Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Отчет по поездку Москва - Архангельск - Пинега - Кулой - Мезень - Лешуконское и т.д.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 Mitjan

Mitjan

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 211 сообщений
  • Регистрация: 06-Апрель 05

Отправлено 05 Сентябрь 2008 - 20:10

Отчет по поездку Москва - Архангельск - Пинега - Кулой - Мезень - Лешуконское - Архангельск - Москва. Если понравится, расскажу, что было дальше: Вологда - СДВС - Кириллов - Череповец - Москва - Выборг - Лаппенранта - Иматра - Вайниккала - Москва.

Писался изначально для форума КТП, букв там много, возможно, каких-то реалий вы не знаете, так что сорри. Но, так как пройдено много рек и проезжено на многих теплоходах, меня попросили и сюда. Фоток в теле отчета нет, могу потом ссылками.

----------------------

Обкатать старинный водный путь из Пинеги в Мезень/Лешуконье через Кулой/Долгошшелье/Белое Море мы планировали уже несколько лет. Особенно остро встал этот вопрос после того, как в 2006 году мы с Ольгой Андреевой договорились о проезде в сухогрузе Красный Бор - Мезень. Но тогда в поездку вмешались суровые обстоятельства: во-первых, отправление задерживалось на неопределенный срок, во-вторых, пока оно задерживалось, капитан с помощником начали пить водку; в-третьих, пока они пили водку, на корабле разместились еще несколько местных жителей, которые тоже начали пить водку; в-четвёртых, пока они все пили водку, резко похолодало почти до нуля.

На основе все этого мы решили с корабля смотаться и уехали обратно в Архангельск (ну да я об этом в свое время писал). В 2008 году начали ходить слухи, что вот-вот откроют дорогу Пинега - Мезень/Лешуконское, и корабли отменят на фиг.

Именно поэтому я заранее взял отпуск, уговорил сделать то же самое Сашу Фетисова и мы начали готовиться к отъезду в начале июня. Точнее, я готовился, а Саша куда-то пропал, чем за пару дней до отъезда ввел меня в легкую панику: едем в никуда, с какой-то аццкой палаткой, с аццкими спальниками, а тут единственный человек, который умеет с ними обращаться, постоянно вне зоны досягаемости.

Надо отдать должное Саше, в конце концов все вышло наилучшим образом - и мы все успели, и поехали в итоге даже втроем, а не вдвоем - почти на подножку уходящего поезда запрыгнула Лена Ларская, знатный геокэшер )

Поезд, впрочем, для начала уходил недалеко - Саша хитрым образом взял билеты сначала на попугай до Ярославля, а потом уже в вагон Ярославль - Архангельск. Как потом выяснилось, это он чуток перебдел, но разве не прекрасно было позавтракать в солнечном любимом Ярославле и вновь посмотреть на его прекрасный центр...

В Архангельск доехали достаточно обыденно - в Коноше разве что повесили табличку, что там в ссылке находился лауреат нобелевской премии поэт Иосиф Бродский.

В Архангельске ввиду раннего прибытия никуда не спешили и стали думать, что делать дальше. С автобусами была засада - дорогу до Пинеги наконец открыли, но автовокзал не спешил пускать автобусы, отложив их запуск на следующий день, что нас не очень радовало. Оставалась надежда на частные буханки, коих всегда много в тех краях, и архангельского геокэшера по имени Николай, знакомого Саши, который якобы тоже собирался в Пинегу.

С утра никакого решения принять не удалось - поймали у вокзала маршрутки по новой трассе в Онегу и пошли по своим делам. Я - пить черемуховую настойку к своим архангельским хоккейным друзьям, Саша с Леной - в Малые Корелы, где Лена еще не была.

Дальнейшая часть была бы интересна бендийным фанатам, если бы они тут были (кроме Валеры :D. Мы сидели и общались в знаменитом "офисе Патрика", деревянной избушке в одном из дворов прямо аккурат у центральной площади Архангельска. Чего только, говорят, не происходило в этой избушке...

