сообщения князем Хилковым, после чего на железной дороге было открыто временное движение. С тех времён Кругобайкальскую железную дорогу стали называть «Золотой пряжкой Транссиба».

Вскоре после открытия первого пути начались разработки и изыскания по строительству второго железнодорожного пути. Интересно, что альтернативой сооружению второй колеи служил вариант усиления паромной переправы через Байкал. Но в итоге предпочтение отдали железной дороге, так как строительство второго пути к тому времени значительно упрощалось - уже не представляла сложности доставка материалов и рабочих, кроме того, работы можно было проводить без прекращения движения поездов. Таким образом, к 1915-му году самый дорогой и сложный железнодорожный участок России стал двухпутным.

Во время гражданской войны КБЖД стала местом активных боёв, а в середине 20 столетия произошли события, которые коренным образом повлияли на судьбу Кругобайкалки. В начале 50-х годов на Ангаре началось строительство Иркутской ГЭС, плотина которой образовала Иркутское водохранилище, которое затопило участок Ангары от Иркутска до Байкала. Незадолго до этого, в 1947-1949 годах, была открыта новая железная дорога от Иркутска до Слюдянки по Олхинскому плато – к тому времени на смену дымящим паровозам пришли мощные тепловозы и электровозы, которые уже без труда преодолевали затяжные и крутые горные подъёмы. До 1956 года старый участок Иркутск – порт Байкал существовал как резервный ход Транссиба, а в 1956 году перед наполнением водохранилища был разобран и в том же году затоплен Иркутским морем.

Таким образом, в 1956 году железнодорожный участок вдоль Ангары от Иркутска до Байкала навсегда скрылся под водой, поезда от Иркутска до Слюдянки пошли по новому пути, а участок старой КБЖД от Слюдянки до порта Байкал стал тупиковым, потеряв стратегическое и экономическое значение. С мостов и тоннелей сняли охрану, стали уезжать люди, дома, как правило, пускали на дрова или вывозили на другие участки дороги. Разобрали один путь, оставив только узкоколейку. Разъезды сохранили только на станциях Байкал, Маритуй и Култук. Ну а участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Мысовой остался магистральным в составе Транссиба.

Для наглядности приведу карту:

Изображение

Итак, западный, наиболее интересный, участок КБЖД в 50-х годах стал практически заброшенным. Но с 1970-х годов начался новый этап в истории Старой дороги – её облюбовали туристы из Иркутска и области, со всей страны и из-за рубежа, и их приток с каждым годом возрастает. В 1990-е годы здесь появились первые базы отдыха, стали ходить специальные туристические поезда.

Сегодня Кругобайкальская железная дорога, западная её часть от станции Байкал до Слюдянки – это грандиозный комплексный историко-культурный, инженерно-ландшафтный памятник. Это замечательное место, где удивительным образом, благодаря таланту и трудовому подвигу создателей Кругобайкалки, инженерные и архитектурные сооружения безупречно вписались в суровый и одновременно ранимый байкальский ландшафт.

Уникальность места заключается ещё и в том, что таким огромным количеством рукотворных сооружений, как на КБЖД, не обладает ни одна железная дорога во всей России. На участке порт Байкал – Култук на протяжении всего 85 километров сохранились практически без утрат памятники инженерного искусства вековой давности – 39 тоннелей и 16 отдельно стоящих галерей, около 470 водопропускных сооружений – виадуков, мостов, труб; порядка 280 комплексов отдельных подпорных стенок различного назначения. Не менее интересны и памятники архитектуры – станционные, жилые и путевые постройки. И всё это – на фоне впечатляющих своей мощью мысов и утёсов, обнажённых при строительстве дороги скальников, живописных долин рек. Особое место на КБЖД и прилегающих к ней территориях занимают памятники геологии, флора и фауна.

Итак, ранним утром мы покинули нашу базу в Листвянке и направились на паром, чтобы переправиться через исток Ангары и на левом её берегу на станции Байкал отправиться в интереснейшее железнодорожное путешествие. Я с нетерпением ждал этого момента!

