Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

«Михаил Светлов» (q056) // Якутск - Ленские столбы - Тикси - Якутск // 1-14 августа 2008


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 89

#1 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 08:01

Необходимая преамбула


В прошедшем круизе по Лене было много энтузиастов-форумчан, и многие из них уже написали отчёты. Мне, как и многим, хотелось бы поведать об этом необычайно красивом, интересном и насыщенном событиями рейсе.

Думаю, не будет ничего страшного, если на форуме окажется сразу несколько тем и отчётов об этом круизе – как-никак, рейс в общем-то уникальный (по-моему, никто из форумчан не ходил доселе по этому маршруту), кроме того, один и тот же круиз каждый видит и воспринимает совершенно по-разному.

В этой теме мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями о прошедшем круизе по Лене. Будет много текста и фотографий, так что заранее прошу прощения у тех, кто испытывает проблемы с трафиком. Но этот круиз, уверен, заслуживает того, чтобы быть освещенным по полной программе!

Введение


«Совершить путешествие по Лене я мечтал давно» - наверное, такими словами стоило бы начать этот рассказ. Всё верно – такая мечта родилась у меня очень давно – лет пятнадцать, а может и более, назад, когда я, будучи совсем мальчишкой, начал интересоваться путешествиями. Реки и вообще водная стихия всегда интересовали особенно, и тогда у меня, десятилетнего пацана, возникла мечта совершить путешествия на теплоходах по всем-всем нашим рекам.

Время шло, рос «энтузиастский багаж» путешественника – по многу раз пройдены все маршруты по Волге, Каме, Оке, Белой, Дону, Волго-Балту в Питер и Беломорканалу на Соловки; параллельно было очень много интересных командировок по работе (на Дальний Восток, на Обь с Иртышом, В Калининград), а также самостоятельных заграничных поездок. С точки зрения речных круизов главным событием навигации-2007 для меня стал шикарный круиз по Днепру и Черному морю на украинском теплоходе «Т.Г. Шевченко», после чего я поставил себе цель – летом 2008 года сплавать по двум самым большим, могучим и красивым рекам нашей страны – Енисею и Лене.

Цель была поставлена, и, несмотря на кучу дел, работы, а также разных жизненных обстоятельств, оба этих путешествия удалось осуществить – по Енисею мы с Серёгой Витко и Андреем Баронкиным сплавали в июне на рейсовом теплоходе 588 проекта «В.Чкалов», а круиз по Лене был запланирован на первую половину августа.

Идея совместного Ленского круиза возникла в виртуальном речном Интернет-сообществе давно, рассматривались разные речные суда (Q-065, 646, 737 проектов) и маршруты (от Якутска на север в Тикси или на юг в Осетрово, Ленск, Бодайбо). В результате всё свелось к рейсу на комфортабельном «австрийце» «Михаил Светлов» по 14 дневному маршруту Якутск – Ленские Столбы – Тикси – Якутск. Компания собралась ещё по зиме, путёвки были оплачены тогда же, и, наконец, как-то неожиданно наступил конец июля – пришло время вспомнить о Лене…

«Совершить путешествие по Лене я мечтал давно» - этими словами стоило начать этот рассказ, а завершить вступительную часть мне бы хотелось словами благодарности тем людям, совместно с которыми мы совершили это путешествие – в этом рейсе мы не просто посмотрели Лену, а мы действительно ЗАЖГЛИ, раскрасив эмоциональную составляющую круиза яркими и весёлыми красками!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


День 1. 31 июля/1 августа
Москва – Якутск. Знакомство со столицей Якутии.
Теплоход «Михаил Светлов». Вверх по Лене.


Для меня путешествие началось с Киевского вокзала столицы и аэроэкспресса Москва – Внуково, в котором мы совершенно случайно встретились с Игорем Петровым. «Ну всё, теперь экспедиция началась», - подумал я. :blink: Потом была встреча в аэропорту с остальными ребятами, волнительные минуты ожидания, и, наконец, в 20-00 МСК Боинг-757 VP-BFI авиакомпании «Якутия» оторвался от полосы и на своих могучих крыльях понёс нас на свидание с красавицей Леной.

Как и в случае других рейсов на Дальний Восток (в Магадан, Петропавловск, Анадырь), маршрут полёта проходит по линии Москва – Вологда – Нарьян-Мар – Амдерма, после чего самолёт пересекает Енисей в районе Дудинки (а точнее Потапово) и далее берёт южнее – на Якутск. В этот раз я не особо много фотографировал с самолёта, но кое-что пощёлкать всё же удалось.

Изображение

Вот, например, Енисей чуть выше Дудинки:
Изображение

Идём на посадку. Заходим над Леной:
Изображение

Флот на реке в Якутске:
Изображение

Через 6,5 часов, в 8-20 утра по местному времени, самолёт развернулся над Леной и приземлился в аэропорту Якутска.

Встреча была организована образцово – туристов (и нас, и немцев, прибывших тем же рейсом) проводили к автобусам, и спустя каких-то полчаса мы были уже в речном порту Якутска на теплоходе «Михаил Светлов».

Изображение

Продолжение следует... :D

#2 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 08:21

Продолжаю... :blink:

На 12-00 было намечено традиционное собрание туристов, а до этого у нас было несколько часов свободного времени. Конечно, хотелось спать, но большинство энтузиастов решило не ложиться – когда пересекаешь несколько часовых поясов весьма мудро перебороть сон, попить кофейку и лечь спать уже по местному времени – так адаптация происходит максимально быстро.

Пока на борту не происходит никаких событий, предлагаю ознакомиться с теплоходом «Михаил Светлов» подробнее.

«Михаил Светлов» был построен на верфи Корнойбург в Австрии в 1986 году. Теплоходов проекта Q-065 в те годы было построено, как известно, пять – «Есенин» успешно работает на Волге в основном на линии Москва – Санкт-Петербург с периодическими заходами на другие речные маршруты (в том числе два раза в год – на Нижнюю Оку до Мурома); «Блок» и «Брюсов» с начала 90-х используются в Москве как стоечные суда (на них размещены казино и отели); а два последних «австрийца» этой серии с конца 80-х работают на Лене. «Демьян Бедный» принадлежит компании «Ленатурфлот», а «Михаил Светлов» - «Алросе».

Основные маршруты Ленских «австрийцев» от Якутска – вверх по Лене до Бодайбо или, чаще, до Ленска (~10 дней), вниз по Лене до Тикси (14 дней) а также короткие рейсы из Якутска до Ленских Столбов и музея под открытым небом Соттинцы.

В этом году у «Демьяна Бедного» запланированы, в основном, короткие рейсы до Столбов и, если не ошибаюсь, один круиз вверх до Ленска. У «Светлова» круизов больше – помимо многочисленных коротких рейсов до Столбов, в навигацию-2008 он сделал 2 длинных рейса на север до Тикси, кроме того, на осень запланированы корпоративы «Алросы», которой принадлежит теплоход. Так что в этом году короткая ленская навигация у «Светлова» практически полностью загружена рейсами.

Продолжая мысль о пассажирском флоте Лены, нельзя не упомянуть про ещё один теплоход – «Механик Кулибин» 646-го проекта. Он всю навигацию работает на транспортной линии Якутск – Тикси, а в промежутках делает короткие рейсы до Ленских Столбов.

Изображение

Вплоть до 2004 года на Лене действовала ещё одна транспортная линия, связывавшая Якутск с верховьями реки – Осетрово – Якутск. Эта линия обслуживалась пароходами 737-го проекта (до 2004 года доработали «Красноярск» и «Благовещенск»), но сейчас её нет, и эти пароходы выведены из эксплуатации.