Обсуждали Архангельск. Несмотря на то, что это прекрасный город, и мы все его любим, в последнее время Архангельску решительно не везёт. В основном, с властью. Постоянные разборки на высшем уровне, дележи полномочий и просто раздолбайство резко отбросили Архангельск по качеству жизни назад, в середину 90-х, тогда как большинство других региональных центров России так или иначе развиваются.

В итоге довольно больно наблюдать качество дорог, явную нехватку благоустроенных территорий и общую загрязненность этого, бесспорно, по идее одного из прекраснейших российских городов.

Пока пили и общались, позвонил Саша Фетисов и сообщил, что ситуация с Пинегой решилась вроде бы наилучшим для нас образом - Николай едет в Пинегу, а потом как раз в командировку в Мезень и Лешуконское по новой трассе! Это в любом случае оставляло нам простор для решений, а я был рад еще и тем, что по идее посмотрю футбол в комфортных условиях турбазы Голубино.

Но до отъезда еще было время, и я попрощался с друзьями и отправился гулять по городу. Меня интересовал магазин завода "Алвиз", букинистический магазин и возможность покататься по Двине на кораблике.

Магазин "Алвиза" меня не порадовал: морошковую настойку "Алвиз" уже не делает два года из-за нехватки сырья (а ведь раньше ее везде помногу продавали) - но, кстати, Черемуху и Бруснику по крайней мере делает весьма прилично.

Букинистических магазинов как таковых в Архангельске нету - есть отделы, но там в этот раз не было ничего интересного. НО! Как же прекрасно в Архангельске с краеведческой литературой. Пожалуй, именно в Архангельске наиболее широкий выбор географических книг из тех городов, что я видел.

Книги обо всем, что может заинтересовать путешественника - от сугубо научных до весьма практических. Я потратил около 1200 р. на книги и не пожалел ни об одной. Купил прекрасную книгу про традиции колокольного звона в регионе про звонаря Ивана Данилова; книгу про жизнь сказительницы былин Марфы Крюковой; прекрасную книгу-отчет о путешествии из Петербурга в Архангельск и назад конца 19 века (один в один отчет Валеры Тихонова, если бы не видел другую фамилию на обложке, не поверил бы); толстую и прекрасно иллюстрированную книгу про достопримечательности Красноборского района и даже чего-то еще. И еще в два раза больше не купил, хотя и хотел - чего стоит только подробнейший фолиант "Деревни Лешуконского Района". В общем, гигантский респект тем людям, которые подняли отрасль.

На кораблике тоже удалось покататься, но не от пригородного речного вокзала, а от пристани в Соломбалу - съездил на самом простом рейсе в Хабарку. В целом в Архангельске продолжается стагнация речного сообщения - "Заря" по Двине один раз в неделю, "Москва" в Пинегу только дней десять в год по большой воде, а пригородные рейсы - не больше, чем несколько раз в день.

Никаких рейсов в Мурманск, на которые была надежда, пока нет.

Потом пообедал в прекрасной, хоть и всегда многолюдной, "Нулевой Версте" в здании почтампта - и уже пора в путь.

И вот уже хорошо знакомая раздолбанная дорога на Пинегу через Луковецкий и Белогорский. Перед Голубино начинаются карстовые провалы и скалы, и дорога колоритно петляет серпантином. Часа четыре неспешной езды с остановками у достопримечательностей - и вот мы в Голубино, одном из любимых моих мест в России.

Пару лет назад я писал о нем статью, озаглавив ее "Ну и что, что там нет сотовой связи". Что ж, теперь, усилиями в том чмсле Николая, сотовая связь там есть. В остальном там все также прекрасно: карстовые логи, пещеры, уютнейшие комнаты, прекрасный вид на Пинегу, вкусная еда в столовой.

Я даже не пошел с товарищами по пещерам, остался смотреть футбол на природе. Как ни крути - это тоже огромное удовольствие: посмотреть высококачественный футбол в правильном месте.

С утра Николай взял в ресторане у знакомого повара сухой паек и мы поехали. Сначала заехали в монастырь Красная Горка. Там как раз показывали экскурсантам горнолыжную трассу и корпуса базы отдыха, расположившейся в здании бывшего детского дома. Мы тоже посмотрели - любопытно, конечно, но не так интересно, как в Голубино внизу.