Фотография внутреннего дворика нашей базы отдыха:

Изображение

Нам предстоит переправиться через исток Ангары на теплоходе «Бабушкин». Большая часть пассажиров парома – туристы, отправляющиеся на Кругобайкалку.

Изображение

На первую ходку «Бабушкина» мы не успели – ничего: будет и второй рейс. А пока полюбуемся Байкалом в районе Листвянки. Погода пасмурная, но от этого седой Байкал кажется ещё более величественным:

Изображение

Изображение

Изображение

А вот и снова «Бабушкин». Пора в мини-круиз! :)

Изображение

Изображение

Изображение

С правого борта минуем исток Ангары. Борт теплохода ощетинился объективами фотокамер. :rolleyes:

Изображение

Изображение

На противоположном левом берегу истока расположен порт Байкал и тупиковая железнодорожная станция, откуда начнется наше путешествие по Кругобайкалке.

Изображение

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#11 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 17:32

Продолжаю...

До создания в 1956 году Иркутского водохранилища и затопления долины Ангары от Иркутска до Байкала великая Транссибирская магистраль проходила вдоль левого берега Ангары. Теперь – ветка заканчивается в порту Байкал, а далее железнодорожная насыпь незаметно уходит в воды Ангары, уровень которой поднят Иркутской ГЭС. Порт Байкал был в своё время крупнейшим грузовым портом на Байкале – и во времена, когда до создания Иркутской ГЭС, здесь проходила Транссибирская железная дорога, и позднее, в советское время, когда по Байкалу существовали очень оживлённые грузоперевозки (одним из основных грузов в 70-80-е годы были материалы для строящейся на Северном Байкале Байкало-Амурской магистрали, возводимого города Северобайкальска и других новых посёлков). Сейчас в порту Байкал можно наблюдать несколько старых буксиров, небольшие катера, вспомогательные суда и крупный круизный флот Байкала – теплоходы «Зайсан», «Империя», «Николай Ерощенко». Сегодня в порту стоит только «Зайсан», но и остальные теплоходы на Байкале мы ещё увидим.

Изображение

Изображение

Изображение

Старый маяк порта Байкал:

Изображение

«Комета-15». На ней мне ещё предстоит совершить большое интересное путешествие:

Изображение

Старый флот:

Изображение

Заросшие травой железнодорожные рельсы, ведущие к пристани, напоминают о тех далёких временах, когда здесь проходил Транссиб, и порт Байкал был одним из самых оживлённых транспортных узлов Байкала. Кстати, станция и порт Байкал играли важную роль и до открытия движения по Кругобайкалке – тогда это была конечная станция линии из Иркутска, и отсюда на противоположный берег озера-моря отправлялись знаменитые паромы «Байкал» и «Ангара».

Изображение

Станция «Байкал» проходившей здесь до 1956 года Транссибирской магистрали, а теперь – памятник истории:

Изображение

Между тем, нам пора на поезд – по старым железнодорожным шпалам некогда оживлённой станции идём на туристический перрон, у которого стоит, запряжённая тепловозом, туристическая электричка:

Изображение

Изображение

Железнодорожному вокзалу станции «Байкал» сейчас вернули исторический облик начала 20 века:

Изображение

Изображение

По Кругобайкалке можно совершить путешествие несколькими способами, но одним из самых популярных является туристическая электричка, в салоне которой мы и расположились в ожидании интересного путешествия.

Изображение

Нам повезло – сувенирный киоск и кафе-бар оказались прямо в нашем вагоне. :)

Изображение

Продолжение далее...

#12 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 17:42

Продолжаю...

Тепловоз даёт гудок, и электричка отправляется. По вагонной трансляции звучит путевая информация, на двух больших мониторах показывают видеоматериалы, а за окном не спеша сменяют друг друга живописные пейзажи. Поезд идёт медленно, около 20 километров в час, и из окошка можно обстоятельно всё рассмотреть.