Кроме круизных теплоходов и транспортной линии Якутск – Тикси, обслуживаемой «Кулибиным», на Лене весьма развиты маршруты скоростного флота. Из Якутска ходит масса скоростных судов, а самые дальние рейсы - Якутск – Жиганск вниз по Лене (771 км, 14-17 часов хода); Якутск – Хандыга – Джебарики Хая вниз по Лене, а потом вверх по Алдану (705 км, 14-16 часов хода); Якутск – Олёкминск - Ленск вверх по Лене (1028 км, 17-20 часов хода). Из Олёкминска и Ленска, как я понимаю, существует возможность продолжить путь вверх по Лене, пересев на другие СПК (Ленск – Пеледуй – Киренск, Киренск – Усть-Кут).

По этой ссылке можно посмотреть расписание движения пассажирского флота из Якутска (1.2 Мб):
http://photofile.ru/...35/80066959.jpg

Такова картина современного пассажирского судоходства на Лене. Что же касается круизных рейсов, то, как я уже говорил, почти все они начинаются из расположенного аккурат посередине длины Лены Якутска и делятся на южные круизы (вверх по реке до Ленска, Бодайбо и изредка Осетрово) и северные круизы (вниз по Лене до Тикси). Но в ходе северных круизов в Тикси теплоход сначала непременно делает небольшой крюк, вверх по реке до Ленских Столбов, а потом уже идёт в Тикси. Именно такой круиз Якутск – Ленские Столбы – Тикси – Якутск, нам и предстояло совершить.

Завершить знакомство с «Михаилом Светловым» мне бы хотелось фотографиями некоторых его интерьеров, а также переснятых фоток строительства судна. А если в целом, то «Михаил Светлов» очень уютный, удобный и комфортабельный теплоход!

Некоторые интерьеры теплохода. Пролёт средней палубы:
Изображение

Кормовой салон, он же бар:
Изображение

Носовой салон, он же бильярдная:
Изображение

Изображение

Коридор средней палубы:
Изображение

Кинозал:
Изображение

Центральная лестница:
Изображение

Ходовая рубка:
Изображение

================================================================
Фотографии строительства теплохода, переснятые из альбома.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Торжественный спуск на воду:
Изображение

Изображение

Изображение

Теплоход следует из Австрии в СССР по Дунаю:
Изображение

Изображение

Продолжение следует... :D

#3 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 08:55

Продолжаю... :D

В 12-00 состоялось традиционное организационное собрание, где российские туристы познакомились с директором круиза Ларисой.

Изображение

На собрании озвучивались вопросы, традиционные для любого речного круиза; в данном случае стоит упомянуть разве что о контингенте туристов теплохода. В нашем рейсе загрузка «Светлова» составляла более 100 человек, из которых половину составляла «немецкая» группа - туристы из Германии, Швейцарии, Австрии и примкнувший к ним голландец (уникальный, к слову, путешественник, среди прочего прошедший весь Севморпуть от Мурманска до Чукотки и далее до Владика). Вторую половину составляла русская группа, в которую входила наша подгруппа из 20 человек, а также туристы, покупавшие путёвки поодиночке. Кроме этого, на теплоходе ехало двое американских туристов (очень приятная семейная пара из Нью-Джерси), у которых была свой персональный англоязычный гид-переводчик.

Про капитана, директора круиза и группу сопровождения я ещё расскажу чуть позднее, когда буду описывать третий день круиза, в ходе которого состоялся вечер знакомств, а пока, пожалуй, закончу предварительно-вступительные слова, тем более, у нас была обширная энтузиастская программа по Якутску.

Как я уже говорил, в ожидании собрания и обеда мы с Серёгой Витко и Игорем Петровым не стали ложиться спать, а решили прогуляться по городу – прошлись до центра Якутска, зашли в пару книжных, где нашлось несколько интересных книг по Якутии и (о, счастье!) генштабовские пятикилометровые карты Лены от верховьев до Тикси.

В Якутске жара, так что не обошлось без купания, которое далее в рейсе стало для многих традиционным.
Изображение

А после обеда состоялась автобусная экскурсия по городу.

Пожалуй, не буду уж слишком утомлять читателей дублированием путеводителей, отмечу лишь, что Якутск является одним из старейших городов Сибири, одним из крупнейших культурных центров Сибири и Дальнего Востока. Якутск – столица республики Саха (Якутия), крупнейшего субъекта РФ, по площади практически равного всей Западной Европе.

Якутский острог бал основан в 1632 году русским казаком Петром Бекетовым. Первоначально острог располагался на правом берегу Лены ниже по реке (там, где сейчас находится музей под открытым небом Соттинцы), а в 1643 году началось строительство города на нынешнем месте, на левом берегу Лены.

Якутский острог на «великой реке Лене» (так обычно писали летописи) играл огромную роль – через него шло присоединение к России Заполярья, Чукотки, Охотского побережья, Курильских островов и Аляски; с 1700-х годов отсюда отправляются экспедиции по исследованию Арктики.

Одна из древних деревянных башен Якутского острога чудом сохранилась до наших дней, но в 2002 году, к сожалению, сгорела.

Якутск находится на широте Петрозаводска, но климат тут совершенно иной: короткое, но жаркое лето, очень длинная суровая зима – Якутск, как и практически вся Якутия находится в зоне резко континентального климата и вечной мерзлоты. Как и во многих других городах, стоящих на вечномерзлотных грунтах, все дома в Якутске сооружены на сваях, а коммуникации проходят над землёй.

Небольшая прогулка по городу.
Монумент в честь 100-летия регулярного судоходства по Лене (1894-1994)
Изображение

Мемориал Победы:
Изображение

Изображение

Мамонтёнок. :blink:
Изображение

Здание Ленского пароходства:
Изображение

Якутский национальный театр:
Изображение

Изображение

В ходе экскурсии мы посетили городской музей, где представлены интересные экспозиции, посвящённые истории Якутии, её природе, обычаем и современным достижениям.

Некоторые наиболее запомнившиеся экспонаты:
Изображение

Огромный амурский тигр, который в начале 20 века, заблудившись, случайно забрёл из Приамурья в одно из поселений юга Якутии:
Изображение

Изображение

Изображение

Мамонтёнок:
Изображение

Очень интересный экспонат - пароход "Лена", который в 1876 году в составе экспедиции Нордшельда совершил своё первое плавание по Северному морскому пути и открыл речное судоходство в низовьях Лены. 7 сентября 1878 года пароход вошёл в устье Лены и 21 сентября благополучно прибыл в Якутск. Став флагманом Ленского флота, он положил начало регулярному судоходному сообщению между Якутском и низовьями Лены, прослужив почти 80 навигаций.
Изображение

А это пароход "Алдан" на реке Олёкме в конце 19 века:
Изображение

Продолжение далее...

#4 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 09:18

Продолжение фотопрогулки...

Копия древней башни Якутского острога:
Изображение

Очень красивый уголок в центре Якутска - так называемый "Старый город".
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Монумент в честь основания города и памятник основателю Якутска - Петру Бекетову:
Изображение

Изображение

Здание ЗАГС: :)
Изображение

Другая классика. :rolleyes:
Изображение

На одной из центральных улиц города:
Изображение

Русский академический театр имени Пушкина:
Изображение

Изображение

В этом году в Якутии прошли международные игры "Дети Азии".
Изображение

Продолжение следует... :)

#5 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 09:39

Якутск расположен на левом берегу Лены. Первоначально река протекала в этом месте двумя рукавами – основным был правый, а Якутск стоял на левом рукаве, называемом городской протокой. Но после ряда катастрофических наводнений эту протоку перекрыли дамбой из грунта, а также останков старых деревянных судов, отведя реку подальше от города. В 70-х годах 20 века дамбу реконструировали, и в настоящий момент дамба, укреплённая железобетоном, делит городскую протоку на два залива-«ковша», в одном из которых располагается Якутский речной порт, а вдоль другого тянется пляж и зелёная зона.