Сам монастырь, как я узнал позже, пришел в такое печальное состояние относительно недавно - в 1970-х. До этого он, конечно, тоже не шиковал, но на фотографиях 1960-х в пинежском краеведческом музее крыша была цела, и здание было в относительно приличном состоянии.

Поехали дальше - в Пинегу. Остановились буквально на пять минут у администрации, где долго "пытали" молодого мэра и прочих сотрудников на предмет того, откуда нынче ходят корабли. Никто ничего точно не знал, а непроверенные слухи говорили о том, что еще с утра корабль ушел на Мезень собственно из черты поселка Пинега - от моста через канал Пинега - Кулой. Это нас удивило - нам казалось, что канал после разрушения шлюзов не судоходен, но поехали проверять.

Действительно - не очень трезвый и не очень дружелюбный капитан катера Ёрш, выполнявшего функции парома через канал, сказал, что пока уровень воды позволяет доходить не до Кулоя/Красного Бора, а до сюда. Правда, кораблей не было, и ожидался корабль в лучшем случае к вечеру.

На следующий день должны были уже построить мост через канал, и паромщик явно не желал сдаваться просто так. Он проявил на ровном месте принципиальность и отказался перевозить Николая на тот берег до 14.00 (типа, обеденный перерыв!) - и сидел разгадывал кроссворды в кабине. Пришлось нам полтора часа сидеть и кушать сухой и не очень сухой паёк.

Возникла дискуссия: ехать ли нам с Николаем в Мезень/Лешуконье - может, оттуда будет проще уехать. Корабли вроде как должны идти пустыми. В итоге победило мнение Саши Фетисова - не ехать, сидеть здесь до разумного упора. Надо сказать, что в итоге Саша оказался прав, хотя по ходу действия в этом были серьезные сомнения.

В 14.00 Николай уехал, а мы остались куковать. Через часа полтора мне надоело куковать (да, я такой) и я решил уехать в Пинегу. Прошел не очень долго - уавтостопил какую-то очередную прекрасную буханку.

В Пинеге я купил местный зерновой хлеб "Житник Пинежский" (ничего, но не слишком) и местный квас (аналогично; хотя вообще респект Пинеге за то, что производит свои уникальные продукты). После этого я пошел в краеведческий музей.

Там мне сказали, чтобы я подождал минут 15 - прибыла делегация школьников, и я могу поучаствовать в общей экскурсии. Поучаствовал. Музей в принципе весьма и весьма неплохой - особенно два раздела, про деревянные церкви района с архивными фото и про лагеря и политзаключенных. Лагерную тему я вообще не очень люблю, но тут все было как-то правдиво и трогательно - рассказывали не в целом о режиме и его жертвах, а о судьбах отдельных людей. Особенно задел за живое рассказ о молодых итальянских коммунистах, поженившихся уже в лагере - выжила в итоге только юная жена, которая в 2004 году снова доехала до Пинеги и написала, что не испытывает злости к русскому народу.

Выйдя из музея, я отправился на пристань, где неожиданно увидел погрузку всякой продукции на баржу с катером КС. Я стал спрашивать, куда это, и выяснилось, что это оказия вверх - на Труфаново, которая бывает раз в неделю и реже. Я подумал, что мне повезло, однако смутило то, что с нагруженной баржой КСка могла идти часов до 12, как сказали местные.

Я задумался. С собой у меня были только деньги, телефон и квас - остальное осталось в базовом лагере. С другой стороны, где наша не пропадала. Примерно получасовые блуждания вокруг катера окончились тем, что я все-таки принял решение не ехать - повлияло на это и то, что капитан не был слишком уж дружелюбным и, хоть и брал на борт за мзду, отказывался говорить, когда пойдёт назад.

Зато узнал у местных, что гораздо правильнее дождаться оказии в виде КСки без парома - идет всего часа три, а еще лучше поймать автопаром Пинега - Карпогоры, который иногда по одному ему известному графику припирается из Карпогор. Эта идея меня заинтересовала, надо будет покопать в этом направлении.

Тут позвонил Саша Фетисов и сказал, что корабль приперся, более того, приперся именно единственный лешуконский корабль (!), что давало нам надежду на выполнение программы-максимум.

Я в приподнятых чувствах отправился к каналу, быстренько застопив автобус. Я был уверен, по опыту 2006 года, что корабль обязательно возьмет нас за мзду, но Саша Фетисов огорошил меня, что капитан заявил, что на 99% не возьмет нас, ибо корабль будет переполнен едой "и вообще".

Настроение испортилось. Капитан с помощником пошли отдыхать после тяжелого рейса и ожидать вечерней погрузки. Пошли отдыхать и мы - пока ничего от нас не зависело. Так началось Великое Стояние У Парома.

Вечером, действительно, началось движение. К парому стали подъезжать различные УАЗики и прочие ГАЗели - те, кто ехал в Лешуконское и Мезень напрямую, те, кто собирался грузиться в наш корабль и те, что собирались перегружаться где-то еще. Неожиданно приехал и второй корабль - из Мезени, как раз с тем экипажем, который мы встретили в 2006 году. Оба корыта - синяя "Чайка" из Лешуконья, и ранее безымянный "Сфинкс" из Мезени перегородили весь узенький канал, осложнив жизнь и парому.

Мы каждые минут 20-30 подходили и торчали перед носом у капитана, но попытки Саши вызвать капитана на диалог успехом не увенчались - он жестами показывал что-то среднее между "Категорически Нет!" и "Только после погрузки".

Началась погрузка. Ожидалось, что она продлится часов до 6 утра, поэтому мы спали нервно и по-очереди. Саша спал меньше всех, карауля заодно и проходящие машины в Лешуконье - вдруг удачно возьмут? Более того, он умудрился еще и помочь на погрузке, что мы с Леной не заметили, ибо спали.

Но ни в 7 утра, ни в 10 ситуация не изменилась. Корабль лениво грузился, а когда примерно в 13 загрузился - действительно, пищевые грузы торчали из всех щелей и на всех свободных местах - ничего не произошло.

Мы стремительно мрачнели - у меня как обычно возникло предложение сменить обстановку и уехать в Лешуконское стопом, а то и назад в Архангельск, чтобы отправиться на УЖД в Белое Озеро и на "Зарю" в Онегу. Для поднятия боевого духа Саша договорился с капитаном "Сфинкса", что в Мезень он нас-таки возьмет, но перспектива ждать еще сутки на холоде и в беспрерывной белой ночи не очень радовала.

Примерно в три часа дня я от безысходности предложил отправить к капитану Лену (заодно с Сашей, на всякий случай). И чудо случилось - спустя минут 10 Саша с Леной уже бежали к лагерю, крича, что капитан, похоже, смягчился.

Мы залезли в синюю, помятую, но желанную "Чайку" и нашли для себя местечко на задней верхней палубе - единственном месте на корабле, где почти не было еды.

В следующий час, однако, корабль не спешил отправляться. Впрочем, мы решили, что теперь нас уже вряд ли выгонят, и не очень волновались.

Но вот поехали - по узкому и прямому каналу Кулой - Пинега, который еще недавно считали нефункционирующим.

Сидеть на пенках было, конечно, хорошо, но было подозрение, что ночью будет холодно, а тучи предвещали дождь. Саше пришла в голову мысль попробовать собрать зауженную версию палатки (уж очень невелика была палуба), и это-таки удалось сделать. Эта идея (в очередной раз спасибо Саше) оказалась очень своевременной - был и ливень, было и холодно, и без палатки нам было бы невесело.

Капитан и помощник поначалу держались с нами холодно, особо не выходя из кабины, но после того, как мы к ним несколько раз сбегали в гальюн, в камбуз (особенно Лена) и просто поболтать, стали относиться к нам спокойнее и были не против, чтобы мы сидели в рубке.

Рассказали много чего интересного. Оказывается, совсем по большой воде сухогрузики доходят даже до Усть-Пинеги или Архангельска (бывало и такое). Но в связи с достройкой дороги на Мезень в год теперь они совершают только 1-2 рейса, в остальное время капитаны пересаживаются на машины и возят так. Большого сожаления по этому поводу данный конкретный капитан не испытывал (он вообще был достаточно толстокож).