Когда здесь проходил Транссиб, дорога была двухпутной, когда трасса стала тупиковой, движение осуществляется только по одному пути, тому, что ближе к берегу Байкала (это более новый путь, движение по которому открыли в 1915 году). А инженерные сооружения первого, более старого пути (открытого в 1904 году) можно видеть из окошка. Вот – небольшой мостик-фермочка пролётом 12 саженей, типовая для КБЖД конструкция.

Изображение

Во время следования Кругобайкальский экспресс делает остановки в наиболее интересных и живописных местах заповедной железной дороги. Первая из них – станция Хвойная.

Станция возникла в первый период освоения и имела стандартный набор необходимых построек для обслуживания поездов и пассажиров. В период строительства второго пути пассажирское здание переместили на 150 метров, расширили перроны. Хвойная – единственная из станций, которые после превращения участка в тупиковый ликвидировали. До наших дней остались немногочисленные постройки того времени – каменное водоподъёмное здание с трубой, фундаменты утраченных построек да вековые тополя. Неподалёку отсюда разместилась база отдыха «Хвойная» Восточно-Сибирской железной дороги.

Остановка на станции Хвойная. Туристы разбрелись по шпалам.

Изображение

Изображение

Резервуар для воды начала 20 века:

Изображение

Станция Хвойная – единственная, ликвидированная на Кругобайкалке после прекращения транзитного движения:

Изображение

На берегу Байкала:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Водоподъемное здание начала 20 века:

Изображение

Каменная подпорная стенка и лестница к резервуару для воды:

Изображение

Звучит команда «По вагонам!»:

Изображение

Машинист в кабине электрички:

Изображение

Продолжение далее...

#13 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 17:49

Продолжаю...

Преодолев около 3 километров, делаем остановку у небольшого посёлка Шумиха. Здесь на небольшом отрезке сгруппирован целый ряд достопримечательностей – Шумихинский мыс с живописной бухтой, долина рек Большая и Малая Шумиха, протяжённый тоннель, две галереи, парные металлический мост и железобетонный виадук, а кроме этого – несколько подпорных стенок, самая известная из которых – так называемая «Итальянская», возведённая наёмными итальянскими строителями. Специалисты из Италии приняли активное участие в строительстве Кругобайкальской железной дороги, их руками здесь построено немало объектов. Об этом даже написана книга, которую можно купить в сувенирном киоске.

Посёлок Шумиха:

Изображение

Покидаем вагон поезда и устремляемся пешком через тоннель первого пути. Сейчас тут нет рельсов, но закопченные стены и свод до сих пор напоминают о тех временах, когда мощные паровозы водили здесь гружёные поезда.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Второй, более новый путь, был проложен в обход скального массива, без тоннеля.

Изображение

Байкал!

Изображение

Идём вперёд по живописному берегу.

Изображение

Изображение

Изображение

Переходим мост:

Изображение

Изображение

В это время сзади из-за поворота, приветливо гудя, появляется, ведомая тепловозом, наша электричка.

Изображение

Изображение

Пропускаем поезд:

Изображение

Электричка нас хоть и обогнала, но не сбежала – Кругобайкальский экспресс поджидал туристов возле знаменитой «Итальянской» подпорной стенки, одного из символов КБЖД.

Изображение

Продолжаем железнодорожную прогулку:

Изображение

Продолжение далее...

#14 Анатольевна

Анатольевна

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 016 сообщений
  • Регистрация: 17-Январь 07

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 17:54

Очень интересный и необычный памятник Колчаку. Необычный – поскольку скорее похож на восковую фигуру, т.к. необыкновенно живое лицо… Андрей, за счет чего достигается такой эффект?

#15 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 17:56

Продолжаю...