Как вы уже, наверное, заметили, наш «Михаил Светлов» стоял не в речпорту, а несколько поодаль, на другом берегу залива, поэтому после экскурсии по Якутску я, собрав последние после бессонной ночи силы, совершил ещё одну интересную энтузиастскую вылазку – в речной порт. Подробный отчёт по флоту лучше Миши Архипова, полагаю, никто не сделает, поэтому я здесь и далее в данном рассказе буду приводить только наиболее интересные фотографии флота.

"Демьян Бедный" у центрального причала Якутска:
Изображение

"Михаил Светлов" и "Механик Кулибин":
Изображение

Некоторые представители скоростного флота:
Изображение

Общая панорама порта:
Изображение

И снова "Демьян":
Изображение

Грузовые районы:
Изображение

Теплоход "Емельян Ярославский", совершающий регулярные рейсы вверх по Лене до Олёкминска:
Изображение

Памятник героям-речникам:
Изображение

Время поджимало, поэтому, осмотрев порт, я взял такси и поехал на теплоход – приближался «час икс»!

==============================================================
В 19-00 «Михаил Светлов» под звуки «Славянки» отошёл от песчаного берега и малым ходом направился по протоке, отделяющей речной порт от основного русла Лены.
Изображение

С интересом наблюдаем стоящий повсюду ленский флот.
Изображение

Изображение

Якутский речной порт – второй по величине на Лене после расположенного в верховьях на пересечении великой реки и Байкало-Амурской магистрали порта Осетрово. Нужно отметить, что ориентация грузопотока по Лене имеет весьма чётко определённое направление – основная часть грузопотока по Лене идёт сверху вниз по реке..

А это остов пассажирского теплохода 860-го проекта «Россия», сгоревшего в Якутском порту в 90-е годы.
Изображение

Вскоре взору открывается широкий водный простор...
Изображение

...теплоход выходит из подходного канала, поворачивает направо и направляется вверх по реке – мы пройдём вверх по Лене немного (около 200 километров до Ленских Столбов), но тем интереснее будет посмотреть этот участок, чуть приоткрыв для себя великую реку на участке выше Якутска.

Панорама Якутска с реки:
Изображение

На Лене тут много флота – в основном, это паромы, связывающие Якутск с правым берегом Лены.
Изображение

Изображение

Тут, на правобережье, расположен посёлок Нижний Бестях. Этот на первый взгляд не самый большой населённый пункт имеет огромное транспортное значение. Сюда приходят сразу две федеральные дороги. Одна из них – трасса «Лена» Якутск – Тында – Большой Невер; помимо реки Лены и авиационного транспорта, это единственная нить, по которой Якутск и большая часть Якутии на данный момент связаны с остальной Россией. А вторая дорога, приходящая к Бестяху – это знаменитый Колымский тракт Якутск – Магадан, одна из самых сложных в мире трасс. Два года назад мне довелось на ней работать, инспектируя мосты, (правда мы начали тогда с Магадана, другого конца трассы) – это была очень тяжёлая, трудная, ответственная, но в то же время удивительно интересная и красивая работа!

А мы, между тем, проходим Нижний Бестях.
Изображение

Место остановки паромов из Якутска. Машины съезжают на берег - им предстоят очень далёкие и непростые путешествия!
Изображение

А мы продолжаем наш путь...

#6 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 10:00

Фарватер делает несколько крутых поворотов, и вскоре взору открывается вид на Табагинский мыс, издалека заметный с палубы теплохода.

Изображение

Табагинский мыс – коренной склон долины Лены, приметный издали ярким желтовато-оранжевым цветом слагающих его пород, а также равномерной сетью проходящих через одинаковое расстояние неглубоких оврагов, расчленяющих его бровку.

Табагинский мыс давно привлекает внимание инженеров. Именно здесь сооружен уникальный переход высоковольтной линии электропередач, пересекающий здесь могучую Лену. Именно здесь через несколько лет планируется строительство огромного совмещенного мостового перехода через Лену, посредством которого Якутск получит, наконец, надёжную автомобильную и железнодорожную (к тому времени железная дорога должна подойти к Якутску со стороны БАМа) связь с остальной частью России.

Приближаемся...
Изображение

Проходим мыс:
Изображение

Переход высоковольтной ЛЭП через Лену. Обратите внимание на форму опоры мачты, обусловненную необходимостью противостоять сильнейшему весеннему ледоходу:
Изображение

Природа подарила удивительно тихий и красивый вечер – тепло, с берега чуть доносится приятный дымок от костра… Долго стоим мы на палубе, любуясь потрясающим закатом!
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Остатки энтузиастов, в первый вечер после напряжённого дня не сдавшихся сну, переместились смотреть музыкальные выступления в салон-бар, который в первый вечер выглядел пустовато. Тем не менее, вечер определённо удался, а завтрашний день обещает быть необычайно интересным – нас ждут Ленские Столбы!

Продолжение - в следующий раз. :rolleyes:

#7 Riviera

Riviera

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 112 сообщений
  • Регистрация: 20-Февраль 08
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 18:24

Наконец-то дождались :rolleyes: :)
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то

#8 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 21:41

День 2.
2 августа. Ленские Столбы.
Экскурс на Верхнюю Лену. Вперёд на Север!


Проснувшись около 8 утра, я всё равно почувствовал себя безбожно проспавшим филином – каюта была залита ярким солнечным светом, а основные силы энтузиастов давно находились на палубе: теплоход уже более часа шёл вдоль знаменитых Ленских столбов.

Изображение

Изображение

Ленские столбы – это простирающиеся вдоль правого берега Лены обрывистые, совершенно отвесные скалы, сложенные известняком. Время, осадки, речная вода и ветер придали здесь каменной тверди земли причудливые формы, напоминающие временами сложенные из кирпича готические соборы.

Какое чудесное летнее утро! Как прекрасна Лена! Как прекрасна жизнь!

Изображение

Вперёд пошёл "Метеор" на Олёкминск:
Изображение

Изображение

В 10-00 «Светлов» подходит к берегу - с одной стороны теплоход окружает река, а с другой насколько хватает глаз – удивительные скалы!

Изображение

Изображение

Через полчаса после нас к берегу подошёл "Механик Кулибин":
Изображение

Пройдя небольшой инструктаж по восхождению, мы сходим на берег – теплоход будет стоять тут до самого вечера. Перед восхождением на скалы на берегу, на специальной «Шаманской площадке» происходит театрализованное представление – к туристам выходит шаман со своей помощницей; начинаются ритуальные песни, танцы, хороводы, приношение даров Реке и Природе, и, наконец, благословение каждого путешественника (шаман наносит специальную метку углём).

Изображение

Изображение

Изображение

После этого, согласно обычаю, можно подниматься наверх! :rolleyes:

При дальнейшем, более тесном, знакомстве выяснилось, что «шамана» зовут Виктор; он оказался весьма современным и продвинутым человеком, живущим в деревне на противоположном берегу, а в дни стоянок туристических теплоходов на моторке приезжающим «шаманить» на Столбы.

Высота Ленских Столбов над рекой составляет около 300 метров. Путь наверх от теплоходной стоянки пролегает по довольно удобной, оборудованной тропе.

Изображение

Наверху расположено несколько обустроенных смотровых площадок, кроме того, есть масса «диких» мест, откуда открываются умопомрачительные пейзажи!!!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Крест на скале поставлен не в честь какого-либо трагического случая - просто в своё время на этот труднодоступный пик забрались скалолазы.

Изображение

Изображение

Фото на память.
Изображение

Продолжение далее...

#9 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 22:08

Продолжаю...

Изображение

Изображение

Изображение

Ленские столбы являются уникальной заповедной зоной, простирающейся на 80 км вдоль Лены, а также на всю территорию междуречья Лены и её правого притока Буотамы. А чуть выше Столбов Лена принимает довольно крупный левый приток – реку Синюю. В низовьях Синей находятся ещё одни удивительные скалы (Синские Столбы), своей красотой не уступающие Ленским.