Собственно, теоретически можно было бы вообще почти весь год возить грузы на машинах (кроме пары недель ледохода), но низкий мост у Кузомени и отсутствие моста через канал Кулой - Мезень (ленивые архангельские дорожники) еще несколько лет поддержат судоходство по Кулою на плаву.

В остальном судоходство по Пинеге, Мезени и Вашки, хоть и довольно эпизодическое, но существует. Периодически снуют туда-сюда разные КСки, а самой экзотической оказией являлись две КСки с топливом Лешуконское - Шойнас (посмотрите карту, практически на границе с ЯНАО!), которые ушли за пару дней до нашего прибытия.

Обстановка везде установлена, хотя на Кулое я увидел несколько совершенно неизвестных мне до того знаков. За глубинами никто не следит, поэтому фарвартеры на Пинеги и Мезени иногда очень причудливы, с практически горизонтальными смещениями от одного берега к другому.

На Мезени раньше жили две "Зари", но одну куда-то продали, а вторую раздавило льдами. Остатков не видел. Номера не знаю. Капитан сказал, что у него дома есть архив всего лешуконского отделения пароходства, и теоретически он ему не нужен (достался от деда), но как дошло до дела, выкупить или хотя бы перефотографировать архив не удалось. А жаль.

Канал Пинега - Кулой - короткий, с остатками деревянного шлюза в конце его. Сразу за ним и начинается собственно река Кулой. Мы привыкли, увы, к рекам широким, но мелководным, а Кулой - редкий образец обратного: река узкая, но весьма глубокая.

В первые 50 километров она настолько узка, что мы имели честь участвовать в редчайшем событии - своего рода "Формуле-1" на воде. Сухогруз "Чайка", несмотря на свои невеликие размеры, не вписывался в иногда почти 180-градусные повороты, и периодически таранил берег, сшибал ветки, выделывал фигуры высшего пилотажа. Было это крайне интересно, и даже снятые видео не могут передать всего драйва такого прохождения реки.

Дальше Кулой стал пошире, более того, было впечатление, что на среднем участке реки продолжается половодье - кое-где берега были еще затоплены. Иногда по берегам виднелись избушки - те самые знаменитые избушки Кулоя, о которых с такой теплотой говорил Саша Фетисов и писали другие краеведы. В них может зайти и переночевать кто угодно - иначе здесь сложно выжить.

По Кулою расположено мало сёл - Красный Бор, собственно Кулой с остатками деревянной церкви, Карьеполье с церковью (мы его проспали :( ) и уже у устья - знаменитое село Долгощелье.

В Долгощелье мы проснулись следующим утром. Стояли, пережидали отлив. Раньше в Долгощелье (местные говорят "Долгошшелье") был церковный ансамбль со знаменитой колокольней, но меньше 20 лет назад все, увы, сгорело. Остался только на месте колокольни большой крест.

Само село - основательное, типично северное. Особого упадка не наблюдается, хоть круглогодичной дороги в село нет, а вертолет в Архангельск летает "по заполнению", т.е. по достижению нужного количества заказов. Множество лодок, старые деревянные дома - классическое поморское село.

В Долгощелье мы пополнили свои запасы еды - несмотря на то, что мы ехали в полном сухогрузе еды (перевес составлял тонн 7, по словам капитана), брать ее нам казалось неправильным, и лишний заезд в магазин не помешал.

Наконец дождались прилива, вода побежала быстрей, закрутились водовороты. Отчалили. В устье Кулой уже очень широк - иногда берегов почти не видно.

Вышли наконец в Белое море и вскоре снова встали ждать прилива - уже в Мезенскую губу. Вокруг было очень красиво - и фотографиями было сложно передать. Когда шли, перед нами лениво вспыл тюлень ("морской заяц"), фыркнул и так же лениво уплыл дальше. Сфотографировать никто не успел, зато радости было много. Уже потом, дома, изучая сходные отчеты, увидел, что в Белом море тюлени и белухи зачастую даже играются с байдарками и яхтами, подплывая целой стаей. Но и эта встреча для нас стала приятным сюрпризом.