Следующая остановка поезда – более длительная: у посёлка Половинный предусмотрена длительная часовая стоянка. Это одно из красивейших мест на КБЖД, где гармонично сочетаются природные и инженерные достопримечательности.

Поезд остановился прямо за порталом самого длинного на КБЖД совершенно прямого тоннеля (тоннель N12, «Половинный») протяжённостью 778, 4 м.

Изображение

Обед на берегу живописной бухты:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В долине крупной реки Половинной находится тихий посёлок железнодорожников.

Изображение

Мыс Половинный:

Изображение

Железная дорога пересекает крупную реку по двум мостам. Парные металлический мост первого пути, представляющий собой клёпаную ферму с ездой понизу, и железобетонный виадук второго пути – самые длинные на заповедном западной участке Кругобайкальской железной дороги (30 саженей или 64 метра). Пролёт большей длины был лишь у фермы Берёзового моста через бухту Берёзовая (58 саженей). Но эта ферма из-за неблагоприятных геологических условий вскоре после открытия движения в начале 20 века была перенесена на другой объект, а движение в районе бухты Берёзовая пустили через тоннель.

Изображение

Изображение

Изображение

Уникальная, сохранившаяся до наших дней в отличном состоянии царская ферма – прекрасный памятник инженерного искусства начала 20 века!

Изображение

Возле фермы находится ещё один раритет – старинный паровоз:

Изображение

Продолжение далее...

#16 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 18:02

Продолжаю...

По соседству с самыми длинными на КБЖД мостами и тоннелем расположен тоннель N13. Это наоборот, самый короткий тоннель на участке, всего 29,8 м. Он проходит под Чайкиным утёсом, на крутых склонах которого расположился птичий базар.

Изображение

Изображение

Изображение

До чего же тут красиво!

Изображение

Изображение

Изображение

Просто дух захватывает от мысли, что эти, протянувшиеся вдоль скалистого байкальского берега железнодорожные пути, по которым мы сейчас так запросто неспешно гуляем, 100 лет назад связали воедино великую Транссибирскую железнодорожную магистраль, соединив Запад и Восток нашей огромной страны! До чего уникальны эти 84 километра!

Изображение

Изображение

Изображение

Флора и фауна:

Изображение

Изображение

Ещё раз переходим реку - два моста начала 20 века в сравнении:

Изображение

Продолжаем путешествие.

Изображение

Комплекс «Половинный» находится примерно на середине заповедного пути от порта Байкал до Слюдянки, а впереди нам предстоят ещё две стоянки.

Продолжение далее...

#17 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 18:06

Продолжаю...

В вагоне 1 класса.

Изображение

По телевизору показывают фильмы о Байкале. С экрана путешественникам улыбается вот такая обаятельная нерпочка. :D

Изображение

Короткая остановка на станции Маритуй, удивительно сохранившейся с начала 20 века вместе с комплексом всех необходимых для обслуживания паровозов и приёма пассажиров построек.

Изображение

Возле станции находится небольшой посёлок, а на самой станции действует даже почтовое отделение.

Изображение

Изображение

Мыс Маритуй – одно из многочисленных «горных препятствий», с которыми столкнулись создатели Кругобайкальской железной дороги сто лет назад.

Изображение

Железная дорога – стратегическое сооружение! :D

Изображение

Два рельса, связавшие воедино огромную страну!

Изображение

Продолжение далее...

#18 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 18:16

Продолжаю...

В трёх километрах станции Маритуй делаем последнюю остановку, у комплекса «Киркерейский». Здесь строители потрудились особо. Им, в связи с постоянными горными обвалами и неукротимым характером реки Киркерей пришлось во второй строительный период 1910 – 1915 гг. пробивать параллельно существующему тоннелю №18 новый, также двухпутный тоннель №18-bis. При этом построенные ранее инженерные сооружения (тоннель №18, металлический мост и подпорные стенки) по линии первого пути остались не у дел.

Изображение

Изображение

Направляемся в старый, заброшенный, тоннель.