С верхотуры посчастливилось "поймать" прибытие на Ленские Столбы теплохода "Демьян Бедный" - очень необычные и красивые кадры!

Изображение

Изображение

Изображение

Долина речушки, впадающей в Лену возле нашей стоянки:
Изображение

Изображение

Колонны, пики, арки, созданные Природой - фантастика!!!
Изображение

Изображение

Изображение

Подойдя вплотную к краю обрыва, можно сделать довольно необычные кадры стоящих внизу теплоходов.

Изображение

Изображение

Обратите внимание - на этой фотке хорошо видна эмблема "Алросы" на крыше "Михаила Светлова":
Изображение

Вообще в этот день на Ленских Столбах было настоящее оживление – сразу три пассажирских теплохода пришло сюда с туристами. Собственно, в этот день на Столбах собрался весь крупный пассажирский флот Лены. Впрочем, ничего удивительного: Ленские Столбы – это самый популярный круиз из Якутска на выходные.

Изображение

Изображение

Первыми ошвартовались мы, вскоре к столбам подошёл «Механик Кулибин», совершавший короткий круиз в промежутке между пассажирскими рейсами в Тикси, а ближе к обеду появился и «Демьян Бедный», прибытие которого нам посчастливилось наблюдать с высоты ленских скал.

Во время стоянки я зашёл на оба этих теплохода. Интерьеры, правда, не щёлкал, но по теплоходам погулял. «Кулибин» - типичный представитель 646-го проекта, всю жизнь работающий на транспортной линии Якутск – Тикси. Внутренние помещения за 50 лет не подверглись каким-либо особым переделкам, но после «австрийца», конечно не впечатляет…

«Демьян» изнутри является практически точной копией «Михаила Светлова» - вплоть до мебели, отделки и даже некоторых настенных панно. Впрочем, как утверждали в разговорах капитан и капитан-дублёр нашего теплохода, техническое состояние «Светлова» намного лучше – так, совсем недавно был проведён капитальный ремонт движков, а также ряда других систем судна.

Наш теплоход стоял на Столбах целый день, поэтому у энтузиастов был широкий выбор, куда направить свою энтузиастскую деятельность. Кто-то второй раз слазил на столбы; кто-то решил отдохнуть на теплоходе; Влад с Серёгой договорились с «шаманом» Виктором и сплавали с ним на моторке на тот берег Лены, где побывали в старой деревне, полюбовались Ленскими Столбами и теплоходами с противоположного берега реки. А у меня получилась «смешанная» программа. После обеда мы с Дашей, Ваней и Тёмой прогулялись с полкилометра вдоль берега с намерениями заложить геокешерский тайник, но, убедившись, что в оползневом склоне он не пролежит и года, вернулись обратно, решив вместо этого отайничить Лену где-нибудь на Севере.

Во время прогулки... "Скала-заяц" - видите? :rolleyes:

Изображение

После этого было великолепное купание, дивный кофе в баре, посиделки на берегу…

Продолжение следует... :)

#10 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 22:27

Вечерело…

Изображение

В 21-00 «Светлов» отошёл от берега и направился вниз по реке. Впереди нас ждут низовья Лены, могучие Алдан и Вилюй, так называемые «40 островов» - участок, где Лена, извиваясь по достигающей 100 километровой ширины долины, дробится на тысячи проток, Полярный круг, удивительно красивый предустьевой участок, Море Лаптевых и ряд других интереснейших мест. Но стоя в этот момент на палубе, я непроизвольно оборачивался назад и думал о тех местах, которые остаются за кормой и которые мы не увидим в данном рейсе.

==============================================================
Надо сказать, путешествие на теплоходе во верхней части Лены не менее интересно, чем круиз в Тикси. Можно много рассказывать про маршруты вверх по Лене и про саму реку на участке от истока до Якутска, но в данном отчёте сделаю это более тезисно.

Лену принято делить на 3 участка – Верхняя Лена (от истока до устья Витима), Средняя Лена (от Витима до устья Алдана) и Нижняя Лена (от Алдана до Моря Лаптевых). На Лене действует единый километраж, который отсчитывается от устья вверх по реке. Нулевым километром Лены является мыс Быковский – место, где основная судоходная Быковская протока впадает в море Лаптевых.

Лена берёт начало всего в 12 километрах от озера Байкал на территории Байкало-Ленского заповедника. Верхнее и значительная часть среднего течения реки проходят в горных районах Прибайкалья и Якутии. В верхнем течении река несёт свои воды в глубоко врезанной долине, скалистые и крутые склоны которой нависают над водой на 300 метров. Лена становится судоходной от Качуга, но настоящее судоходство начинается с города Усть-Кута, где великая река встречается с Байкало-Амурской магистралью. Тут на Лене расположен крупнейший на реке порт Осетрово, из которого грузы идут вниз по реке в Якутск и другие города Иркутской области и Якутии. Отсюда же до 2004 года начиналась транспортная линия Осетрово – Якутск, обслуживавшаяся пароходами 737-го проекта. Кроме этого, нужно отметить, что Осетрово является самой верхней точкой на реке, куда по высокой воде могут заходить круизные теплоходы «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов».

На участке верхнего течения реки от Осетрово до Витима масса живописных и интересных мест (собственно, вся Лена – это одна большая зелёная стоянка), но особенного внимания, безусловно, заслуживают Ленские Щёки. «Щёки» - это расположенные подряд несколько крутых излучин, которые делает зажатая скалами узкая река. Щёки простираются вдоль реки на 3 километра. То правый, то левый берег приобретают здесь форму скалистых уступов, русло суживается до 700 метров, течение становится бурлящим потоком, который устремляется от одного берега к другому. Первая правобережная щека представляет собой скалу в форме подковы, под прямым углом к ней располагается вторая, левобережная щека, за ней расположена третья, а ниже в воду опускается внушительная скала Пьяный Бык.

Классическая фотография Ленских Щёк. (Фото Николая Заводского)
Изображение

Щёки – один из самых сложных для судовождения участков на реке. Здесь допускается строго одностороннее движение; прежде в щёках стоял семафор с постоянно дежурившим сигнальщиком. Ленские Щёки – поистине удивительное место на реке!

Кроме щёк на Верхней Лене (от Осетрово до Витима) заслуживает упоминания древний город Киренск – здесь расположена база флота, где, среди прочего, стоят пароходы 737-го проекта. В Киренске в Лену справа впадает крупный приток – Киренга.

Ниже Киренска и щёк Лена справа принимает Витим, после устья которого и сама река, и речная долина значительно расширяются. От Витима начинается среднее течение реки.

Витим – крупная и необычайно живописная река, куда могут заходить туристические теплоходы. Они поднимаются по Витиму до Бодайбо – известного центра золотодобычи. Интересно, что из-за необычайно быстрого течения путь вверх по Витиму занимает в 3-4 раза больше времени, чем вниз, а во время спуска по реке в рубке порой находится весь офицерский состав - спуск по Витиму требует поистине ювелирного мастерства судовождения!

В среднем течении Лена становится полноводной рекой, но особенно она увеличивается после впадения реки Олёкмы. Ширина русла достигает не менее 2 км, а долины – 30 километров. Впрочем, ближе к Ленским Столбам долина снова несколько сужается (до 10-12 км), становится практически прямолинейной, а правый берег становится крутым и отвесным.

На средней Лене много интересных мест. Отдельно выделю город Ленск (бывшее село Мухтуя). Бывшее достаточно глухое село получило широкое развитие и статус города после открытия в 1956 году бассейне Вилюя алмазных месторождений. Сегодня Ленск – крупный порт, перевалочная база для грузов, идущих в центр алмазодобывающей промышленности город Мирный по автомобильной дороге. Ленск был практически полностью разрушен от весеннего наводнения 2001 года, но в кратчайшие сроки был отстроен заново.

Ниже Ленска по реке расположен старинный город Олёкминск, основанный в в 1633 году. Здесь Лена справа принимает Олёкму – один из крупнейших своих притоков. По полноводности Олёкма равна Витиму (расход воды в устье – 2000 куб.м/сек), и из всех притоков Лены уступает лишь могучему Алдану.

После устья Олёкмы Лена становится огромной рекой, (она здесь примерно равно Волге у Волгограда); отсюда уже совсем недалеко до Ленских Столбов - самой верхней точки Лены, которую мы достигли в своём круизе на «Светлове». В завершение экскурса вверх по Лене, расскажу про ещё одно удивительно красивое место на реке - чуть выше Ленских Столбов в Лену впадает речка Мухатта. В районе её устья на левом берегу можно наблюдать простирающуюся на несколько десятков километров сложенную из известняков ровную стену, напоминающую набережные Санкт-Петербурга. Через равные промежутки над ней возвышаются невысокие скалы-останцы, похожие на сторожевые башни Петропавловской крепости.

А далее идущий с верховьев Лены теплоход достигает Ленских Столбов. 1750 километров – именно столько составляет расстояние от Осетрово до знаменитых скал на Лене, именно столько Лены мы не увидели. 1750 километров – это лишь немногим менее, чем весь Енисей от Красноярска до Дудинки, но это только половина судоходной Лены! Общая же протяжённость судового хода Осетрово – Якутск – Тикси составляет 3665 километров (соответственно, Осетрово – Якутск – 1971 км и Якутск – Тикси 1694). Таким образом, гипотетический круиз Осетрово – Тикси – Осетрово по всей судоходной Лене составил бы не менее 25 суток.

Впрочем, по дурной инженерной привычке что-то я совсем закопался в цифрах и выкладках. :rolleyes: Круиз в верховья Лены, я думаю, мы ещё совершим, а сейчас мы отходим от Ленских Столбов и идём вниз по реке.
=========================================================================

Природа подарила нам удивительно красивый тёплый вечер. Несколько часов мы идём вдоль озарённых вечерним солнцем Ленских Столбов, играющих на закате самыми невероятными красками!

Отправляемся с Ленских Столбов...
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На протяжении нескольких десятков километров теплоход идёт вдоль этой изумительной стены скал самой невероятной формы и очертаний!

Изображение

Изображение

Изображение

Обгоняем "Демьяна"...
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#11 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 07 Сентябрь 2008 - 22:33

Изображение

Солнце чуть зашло за облако - и скалы приобретают совершенно другие оттенки!
Изображение

Скала в форме ладони - удивительно!
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

После полного впечатлений дня весь вечер на палубах царило необычайное оживление. Приподнятое настроение переместилось и в музыкальный салон теплохода – после вчерашнего сонного вечера сегодняшний выдался на редкость зажигательным!

А далеко заполночь мы проходили Покровск – крупный посёлок на Лене. Ночь, теплоход, река, прохладный свежий воздух… Как же хорошо на реке в ночи!

Продолжение - в следующий раз... :rolleyes:

#12 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 09 Сентябрь 2008 - 20:57

День 3.
3 августа. Снова Якутск. Кангаласский Мыс. «Якутский разбой». Алдан.



Около семи утра «Михаил Светлов» ошвартовался в порту Якутска – здесь сошла небольшая часть туристов, бывших только на коротком плече «выходного дня» до Ленских Столбов, кроме этого, поменялась культбригада - вместо небольшой эстрадной группы, развлекавшей туристов в первые два дня, на теплоход взошла другая, более солидная группа, состоящая из известных якутских певцов, музыкантов, лектора, а также ещё нескольких человек группы сопровождения. Всем вместе нам предстоит проделать путь до Тикси. После получасовой стоянки в Якутске теплоход снова вышел на ленские просторы и направился вниз по реке.

Проходим посёлок речников Жатай, а в 10 километрах ниже находится посёлок Кангалассы, возникший в связи с разработкой здесь месторождений угля.

Перед высоким скалистым берегом судовой ход делает крутой изгиб между отмелями, и теплоход вплотную подходит к Кангаласскому мысу. Его уступ постоянно подмывается ленскими водами и систематически нарушается оползнями, блоки которых можно наблюдать с борта теплохода. Там же, в обрывистом береговом склоне, кое-где видны угольные пласты, а при внимательном рассмотрении в бинокль удаётся увидеть устья старых, заброшенных штолен - долгое время добыча угля здесь осуществлялась открытым способом, прямо с реки.

Проходим Кангаласский мыс.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Если Табагинский мыс (помните, мы проходили его в первый день круиза?) является своеобразным «стражем Якутска» с верховой, южной, стороны, то Кангаласский является речными воротами Якутска со стороны нижнего течения реки. В Кангалассы, как и в Табагу, можно приехать из Якутска на автобусе. С вершины Кангаласского мыса открывается широкий вид на Ленскую долину.

Отрезок Лены между Табагинским и Кангаласскими мысами примечателен бурным развитием русловых процессов и называется «Якутским разбоем» - река здесь интенсивно разрушает берега, перемывая острова и косы, меняя глубины на фарватере и само его местоположение. Скорость размыва берегов порой достигает 10-15 метров в год.

Вскоре после Кангаласского мыса справа по борту теплоход проходит музей под открытым небом Соттинцы – там у нас будет стоянка в предпоследний день путешествия. А мы продолжаем свой путь по реке – сегодня (кроме коротенького захода в Якутск) у нас полностью ходовой день.

На участке от Якутска до устья Алдана и, с небольшими перерывами, вплоть до Полярного Круга, Лена напоминает одновременно Оку в Мещёре и Волгу ниже Волгограда. Река здесь протекает в пределах Центрально-Якутской низменности – разлившись на просторе широкой долины, Лена замедляет ход, разбивается на рукава, разделённые островами; коренные берега прослеживаются лишь издалека. Несмотря на большую ширину водного потока (более трёх километров), фарватер необычайно извилист и узок. Вокруг очень много полевой растительности, со всех сторон фарватер обступают пески…

Русло очень переменчиво – вот наглядный пример русловых процессов.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

С борта теплохода мы можем наблюдать настоящие песчаные бури!
Изображение

Изображение

В полях - разгар трудового дня.
Изображение

Изображение

Изображение

Наша Родина - СССР. :huh:
Изображение

Изображение

Стоит жара! Энтузиасты проводят время на палубе – кто загорает, кто фотографирует. А вот и первые знакомства - Артём_Z играет в интеллектуальные игры с очаровательной соперницей, севшей сегодня утром в Якутске. В роли неподкупных судей – немецкие туристки. :D

Изображение

Изображение

После обеда в кинозале состоялся первый в этом круизе урок немецкого языка…. Надо сказать, в длинных рейсах я стараюсь максимально активно заниматься не только энтузиастской деятельностью, заключающейся в круглосуточном бдении и перемещениях по палубе с картой, биноклем и фотоаппаратом. Длинные рейсы – это словно жизнь в миниатюре: они имеют свою динамику развития - первые дни осваиваешься на теплоходе, стараешься влиться в теплоходную жизнь, теплоходный коллектив (состоящий далеко не из одних туристов); потом коллектив постепенно сплачивается всё крепче и крепче, а обратный путь в таких круизах, как правило, превращается в одно сладостное мгновение, которое хочется растянуть, но которое нестерпимо быстро заканчивается… Я очень люблю длинные круизы!

…Итак, я пошёл на урок немецкого. С этого дня такие уроки, проводимые в кинозале переводчицей Леной, стали ежедневными. В ходе круиза у нас сложился крепкий «учёный коллектив», большинство из участников которого составляли энтузиасты, поэтому, как это обычно принято писать в отчётах, - "на уроках немецкого царила непринуждённая и доброжелательная обстановка". :rolleyes: Ну а я, всё школьное и институтское время слывший порядочным балбесом, не отличающимся прилежностью и аккуратностью, остался верен себе и на этот раз. Впрочем, со временем ситуация с моей успеваемостью переменилась, чему явно поспособствовал свежий воздух и несомненный педагогический талант переводчицы Лены… Итак, я пошёл на урок немецкого… :lol:

Впрочем, энтузиастскую программу в круизе никто не отменял, тем более, концентрация энтузиастов в этом рейсе была запредельная. В 17-00 на носу теплохода царит оживление – «Светлов» приближается к устью Алдана, крупнейшего притока Лены.

Продолжение далее...

#13 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 09 Сентябрь 2008 - 21:28

Продолжаю...

Алдан - крупнейший приток Лены. Он берёт начало с северного склона Станового хребта, в верховьях протекает в пределах Алданского нагорья, а на значительной части нижнего течения протекает вдоль склонов Верхоянского хребта, ограничивающего на восток Ленский бассейн. После устья Алдана Верхоянский хребет то удаляясь, то приближаясь, вплоть до самого Моря Лаптевых сопровождает Лену. Можно сказать, Алдан «приводит» горы к Лене.

Алдан – огромная река, приносящая Лене около 1/3 её устьевого стока. На стрелке средний расход воды в Лене составляет 6800 куб.м/сек, а Алдана – 5100 куб.м/сек. Алдан полноводнее Ангары и Нижней Тунгуски, самых могучих притоков Енисея; Алдан почти 1,5 раза больше Камы, в 2 раза полноводнее Иртыша, в 3,5 раза - Днепра, и из рек Европейской части России по своей водности уступает лишь Волге.

Алдан – крупная водная магистраль Якутии, он судоходен до пристани Томмот (почти на 2000 километров от устья). Велико значение Алдана для вывоза продукции горнодобывающей промышленности и привоза с Лены промышленных грузов и нефтепродуктов. В бассейне Алдана расположены крупные месторождения золота, каменного угля, слюды.

Ближе к Алдану и без того широкая ленская долина продолжает расширяться, ленские берега продолжают отступать, широчайшее пространство долины заполняют острова и протоки, впереди по ходу судна показываются склоны Верхоянских гор, «приводимых» к Лене Алданом (Верхоянский хребет имеет высоту до 2000 метров и, несмотря на кажущуюся близость, на самом деле, до этих гор отсюда более 100 километров по прямой).

Изображение

Изображение

Изображение

В отличие от мест слияний многих других крупных рек (Волги и Оки, Енисея и Ангары, Нижней, Подкаменной Тунгусок) слияние Лены и Алдана очень сложно объять глазом и фотоаппаратом – обе реки на стрелке столь широки и могучи, настолько разделены рукавами и протоками, что в этой бескрайности речной стихии устье Алдана скорее угадывается. Гораздо нагляднее две реки смотрятся сверху.

Лена приходит снизу, Алдан - справа:
Изображение

Взглянув на этот снимок, вы наверняка первым делом увидели резкий контраст Ленской и Алданской воды. Действительно, хотя среднегодовой сток Алдана на стрелке меньше, чем у Лены, но в летний период Алдан порой значительно полноводнее – характерной чертой этой реки являются высокое половодье с мая по июнь, а также постоянные паводки в остальные месяцы летнего сезона, когда в результате дождей в горах вода в Алдане поднимается порой на 7-10 метров. Насыщенная твердыми примесями грязно-коричневая вода Алдана выносит в Лену тысячи смытых с корнем могучих деревьев, которые в устье Алдана заполняют собой всё вокруг – воду, окрестные берега… Кристально чистая доселе ленская вода, смешавшись с Алданской, вплоть до самого моря Лаптевых имеет мутновато-коричневый оттенок…

Итак, мы приближаемся к устью Алдана...
Изображение

проходить устье мы будем вот по такой "траектории":
Изображение

Алдан впадает в Лену сразу несколькими рукавами - первый:
Изображение

второй:
Изображение

основное устье, разделённое островом:
Изображение

Земснаряд в устье Алдана:
Изображение

Слияние ленской и алданской воды
Изображение

Входим в мутно-коричневый поток…
Изображение

Разделительный буй:
Изображение

Впереди - поля леса. Теплоход сбавляет ход до самого малого и аккуратно идёт сквозь непрерывные поля стволов могучих даурских лиственниц. Стоя на палубе, ощущаешь гулкие жутковатые звуки ударов этих стволов о корпус судна…

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Просто море леса!!!
Изображение

Лес, вынесенный на берег...
Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#14 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 09 Сентябрь 2008 - 21:46

Продолжаю...

Чуть ниже устья Алдана на правом берегу Лены расположен посёлок Батамай и обширный рейд, на котором наблюдается множество флота, пришедшего с Алдана или, наоборот, направляющегося туда.

Изображение

Изображение

Изображение

Сам посёлок:
Изображение

Теплоход минует Батамай и движется далее вдоль обрывистого правого берега Лены:
Изображение

Промоина:
Изображение

Лошадки. :huh:
Изображение

Изображение

Оборачиваемся назад - за островом "Ленанефть", идущая вверх, проходит устье Алдана:
Изображение

Алдан "привел" к Лене горы... Но, несмотря на кажущуюся близость, до Верхоянского хребта отсюда более 100 километров:

Изображение

Изображение

Встречный "Путейский"
Изображение

Изображение

"Энтузиастская вахта": :D
Изображение

Темнеет...
Изображение

Ближе к вечеру теплоход прошёл Белую Гору, а за ней – посёлок Сангар, известный своими угольными месторождениями. В этом районе правый берег Лены повышается, обрываясь к воде отвесными уступами. В Сангаре ненадолго появилась связь – это последняя вышка на реке: далее связи на Лене не будет…

Изображение

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#15 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 09 Сентябрь 2008 - 21:54

Продолжаю...

После ужина в салоне состоялся Капитанский коктейль и вечер знакомств.

Капитан теплохода - Георгий Тихонович Власюк, очень приятный человек, всю жизнь работающий на Лене. Георгий Тихонович долгое время был старпомом теплохода 860-го проекта «Россия», после чего перешёл капитаном на «Светлова», где и работает вплоть до настоящего времени. Видно, что он очень любит реку, свой теплоход и очень хочет, чтобы на Лену приезжало всё больше и больше туристов... С первого взгляда поражает доброе, искреннее и порой просто отеческое отношение капитана к молодым членам экипажа, о каждом из которых, вплоть до студенток-официанток, он знает буквально всё. Георгий Тихонович считает, что капитан на судне должен уметь делать абсолютно всё, вплоть до игры на судовом рояле, а ещё в каждом рейсе он неизменно выбирает нескольких туристов и приглашает их к себе в каюту на чай, который сам заваривает по старинным рецептам. Кстати, заветной мечтой капитана вот уже много лет является круиз по Волге.

Итак, капитан теплохода «Михаил Светлов» - Георгий Тихонович Власюк
Изображение

Про директора круиза Ларису и гидов-переводчиц Асю с Леной я уже говорил.

У микрофона - врач, а справа от неё - директор ресторана.
Изображение

Судовой врач. Имени её я, к сожалению, не помню. Отмечу лишь, что на теплоходе, работающем в столь глухих северных краях, да ещё с группой пожилых немцев на борту, действует настоящая амбулатория, снабженная практически всеми необходимыми препаратами. Несколько раз в прошлых круизах судовому врачу приходилось в буквальном смысле спасать пожилых немецких туристов – были случаи острых сердечных заболеваний, требующих незамедлительного врачебного вмешательства. Но всегда судовой врач выходила с честью из критических ситуаций. В нашем рейсе, к счастью, ничего подобного не произошло – единственно вечером после Тикси «фрау доктор» продемонстрировала класс, вытащив у одного немца из горла большую рыбью кость.

Директор ресторана. Про питание на теплоходе скажу коротко – мне очень понравилось. Особенно интересно было отведать блюда местной кухни – оленину, рыбу и пр.

Ну и культбригада.
Изображение

Изображение

В этом рейсе теплоход сопровождали два якутских оперных певца (мужчина тенор и женщина, кажется, сопрано), танцор, демонстрировавший класс как в классических, так и в национальных и даже шаманских танцах, баянист, лектор – сотрудница якутского краеведческого музея и, безусловно, самая колоритная личность – известная якутская этнопевица Валентина Романова-Чыскыарай. Про неё я ещё не раз упомяну в своём отчёте…

После вечера знакомств свои таланты проявили уже сами энтузиасты – посиделки в баре как-то сами собой перетекли в вечер караоке. Я и представить себе не мог, что среди форумчан столько талантов! :huh: Как же раскрываются люди в круизах!!!

Продолжение - в следующий раз... :D

#16 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 11 Сентябрь 2008 - 21:59

День 4.
4 августа. Устье Вилюя.
Вилюйские ГЭС. Усть-Вилюйский хребет. «40 островов».



Рано утром «Светлов» подошёл к устью реки Вилюй – самого длинного притока Лены. Непосредственно в устье Вилюя у нас запланирована зелёная стоянка и уха на берегу. Наш теплоход отклоняется от проходящего вдоль обрывистого правого берега основного судового хода, поворачивает влево и останавливается в устье Вилюя.

Изображение

Вилюй...
Изображение

И место впадения его в Лену:
Изображение

Вилюй – самый длинный приток Лены, протекающий по территории Красноярского края и Якутии; это самый крупный среди левых притоков реки. Первые сведения о Вилюе относятся к 1620 году, когда мангазейские казаки, двигавшиеся вверх по Нижней Тунгуске встретились с вилюйскими эвенками и волоком спустились на Вилюй.

Общее протяжение реки – 2650 километров. На своём пути Вилюй преодолевает горный участок с ущельями, каменными шиверами, а на значительной части среднего течения и далее в низовьях переходит в равнинную часть с песчаным, изменчивым ложем и многочисленными протоками. Примерно на середине реки когда-то был порожистый участок. Именно здесь теперь находится каскад Вилюйских ГЭС, выше которого на 469 километров разлилось огромное Вилюйское море. На этом моменте позвольте остановиться чуть подробнее - давайте совершим небольшой историческо-гидроэнергетический экскурс! :D

==========================================================
В 50-х годах в бассейне Вилюя были открыты богатейшие месторождения алмазов, и вскоре после этого ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение об освоении алмазных месторождений. Но для разработки и промышленного производства был необходим надежный и дешевый источник энергоснабжения. Сооружение тепловой электростанции было невозможно из-за отсутствия местного топлива; атомная энергетика еще не достигла необходимого уровня развития. Оставалось одно – построить гидроэлектростанцию, тем более что в районе месторождений протекала бурная и своенравная река Вилюй. Это было смелым решением – на тот момент во всем мире не было опыта строительства гидроэлектростанций на вечной мерзлоте. В середине февраля 1959 года на створ будущей гидростанции из Мухтуи (ныне город Ленск) отправилась первая группа строителей ГЭС.

Строительство Вилюйской ГЭС шло в чрезвычайно трудных условиях – суровый климат, продолжительная зима с шестидесятиградусными морозами, полное отсутствие дорог, жилья, промышленности, строительных материалов, тяжелая транспортная схема доставки грузов. Строительные материалы и оборудование завозились в летнюю навигацию по реке Лене до поселка Мухтуя (Ленск) , затем по автомобильной дороге длиной 250 километров до города Мирный, а оттуда до Чернышевского по автозимнику. Строительство автодороги Мирный – Чернышевский было завершено в 1965 году. Завоз грузов имел сезонный характер, что значительно осложняло строительство гидроузла. Вилюйская ГЭС была первым крупным гидроэнергетическим объектом, строящимся в столь сложных природных и транспортных условиях. Во всем мире не было опыта строительства гидроэлектростанции на вечной мерзлоте. Надо было первыми начинать величайшую стройку в суровых условиях Севера. Многое приходилось решать впервые. Но все задачи, выдвинутые жизнью, были решены. Восемь лет длилась героическая борьба за энергию Вилюя, колоссальные усилия были направлены на укрепление и расширение алмазной промышленности.

В памяти людей навсегда сохранились яркие события стройки:
- в 1961 году начались земляные, а год спустя - и бетонные работы на основных сооружениях. Одновременно велись работы по отсыпке тела плотины;
- 27 марта 1964 года полноводный приток Лены – река Вилюй впервые пошла по новому руслу через строительную траншею, высеченную в левом скальном берегу;
- 31 октября 1964 года в 13 часов началось перекрытие Вилюя, в котором участвовали сотни машин. Первый МАЗ-525 вел ударник труда Михаил Титков;
- 31 октября 1964 года родилось Вилюйское водохранилище. В этот день гидростроители перекрыли временное русло реки – строительную траншею. Водохранилище стало наполняться водой.
- 3 октября 1967 года в 19 часов 57 минут был пущен первый агрегат Вилюйской ГЭС – станция дала первый ток.

В сентябре 1970 года государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди Вилюйской ГЭС, и почти сразу же началось строительство второй очереди гидроэлектростанции (Вилюйская ГЭС-2), которое было завершено в 1976 году. В результате расширения гидроузла мощность станции увеличилась до 650 МВт, а площадь, объём и длина водохранилища – соответственно в 2, 4 и 1,5 раза.

Но алмазной промышленности требовались дополнительные энергетические мощности, поэтому в 1979 году в 140 километрах ниже Вилюйских ГЭС 1-2 в районе нынешнего посёлка Светлый началось строительство Вилюйской ГЭС-3 – русловой ГЭС мощностью 360 МВт. В 1987 году Вилюйские ГЭС-1,2 и 3 были объединены в единый энергетический каскад. Несмотря на непростые 90-е годы, строительство Вилюйской ГЭС-3 не прекращалось, в 2002 году состоялось перекрытие Вилюя, и в настоящий момент Вилюйская ГЭС-3 практически выведена на проектную мощность.

Нужно отметить, что строительство каскада ГЭС и образование огромного Вилюйского водохранилища привело к определённым экологическим изменениям близлежащих районов – были затоплены значительные территории, смягчился климат, стал зарегулированным сток Вилюя. Впрочем, эти изменения происходят при строительстве любой крупной гидроэлектростанции.

================================================================
Итак, мы стояли в устье Вилюя.
Изображение

Утро выдалось не самым радостным – моросил дождь, Усть-Вилюйский хребет, как и весь противоположный берег Лены, скрывался за облаками. Впрочем, для энтузиастов не бывает плохой погоды, к тому же была определённая прелесть в том, что мы видим Лену разной.

Изображение

Танкер в устье Вилюя:
Изображение

Изображение

Изображение

Поднявшись на высокий песчаный откос, мы прогулялись по заросшему небольшими деревцами крутому берегу. В этой прогулке, безусловно, был свой колорит, кроме этого, в ходе неё мы познакомились с удивительными представителями местной фауны, во влажный дождливый день заполнившими собой практически всё воздушное пространство и с лёгкой руки Андрея64 прозванными «футболистами». :D

А мне в этом плане особенно повезло – перед выходом на берег я вылил на себя полфлакона какого-то средства, но эффект получился резко противоположный – я стал лакомым кусочком, пожалуй даже деликатесом. :D Впрочем, со временем я просто перестал обращать на назойливую мошку внимание, что явилось лучшим способом борьбы с ней.

Да, залёная стоянка в устье Вилюя, безусловно, имела свой ни с чем не сравнимый колорит! :D

Изображение

Изображение

Видите многочисленные чёрные точки? Это всё мошка. :rolleyes:
Изображение

... и на рукаве...
Изображение

Купание в бодрящей и прозрачной, как слеза, вилюйской воде, резко отличающейся от мутно-бурой лено-алданской. Кайф!!!

Изображение

А на берегу, между тем, уже практически приготовилась изумительная уха, сваренная из выловленной прямо здесь рыбы. Надо сказать, Лена (как, наверное, и все сибирские реки) – настоящий рай для рыбаков. У нас на теплоходе тоже было несколько туристов, практически на каждой стоянке отправлявшихся с удочками искать рыбацкое счастье. И, надо сказать, находили его в больших количествах.

У основательно подъеденных мошкой энтузиастов разыгрался аппетит. :)
Изображение

В 13-00 «Михаил Светлов» покинул устье Вилюя и направился далее вниз по Лене.
Изображение

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#17 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 11 Сентябрь 2008 - 22:17

Продолжаю...

Осталось позади бескрайнее водное пространство устья реки Алдан. Миновав его, теплоход вошёл в весьма протяжённый участок речной долины, приуроченный к Предверхоянскому горному прогибу. За несколько километров до впадения Вилюя правый берег Лены повышается, становясь местами совсем обрывистым, скорость течения увеличивается до 4 км/ч. Река прижимается к гористому правому склону долины, представленному передовым хребтом Верхоянской горной системы – хребтом Усть-Вилюйским. Система передовых горных хребтов, параллельных долине Лены, тянется и далее на север, однако русло реки постепенно всё дальше отходит от гор. Горы вновь приближаются к реке лишь в районе посёлка Кюсюр, где долина Лены пересекает Верхоянскую горную систему. Но это всё впереди.

Долгое время Усть-Вилюйский хребет сопровождает нас...

Чрезвычайно низкая облачность, закрывающая горы:
Изображение

Изображение

Изображение

Постепенно погода налаживается...
Изображение

Изображение

Изображение

Около 14 часов теплоход проходит устье реки Лямпушка. Тут находится Усть-Вилюйский национальный парк и охотничий заказник. В перспективе здесь планируется создание заповедника, призванного сохранить уникальных животных и удивительное сочетание лесной, степной и горной растительности.

Изображение

Вблизи устья Лямпушки располагается загородная резиденция Президента Якутии. Теплоход проходит совсем рядом, с палубы отлично видны деревянные домики и часовня.

Изображение

Изображение

Ниже устья Вилюя Лена постепенно удаляется от гор. Отсюда начинается урочище «40 островов» - протекая по достигающей 30-40 километров долине, река делится здесь на тысячи островов и проток, местами достигая суммарной ширины более 10 километров. Коренные берега остаются вдали, а повсюду – острова, острова, острова. Судовой ход неширок, извилист и изменчив. Такая островная феерия прослеживается с юга на север на протяжении 300 километров до устья реки Менкере, после которого русло Лены сосредотачивается. Населённых пунктов здесь и далее вплоть до Жиганска практически нет, а те, что отмечены на картах – заброшены.

Погода окончательно налаживается – облака остаются за кормой, всё ярче светит солнце… Солнце, жара, пески, степная растительность, - ощущение такое, что идёшь в Астрахань!

Изображение

Изображение

Мне очень нравится эта фотка - вроде из-за большого зума размытая и неудачная, а приглядишься - как будто импрессионист акварелью нарисовал! :D

Изображение

И всё-таки это не совсем Астрахань. :D
Изображение

Прозрачная струя Вилюя долго особняком течёт вдоль левого берега, но со временем мутная лено-алданская вода поглощает её. Впрочем, ещё долгое время в мутно-буром потоке иногда встречаются вкрапления вилюйской воды, не смешавшейся с ленской...

Изображение

Буйство зелени!
Изображение

Изображение

Изображение

Продолжение далее...

#18 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 11 Сентябрь 2008 - 22:34

Продолжаю...

Теплоход движется урочищем "40 островов".

Очень интересный встречный флот. "Сибирский" "Капитан Марков":
Изображение

"Ленанефть-2015":
Изображение

Изображение

Натюрморт энтузиаста... Или, я бы даже сказал, классический боекомплект! :D
Изображение

Идём на Север...
Изображение

...хотя даже и не верится! :D
Изображение

Палуба залита ярким солнцем...
Изображение

Посиделки...
Изображение

А это даже не знаю, как озаглавить... А, придумал! - подготовка подрастающего поколения к Олимпиаде-2014! :D
Изображение

А Серёга тем временем охотится за суперкадрами. :D
Изображение

Створы на песке...
Изображение

Солнце!
Изображение

Продолжение далее...

#19 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 11 Сентябрь 2008 - 22:44

Продолжаю... :D

После обеда самое время перейти к активным спортивным мероприятиям. В кинозале «Светлова» был обнаружен теннисный стол, доселе, почему-то не пользовавшийся популярностью. Но в данном рейсе на теплоход прибыли энтузиасты, и этим дивным солнечным днём мы с Ваней решили провести теннисный поединок. В кинозале планировалась какая-то лекция, поэтому с разрешения директора круиза было принято решение перенести матч на солярий. У капитана, а также некоторых более прагматичных туристов возникли некоторые сомнения насчёт успешности этого матча, но на теплоходе ехали энтузиасты, а энтузиаст, как известно, никогда ни в чём не сомневается. Итак, нашими с Ваней поистине титаническими усилиями стол был как-то протиснут в дверной проём и вынесен на сандек. Среди лениво загоравших на солярии немцев возникло оживление - до начала матча оставались считанные минуты!

Любому теннисному матчу перед игрой «на счёт» предшествует разминка. Первые две минуты всё шло хорошо – прямых попаданий в подставленные солнцу оголенные тела удалось избежать, ограничившись лишь касательными зацепами загорающих туристов. А потом произошло непредвиденное – после довольно слабого ваниного удара шарик заскакал по солярию, направился на лестничный трап, оттуда – на среднюю палубу, а оттуда так же лениво через ещё один трап - на главную. Чем закончилось путешествие шарика по палубам теплохода «Михаил Светлов» точно установить не удалось, однако, когда мы с наблюдавшей за матчем переводчицей Леной подоспели на главную палубу, шарика там уже не было. «Пропал без вести», - после недолгих поисков установили мы. :D

После захода на рецепшн за вторым шариком матч был продолжен. На этот раз всё длилось ещё короче – мощный гас, и шарик, просвистев над ухом немецкой фрау, стукнулся о теплоходную трубу, от которой прямой наводкой улетел за леера. Мы с Ваней успели посмотреть лишь заключительный «плюх».

Наверное, со стороны очень комично смотрелось, когда два понурых энтузиаста подошли на рецепшн и, потупив глаза и в нерешительности переминаясь, наконец, тихо протянули – «А мы второооой утопили…» :D

=======================================================================
Остаток времени до ужина был проведён в бильярдной, благо утопить биллиардные шары в процессе партии сложнее, а потом был зажигательный вечер караоке – своими талантами блистали как члены экипажа и группы сопровождения, так и, конечно, энтузиасты – причём пели и соло, и дуэтами, и даже трио. В этот вечер сформировалось несколько замечательных певческих пар, и вообще, надо сказать, рейс наш получился необычайно «певучим». :D

Изображение

Изображение

Вечером природа подарила красивый закат, а грядущей ночью нас ожидает эпохальное событие – пересечение Полярного круга.

Я думаю, без комментариев...
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ночь на палубе. Через несколько часов - Полярный круг!

Изображение

Изображение

Продолжение - в следующий раз... :rolleyes:

#20 Stereometria

Stereometria

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 522 сообщений
  • Регистрация: 03-Апрель 06
  • Город:Москва, Россия

Отправлено 11 Сентябрь 2008 - 23:26

:lol: :rolleyes: :rolleyes: Офигенно! Андрей, слов не хватает!!! :rolleyes: :rolleyes: :rolleyes:

зы: а чья это шестидесятка на столе? :)
Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить.
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100