Вот и прилив - и мы входим в Мезень, также очень широкую в устье.

В верховьях Мезени нам встретилось самое большое судно на всю дорогу - здоровый стоящий поперек реки танкер ярко-красного цвета.

Вскоре дошли до Каменки - части города Мезени. Сам город, к сожалению, был "удачно" скрыт за островами на другом берегу и практически не виден. Каменка впечатления не произвела - ясно, что когда-то это был большой рабочий посёлок, а теперь остались только следы былой роскоши.

Приливы и отливы здесь такие сильные, что сухогрузы типа нашего разгружают так - просто бросают якорь у берега, потом вода уходит, и можно подъехать прямо к борту (интересно, а если завязнешь? :D. Но нам везло - нам не надо было здесь останавливаться, и мы шли вперёд.

Как оказалось, Мезень - река гораздо более быстрая и с причудливым фарватером, чем Кулой. Именно для нашей "Чайки" поездка в Пинегу по времени существенно быстрее, чем поездка из Пинеги (для мезенских корыт - наоборот).

На реке погранзона, объявленная в Мезенском районе, не ощущается. Говорят, проверяют только пассажиров самолётов, хотя мы периодически с опаской смотрели на проходящие моторки.

Что сказать про Мезень? В целом - мне очень понравилось. Может и не с первого взгляда, а как-то глубинно... - но очень понравилось. Классические северные деревни на берегах - пока мало испорченные глобализацией, знаменитые красные отвесы (это можно посмотреть у Саши на фотографиях), переменчивая погода - от гроз до последующих радуг.

Мы не спеша шли и получали удовольствие - я читал книжки и загорал на носу, Саша с Леной сидели в основном около палатки. Саша периодически вспоминал свои места боевой славы - тот самый исторический поход посреди зимы года три назад, когда он и Кирилл Емельянов написали монументальное стихотворение:

Прощай, Лешуконье,
Прощай, Смоленец,
Нам всем наступает полнейший *****ц...

Больше всего понравились, конечно, идущие подряд две деревянные церкви ближе к концу пути: элегантнейшая, тонкая церковь на холме в Большой Нисогоре - одна из прекраснейших церквей России, которая предстала нам на фоне радуги. Так и представляешь, как слышно было звук колоколов на многие километры во все стороны....

И практически сразу угловатая, рушащаяся церковь в Березнике, которая, наверное, никогда уже не будет восстановлена - на высоком красном отвале. Зрелище этих двух церквей сильно на меня подействовало - я потом довольно долго ходил в задумчивости.

Около 21 часа мы пришвартовались к парому в Лешуконском, расплатились с капитаном и отправились узнавать, где же мы сможем переночевать. Паром шел еще не по летнему, а по весеннему расписанию - рано уехать нам никак не получалось, первый рейс был только в 9.30 утра.

Лешуконское, как рассказывал Саша Фетисов, зимой совершенно не произвело на них впечатления. Достопримечательностей там действительно не было, однако летом райцентр был достаточно чист и аккуратен, и, как частенько бывает на севере, с открытыми допоздна магазинчиками.

Мы пошли от парома в сторону гостиницы. Саша, правда, немного забыл, где она, и первая же тётушка, которую мы спросили, порекомендовала нам идти не в "официальную" гостиницу, а в гостиницу при баре "Наташа" - там, дескать, дешевле. Но мы все-таки пошли до официальной и вскоре нашли ее на одной из центральных улиц посёлка.

Гостиница ("Северная", что ли, 650 р. с носа), несмотря на обыкновенный барачный вид, была изнутри довольно уютной - ничего особенного, конечно, но горячая вода есть, а по телевизору показывают ЧЕ - чего еще нужно. Тетенька на ресепшн проявила чудеса северного гостеприимства - и переселила меня в ту комнату, где телевизор лучше показывает, и чайник дала, и помогла найти телефон того УАЗика, что пойдет завтра на Архангельск. В итоге проблему уезда из Лешуконского мы решили быстро, хоть и недёшево (1500 р, как местные-то ездят?).

Дальше мы с Сашей и с Леной начали странные передвижения :) Сначала, пока я досматривал первый футбол (Италия - Румыния), гулять и за едой пошли они. В перерыве между матчами они как раз пришли, а пошёл я. Я даже загулялся, пропустив первый гол голландцев в матче с французами. Но почти весь центр посёлка обошел и к реке спустился, где посмотрел, как разгружается наша "Чайка" и пофографировал заброшенные и просто старые корабли в одном из затонов Вашки.

Потом, когда кончился футбол, выяснилось, что Саше не спится, и мы с ним пошли гулять в другую сторону посёлка, дойдя до аэропорта. Теперь в Лешуконское летает только "Аэрофлот-Норд" три раза в неделю, и, небось, после окончательной достройки дороги будет стремиться вообще свернуть лавочку. Говорят также, у них здесь проблемы с электронным билетом %)

С утра сели в весьма новую буханку и поехали к парому. Народу в буханке было довольно много, а вот машин на пароме почти не было - одна до ближайших деревень и мы. Так что автостоп по этой трассе, увы, был бы тяжеловат.

Паром шел размеренно и не спеша - до Смоленца ему предстояло пройти участок по Вашке и участок по Мезени. Дорога Смоленец - Мезень уже довольно немолода - ей под тридцать лет. Состояние соответствующее - холмистая грунтовка, не сказать, что однозначно плохая, нет, но узкая и неровная. Траффик стремился к нулю, все деревни были от трассы немного в стороне.

Подъехали к тому месту, где, согласно карте, должен был быть паром через Мезень, но почему-то поехали дальше, к пересечению дороги с рекой Пезой. Оказалось, что оба парома - и на г. Мезень, и на дорогу в Архангельск отходят от одного и того же места (в данное время года), и оба ходят, как придётся: расписания нигде не было. Мы стали шутить, что на АТ надо написать про один паром, что он ходит "как придется", а второй - "как бог на душу положит".

Нужным нам паромом был катер "Красногорск" с баржей. Я с удивлением обнаружил название почти родного города в таких местах, и потом спросил у команды - почему так. Они ответили, что не знают, а раньше он назывался Медногорск.

Пока же Красногорск тупил, позоря команду "Зоркий" и славный подмосковный город. Нам было сказано, что им надо минут десять для какой-то починки, но в итоге уехали мы минут через сорок, а команда на вид бездельничала, а не активно что-то чинила.

Прошли несколько километров по Пезе - еще одну реку покорили :))) С того берега при нашем приближении отправился и встречный паром, с катером поменьше.

Не проехали мы новой трассе (у переправы, кстати - поклонный крест) и двух километров, как встретили еще один паром - на сей раз совсем маленький - через речку Кимжа. Тут должен быть по идее понтонный мост, но пока не успели построить. Тут мы чуть не застряли - грузовик разгружал продукты в Мезень в странный катер, напоминающий подводную лодку. Да-да, тоже способ доставки продуктов в Мезень! Грузовикам неохота через лишние три парома тащиться, вот и довозят только до сюда.

Но в итоге грузовик отъехал, и поехали уже мы. Дальнейшие километры до Пинеги были просто счастьем - свежеотсыпанная, ровная дорога, северная природа, мчащийся УАЗик и никаких других машин. С этого момента я, похоже, совсем влюбился в УАЗы-Буханки - если и буду покупать машину в ближайшее время, куплю Буханку.

Так что дорога готова. Конечно, в слякоть и паводки сложно сказать, что там творится, но летом и зимой проехать может любой (пока не разбили).

Дальнейшая судьба дороги легко прослеживалась по состоянию дороги Пинега - Архангельск: лесовозы раздалбывают дорогу, а чинить ее архангелогордским ДРСУ не больно-то и хочется. В Пинеге остановились поесть. Я пытался купить еще Житник Пинежский, но вместо этого поскользнулся и упал в лужу. Ну, к счастью, не очень сильно.

До Архангельска доехали достаточно быстро, но в городе ехали, увы, медленно - траффик и выходящие пассажиры. Более того, в один прекрасный момент у Буханки открылась неплотно закрытая задняя дверь и оттуда сдуло ленин рюкзак. Обошлось без жертв :)

Мы приехали на вокзал за 11 минут до московского поезда, но на него уже были только дорогие купе. Саша придумал взять плацкарт до Александрова или Орехово-Зуево на поезд Архангельск - Евпатория, но я попытался было улететь самолётом. Но оказалось, что после 18 часов билеты в самом Архангельске купить нигде невозможно, можно только в аэропорту Талаги, и я смирился.

В ожидании поезда зашел в местное гламурное кафе у высотки (вроде "Шоколад"). Блюда там были дорогие, но очень качественные, обслуживали быстро и интерьер был очень любопытен - так что поставил плюсик.

Разумеется, в нашем же вагоне поезда Архангельск - Евпатория (чуть не опоздал, кстати, быстро бежал) был Игорь Лапшов. Нет, мы знали, конечно, что он будет в это время в архангельских колхозах, но чтобы именно в одном вагоне, да еще такого небанального поезда - это было весьма удивительно. Впрочем, говорят, со всеми, кто знает Игоря Лапшова, такое рано или поздно случается :)))))

Поезд ехал довольно уныло. Лишь в Ярославле мы встретили кругломордую ЭР, свежеотремонтированную, с надписью... "Ереван". Пока бегали за фотоаппаратами, ее уже утащили - в Ереван, видимо.

В Александрове мы должны были приехать на вокзал Александров-2. Обычно там была техническая остановка, а в этом году сделали нормальную. Беспокоило то, что мы а) опаздывали; б) в последнее время на станции Александров-2 почти ничего не осталось, так что особо делать поезду там было нечего.

И точно, гад, проехал! Проводница очень удивилась, как такое бывает. Мы уже смирились с мыслью выходить в товарном парке Орехово-Зуево, по пути аццки костеря ОАО "РЖД". Но тут случилось неожиданное - поезд встал в Киржаче, ожидая встречную электричку назад в Александров по БК МЖД.

Тут-то мы и вышли. Саша с Леной решили попробовать поймать прямой автобус в Москву, мы с Игорем решили, что: а) на него обязательно не будет билетов в вск вечером; б) он обязательно встрянет в пробку в вск вечером - и сели на элетричку назад в Александров.

Однако ж, поговаривают, что Саша с Леной поместились в автобус практически сразу и доехали быстро, по крайней мере, раньше нас. Нам же из-за ковырялок пришлось провести в Александрове лишний час. Заинтересовало, кстати, то, что с другой стороны вокзала Киржач, в поле, стоял большой грузовой самолёт и его активно грузили. Ничего не знал про аэродром там.

Ну, медленно, но все-таки верно, мы вернулись домой. Но уже скоро мне предстояло выезжать снова в сторону севера. Об этом - в продолжении отчёта.

#2 Stereometria

Stereometria

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 522 сообщений
  • Регистрация: 03-Апрель 06
  • Город:Москва, Россия

Отправлено 09 Сентябрь 2008 - 20:00

Митян! Огромное спасибо за увлекательное чтиво! :lol: даже фотографии не нужны, я с Николаем и так ваш маршрут прошел почти полностью.. ну, в море не выходили, но по Мезени прошли повыше :huh: может читал- http://www.infoflotf...mp;#entry209087

а про какие ты неведомые судоходные знаки написал?

а, кстати, ты до сих пор считаешь, что "копать- зло" (с) ? :D
Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить.
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский

#3 xelga1476

xelga1476

    Любитель Севера

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 330 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва

Отправлено 10 Сентябрь 2008 - 08:24

Круто! После этого отчета на теплоходе хожу с довольной улыбкой, пусть все думают, что мне так Астрахань понравилась. Круче РС только РС.
«Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда…»
мои круизы ЖЖ

#4 Mitjan

Mitjan

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 211 сообщений
  • Регистрация: 06-Апрель 05

Отправлено 11 Сентябрь 2008 - 15:59

Копать столько, сколько вы тогда копали - точно зло ) А пару раз за поездку - вай нот )

Как мне рассказала подруга с геологического факультета МГУ, проходившая этим летом тем же маршрутом с тем же экскурсоводом, "странных людей из Москвы с наклейками", всюду бегающих, там до сих пор вспоминают.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100