Изображение

Напротив этого места в 40 километрах на противоположном, восточном, берегу Байкала находится город Байкальск и знаменитый (правда, в большей степени, пожалуй, всё же печально) Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат.

Изображение

Ну а мы продолжаем знакомство с комплексом «Киркерейский». Неординарный случай на железной дороге – сразу два параллельно стоящих двухпутных тоннеля (№18 и №18-bis), возведенные в разные периоды. Порталы нового тоннеля выполнены по индивидуальному проекту, кроме того, портал, у которого мы остановились, совмещен с проходящим сверху акведуком.

Изображение

Изображение

Комплекс «Киркерейский» - уникальное и загадочное место! Идём сквозь недействующий с 1915 года тоннель вдоль берега Байкала. Поражает заброшенное железнодорожное полотно на линии первого пути с многочисленными подпорными стенками в подножье мыса!

Изображение

Глубоко в траве можно найти остатки рельсов 100-летней давности!

Изображение

Уникальные инженерные сооружения сочетаются здесь с яркой байкальской природой:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Старый киркерейский тоннель уникален ещё и тем, что именно в этом месте 13 сентября 1904 года состоялась торжественная стыковка великого Транссибирского пути.

Изображение

Очень не хочется покидать это удивительное место, но таков расклад однодневной железнодорожной экскурсии. Вместе с тем, после обзорного знакомства с этими местами возникло желание когда-нибудь вернуться сюда ещё – с рюкзаком и палаткой, пешком пройти эти удивительные 84 километра, досконально изучить всё то неизведанное, что скрывается от туристов при однодневной прогулке по КБЖД. Ну а пока занимаем места в вагоне и продолжаем наш путь.

Изображение

Продолжение далее...

#19 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 18:23

Продолжаю...

Последние 30 километров пути поезд следует без остановок, минуя станцию Шарыжалгай, а также разъезды Бакланий и Хабартуй. Заповедная Кругобайкалка всё также следует прямо вдоль берега озера. Очень красивые места! Из окон салона не получается высунуться с фотоаппаратом, поэтому прибегаю к энтузиастской хитрости - время от времени оккупирую туалет и из распахнутого окна гальюна делаю снимки. Правда, длительными такие фотосессии не получаются – многие туристы хотят использовать заведение по прямому назначению. :D

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Комплекс путевых построек в пади Шарыжалгай, реконструированный в 1990-е годы, теперь одна из самых комфортабельных баз отдыха на Байкале.

Изображение

Не прислоняться! :D

Изображение

А наше знакомство с заповедным участком Кругобайкалки близится к завершению – следуем по берегу Байкала, приближаясь к южной оконечности озера, где в районе станции Слюдянка к заповедной дороге с Олхинского плато спускается действующая Транссибирская магистраль. Вот наверху среди холмов показались железнодорожные столбы с контактной сетью; по стальной магистрали беспрерывно движутся гружёные поезда.

Изображение

Станция Култук – последняя на старой Кругобайкалке.

Изображение

Панорама южной оконечности Байкала. Здесь в горах добывают слюду (отсюда и название «Слюдянка»). Видите белые выработки на склоне?

Изображение

Наконец, справа к старой железной дороге примыкает полотно могучего Транссиба - старая и новая дороги объединяются.

Изображение

Изображение

Следуем южным берегом Байкала до Слюдянки.

Изображение

Продолжение далее...

#20 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 17 Октябрь 2010 - 18:28

Продолжаю...

Станция Слюдянка Транссибирской магистрали. Здесь предусмотрена получасовая стоянка, за время которой можно посмотреть саму станцию и её уникальный вокзал, выполненный из местного мрамора.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вот он, могучий Транссиб во всей красе!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Между тем, тепловоз отцепляется от нашей электрички – обратный путь до Иркутска мы совершим по действующему участку Транссиба, и, естественно, электричка пойдёт своим ходом.

Изображение

Пора в путь!

Изображение

Продолжение далее...




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования