Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Пароходы, пароходы...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 1636

#401 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 07 Февраль 2013 - 15:18

Подумал – ну что выкладывать разрозненные фотки. Решил попробовать как-то представить целый кусок пароходной жизни. Москва река и Ока в конце 50-х, начале 60-х это пароходноколесное судоходство (если не считать водометных небольших буксиров, трофейных самоходок и разных катеров) – и я большую часть этих пароходов видел (это не значит, что и фотографировал). Собрал кое-какой материал (далеко не только свой) и вот что получается.
Удобно разделить на пассажирские и буксирные пароходы. Пассажирские тогда ходили на участке Москва – Горький. В качестве точки на оси времени мне удобно выбрать 1961 г, когда я во второй половине августа прошел по всей Оке на пароходе Петр Комаров.
Вообще то, это не самая первая поездка на пароходе – до этого в 60-м году плавал на «кругосветском» пароходе «Севастополь» до Ново-Окатово, а обратно на А. Малышкине. А в том году «кругосветка» обслуживалась пароходами 737-го проекта МРП. Кстати, Москву эти суда проходили днем. Вот, когда позже «кругосветка» возобновилась с ВОРПовскими пароходами, они стали «крутить» в другую сторону и отходили от СРВ в 24-00, а в 60-м они отходили от ЮРВ в 10-00 и приходили на СРВ в 15-30. Уходили в рейс на следующие сутки в 12-00. Всего в Москве стоянка у них была 43 часа (примерно поровну в Южном и Северном портах). Если учесть, что много времени уходило на грузовые операции, трудно сказать насколько это было удобно для немосковских пассажиров.
Итак, в 1961 году от Москвы в сторону Оки работало три линии - «Московская кругосветка» вверх по Оке через день, вниз тоже через день Москва-Уфа (в Москву по Волге) – по этой линии я и путешествовал (обслуживалась бельскими пароходами).
Пароходы 737-го проекта много обсуждались, но тогда существовала еще одна линия (тоже через день) Москва – Горький: туда -обратно по Оке – на ней были другие пароходы. Вот в справочнике 1961-го года перечислен состав этой линии, причем все суда отнесены к дореволюционной постройке.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668952/
Довольно понятная ошибка – на самом деле дореволюционных только два – Максим Горький и Григорий Пирогов. Хочется о Московско – Окской флотилии поговорить поподробнее. Она состояла из однотипных судов различного происхождения.
Сознательно начал наблюдать флот года с 57-го, тогда в Москву со стороны Оки ходила целая флотилия таких пароходов, а вот сфотографировать не получилось. Расписание такое (приход в Москву утром, а отход вечером), так что в районе Софьино – Фаустово - Северка (мои воскресные походы) они проходили ночью. При ежедневном отправлении всегда в Южном грузовом порту около пакгаузов можно было видеть пару пароходов - но без бинокля рассмотреть названия, а тем более сфоткать было невозможно. Однако, думаю, немногим форумчанам довелось видели эти пароходы "живьем". Они несколько меньше пароходов 737-го проекта, и по размерам и по мощности и по скорости. Например, тот же М. Горький, (1905 г, первое название «Вера», построен в Лелюховском затон). Довольно мощный пароход (для его скромных размеров, длина 60 м, ширина корпуса 7,3 м (габаритная 14 м)) - около 400 л.с., скорость 17 км/час (по скорости большой разброс данных – от 14 до 17 км/ч). По сведениям Смирнова был штабным пароходом в Волжской Военной Флотилии (тут было несколько пароходов с таким именем, поэтому могут быть и ошибки), выведен из эксплуатации в 1963 году. Скорее всего, он (?) нашел последнее пристанище возле базы рыболовов на Большой Волге.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668940/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668944/
(фотографии архива Мостурфлота)
Второй дореволюционный пароход из расписания 1961 года - Григорий Пирогов наиболее старый 1896 г. (Коломна), (длина 62,2 м, ширина 7,3 м (14,2 м)), 320 л.с., 17 км/час, просторен по заказу Окского пароходчика Кочкова и наз. «Елена». В советское время он был переименован в «Иуду Маккавея» - неслабое название для большевиков. Библейский персонаж, герой иудейского народа, борец за веру, восстановитель храма (150-200 лет до Р.Х).
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/670608/
Последнее переименование- «Григорий Пирогов» не менее интересно (об этом есть материал на сайте инфофлота). Известно, что на Оке в с. Новоселки (ниже Кузьминского шлюза) родина плеяды известных русских певцов – пять братьев Пироговых и все пели. Их дед (которого прозвали за сильный голос «колокол») был то ли бурлак, то ли ямщик (если вспомнить, что на Оке применялась в основном конная тяга, то он был коновод, то есть эти две специальности совпадали). Старший Григорий прославился первым – после отъезда Шаляпина это был лучший бас России, младший Александр получил большую славу в советское время. Был еще второй брат Михаил, который в свое время затмевал обоих – он пел в церкви, был рукоположен в протодьяконы. На службу с его участием в Рязань съезжалась «вся Россия». Впрочем, он пел и в Храме Христа Спасителя в Москве и при царе…… В 1931-м году умер старший Григорий и усилиями брата Александра произошло в 1932-м году переименование Маккавея в Григория Пирогова (по данным Смирнова между этими названиями он какое то время еще назывался «Большой театр»). К тому же произвели такой ремонт что пароход стал лучшим в Московско – Окском управлении. Название, надо полагать, память о всей знаменитой окской семье. Списан был примерно в 63-м году, то есть проработал 67 лет.
file:///E:\TMP\msohtml1\01\clip_image002.jpg

#402 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 07 Февраль 2013 - 16:09

Остальные 4 парохода из списка 1961-го года построены уже после Революции в 1932 году на заводе Красное Сормово. Мощность 300-350 л.с., размерения (61,7 м * 8,2 м (15 м с выносами) с осадкой от 0,8 до 1.2 м). Размеры и мощность близка к старым пароходам, а вот скорость, почему-то гораздо меньше - 14 км/час. (Впрочем, данные по скоростям в разных источниках сильно различаются). Похоже, что возобновить производство судов решили тогда с повторения старых образцов (что имело место и с серией теплоходов типа Военмор Ворошилов). Перечислю эту четверку:
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668957/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668946/
Н.А. Некрасов (изначально Память Покровского) - скопировал две фотки, а есть отличия - может разные времена.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668951/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668950/
Собинов (изначально Л.М. Каганович)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668941/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668937/
Мичурин (Башцик, затем Башверхсовет)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668954/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668936/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668955/
Менжинский (практически не менял название)
Для сравнения приведу характеристики парохода 737-го проекта: мощность 450 л.с., 71,4/72,8*10,5(15,2) осадка 1,06-1,2 м, скорость 19 км/час.

#403 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 07 Февраль 2013 - 16:25

Вот когда я плыл на П. Комарове мы более чем на сутки обошли Менжинского (так это лихо обогнали его на подходе к Горькому) несмотря на практически одинаковое количество остановок. А вот если бы мы «подсуетились» на день раньше с отплытием - плыли бы на этом Менжинском – не получилось….
Эти 6 пароходов ходили на линии примерно до 63-го года, тогда с Оки убрали и «Кругосветку» и Уфимскую линию, а на Москва - Горький добавили еще 5 пароходов 737-го проекта и сделали ее ежедневной. Но это была «лебединая» песня старых пароходов. А раньше, в 1957-м году (по книжке Пасхина) на этой линии было 11 пароходов старой постройки. Вот список судов на линиях из этой книжки (есть на что посмотреть – на кругосветке два теплохода типа И. Сталин, имелась грузопассажирская линия Москва – Казань с двумя «Байрамчиками» на ней).
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668958/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668959/
В 57-м я только начал как-то систематизировать виденное, но «натура» буквально уходила. Большую часть этих судов я видел, но многие и нет. Вот Московско – Окские пароходы «15 лет октября», Свердлов, Коккинаки отсутствуют в моем списке. Остальные из этого расписания видел.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668942/
Коккериловская «Власть Советов» (самолетский «Князь Иван Калита»1903 г. 61,3 м, 7,6 м (14 м)) я видел на Волге в работе еще в 60-м году,
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668943/
Фрунзе из той же серии («Мстислав Удалой»).
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668945/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668947/
В 1957 году пароход Лев Толстой ходил по «кругосветке», а я видел его в Москве (причем часто в городской черте). ( «Орлов» 1900 г.. затем «Зиновьев», Нариман Нариманов», 64,3 м*7 м (13,7 м), ос. 1,06, 300 л.с., 18 км\ч)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668938/

и еще точно видел А.Н. Островского.
Ни одной удовлетворительной фотки этих пароходов мне сделать не удалось (нужно учесть еще не очень самостоятельный тогда мой возраст).

#404 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 07 Февраль 2013 - 16:39

Могу показать только близкий по классу пароход Волга, который никогда не ходил по Москворецкой системе, всегда принадлежал МПС и возил железнодорожников по туристскому маршруту Москва – Горький – Москва по Волге.
Волга в Костроме (1966-й год)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/670619/
Выходит из 4-го шлюза КиМ (70-е годы)

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/638431/
Пароход очень симпатичный – красивый передний салон, узкий нос, несимметричное «сияние» (подчеркивает стремительность), но ход был ужасно тихий. По-моему, плицы были не поворачивающиеся – по крайней мере, шлепки о воду были пушечные – самый шумный колесник на Волге. Где-то нашел такие данные: построен в Рыбинске в 1907 г., мощность 120 л.с., скорость 15 км/ч.
Вот пароход проходит з.в.108 на Икшинском в.д.х
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/638432/
В Москву приходит только на следующий день – впереди остановка с ночевкой в Тишково (вообще, маршрут у него был очень оригинальный).
А в 60-х годах он назывался «Железнодорожник» и я его видел с этим названием, но фоток нет. Нашел очень хорошую фотографию из архива ОАО "Московский туристический флот" (группа МРП)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668939/
Построен был в Рыбинске и зимовал где-то там. В конце 80-х читал, что имеются трудности с экипажем, нет специалистов паровиков.
Еще, пожалуй, к пассажирским на Москве и Оке следует добавить агитпароход Радищев
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/668949/
Как то на дистанции я его не встречал, а вот в местах скопления флота (Южный порт, Щуровский рейд на Оке) видел часто. Перемещался от одной баржи к другой…

Дальше речь пойдет о колесных буксирах на Москве и Оке в 60-м.Тут будут кое какие и мои фотки. Выкладывать буду по готовности.

#405 Anatoly Talygin

Anatoly Talygin

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 553 сообщений
  • Регистрация: 12-Июль 04
  • Город:Москва, Строгино

Отправлено 11 Февраль 2013 - 16:07

В ходе составления "Справочника по судам, перевозившим пассажиров в бассейне Волги" была сделана попытка несколько расширить временные рамки проекта и попытаться установить соответствие между судами, имевшими отношение к перевозкам пассажиров в Волжском бассейне, перечисленными в опубликованном в 1917 году"Статистическом сборнике министерства путей сообщения. Выпуск сто сорок третий. Внутреннее судоходство в 1912-1914 гг. ", и такими же судами из публикации "Список речных судов. Результат - здесь.

#406 Buzzer

Buzzer

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 303 сообщений
  • Регистрация: 26-Сентябрь 06
  • Город:Нижний Новгород

Отправлено 11 Февраль 2013 - 23:28

В Живом Журнале один из нижегородских фотографов опубликовал несколько кадров, сосканированных со старых фотопластинок.
Вот этот пост: http://nnov.livejour...om/1037615.html

По ряду запечатлённых ососбенностей города - сделаны эти снимки в середине 30-х годов (точно после 1933, после постройки Канавинского моста).

В подборке обнаружилась фотография парохода "Волга" (фото случайно "отзеркалено" при сканировани)

Изображение

Ссылка на полноразмерный вариант:

http://ic.pics.livej...55_original.jpg


И там же - интересная фотография деревянного дебаркадера:

Изображение

Полный размер:

http://ic.pics.livej...91_original.jpg

#407 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 12 Февраль 2013 - 06:31

В Живом Журнале один из нижегородских фотографов опубликовал несколько кадров, сосканированных со старых фотопластинок.
Вот этот пост: http://nnov.livejour...om/1037615.html

По ряду запечатлённых ососбенностей города - сделаны эти снимки в середине 30-х годов (точно после 1933, после постройки Канавинского моста).

В подборке обнаружилась фотография парохода "Волга" (фото случайно "отзеркалено" при сканировани)

Изображение

Ссылка на полноразмерный вариант:

http://ic.pics.livej...55_original.jpg



Но судя по кожуху колеса (сиянию) да и не только , это не та "Волга", о которой писано Prokof'evым (1907, ссз Рыбинск) ?

#408 Коллекционер

Коллекционер

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 625 сообщений
  • Регистрация: 01-Март 08
  • Город:Пермский край

Отправлено 12 Февраль 2013 - 06:56

Нет!
Эта "Волга" 1902 года постройки г Пермь з-д Любимова, и до национализации принадлежал Пермскому АО "Иван Любимов и Ко"

#409 Buzzer

Buzzer

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 303 сообщений
  • Регистрация: 26-Сентябрь 06
  • Город:Нижний Новгород

Отправлено 12 Февраль 2013 - 08:41

Но судя по кожуху колеса (сиянию) да и не только , это не та "Волга", о которой писано Prokof'evым (1907, ссз Рыбинск) ?


Да. Поэтому - "вопрос знатокам!" :blush:


UPD: О, знатоки уже всё пояснили, пока писал!

#410 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 15 Февраль 2013 - 15:18

Продолжу.....оказалось не так быстро идет дело как я думал.

Рассказ о известных мне буксирах 1960-х годов мне удобно разделить на три части – буксиры на шлюзованном участке пути (Москва – Ока), буксиры верхней Оки (выше Коломны) и буксиры ниже Рязани.

Но прежде хотел бы кое что рассказать про Москворецкую систему.
Я ее застал еще в том виде, в котором она была создана Товариществом Московского туерного пароходства (с некоторой позднейшей реконструкцией). Главное их дело создание каскада гидроузлов с плотинами по системе Пуара (или Пуаре), высота подпора от 7,5 до 8 футов (2,3 – 2,5 м) (на форуме это все обсуждалось).
Шлюзы тогда считались крупнейшими в Европе. Система открылась в 1878 году. Известно, что идея с туерами и тросом в условиях Москва реки была неудачна, компания разорилась. Но с тех пор мы имеем надежный (хотя и очень извилистый) судоходный путь. По данным Шубина глубина системы составляла 1 м, но сейчас глубина 2 м. Минимальный радиус закругления 180 м (от Софьинского шлюза до Коломны). И это с учетом того, что самые крутые излучины от Фаустовского шлюза до Марчугов спрямлены каналом (И я помню как землечерпалки копали этот канал).
Но, по моему самое красивое в путешествии по Москва реке - это пойма. Черно-белые фотографии не могут передать впечатление. Вот современные фотографии (2010-й год, 14 июня).

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/675033/

Снимок сделан от церкви села «Остров», вдали г. Дзержинский. Река метрах в 400 от Острова.
Пойма до сих пор производит впечатление – даже вдохновляет поэтов. Моя фотка может даже быть иллюстрацией к этому стихотворению В. Аушева (Из книги А.А. Боброва «Москва-река»). Желающие могут раскрыть.....Прикрепленный файл  Стихи.jpg   110,84К   11 Количество загрузок:
В молодости я ездил в основном в район Раменское – Бронницы – Фаустово – Марчуги – там ширина поймы гораздо больше - до 8 км. Очень интересно наблюдать прихотливое хождение по такой пойме крупных судов. Вот здесь Муса Гареев вписывается в самую крутую на этом участке (Беседы - Андреево) излучину


Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674279/

Пара теплоходов
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674281/

Вот представьте вместо 305-х колесные пароходы. После такого занятного «блуждания» по Москворецкой пойме пароход, наконец, во всей красе «выкатывается» на Вас. Я тогда, в 2010-м конечно, наснимал – тогда 8 судов прошло за день. В следующем году в это время должно было быть рекордное количество рейсов, но Ока обмелела, рейсы отменились, потом уже никто не рисковал.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674283/

Где еще такое увидишь – из-за соседних кустов появляется большой теплоход – круто разворачивается градусов на 120 (радиус 200 м)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674285/

Причем, идет вовсе не малым ходом – судоводители находятся выше уровня поймы, так что обзор у них есть, а пассажирам тоже интересно.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674287/
Встречный!!!!

Так что, разглядывая серые старые фотки нужно учитыватьать, что в действительности все было гораздо ярче и интереснее.

#411 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 15 Февраль 2013 - 15:28

Но вернемся в 60-е - общий вид снизу Софьинского гидроузла
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674292/

Слева та самая разборная плотина Поаре, справа шлюз с буксирным пароходом. Нужно сказать, что в то время разрешался свободный проход по воротам шлюза и по плотине, так что все можно было рассмотреть.


Фаустовский шлюз, пароход Вязники стоит в верхней голове шлюза.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674297/

Он именно стоит, а не входит – возможно, вахтенный пошел поговорить по телефону (радиосвязи на этих буксирах не было - телефон, рупор, паровой сигнал). Камера шлюза корытообразной формы (длина 205 м), габарит по дну 15,6 (в Софьинском шлюзе в этот габарит вписаны подводные стенки камеры), так что пароход и баржи устанавливались по центральной линии. На моем фото видно, что женщины шлюзовой команды уже держат легости и будут идти по стенкам камеры вместе с пароходом – затем вытянут основные «усы». Следующее фото, сделанное тогда же (а это 64-65 гг) из личного архива. Тут на заднем плане пароход Вязники уже вошел в камеру
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674295/

Слева видны шлюзовые постройки, напоминающие деревенские дома или такую сельскую ж/д станцию. Там, наверняка, живут и семьи работников шлюза – по крайне мере, живность есть, заготавливают сено…..Самое ценное, на переднем плане видны элементы приводов к створкам ворот. Слева рейка привода, а справа, тумба с ручками -шестеренчатый редуктор, который передвигает рейку. Когда я впервые это увидел, привод за ручки крутили женщины, а в это время уже электромоторы. А затворы прямо в воротах, головки выведены наверх и двое мужчин проворачивают их с помощью накидного ключа с рычагом.
Моя фотка шлюза Северка 1967-го года, ворота закрыты - берега шлюза укреплены подпорными стенками.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674300/

А это очень хорошая фотка из Интернета - 25 года, пароход стоит у нижней головы шлюза (головы вероятно использовались как пристани, а тут еще и фотосъемка идет)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674277/
Мой снимок разборной плотины гидроузла Северка
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674298/
Камеры шлюзов теперь все новые, а плотины переделали только две, остальные остались старые. А что? Хорошая вещь. На зиму вытаскивают только щиты краном и отвозят в сарай (там есть узкоколейка). Подпор снимается (остается только флютбет), и всю зиму люди пользуются переправой (сам переходил зимой на Андреевском шлюзе). Фермы укладывают только весной для пропуска ледохода (а теперь его и нет) и судов. Практика весеннего спуска каравана судов прекратилась где то в начале 60-х. А то было весело – с частотой работы Перервинского шлюза вниз двигались буксирные составы - по два, а навстречу пустые буксиры, но почему-то тоже парами. Вблизи наблюдал проход буксира с баржами над плотиной в Софьино, правда, из-за шлюза. Создалось впечатление, что на флютбете плотины какой то перекат воды есть – труба парохода за ветлами замелькала необычно быстро. Вообще весенняя река течет здорово – на поворотах баржи выкатываются - ударяются о берег. В отличие от Оки на Москве вода поднималась в русле, но не заливала пойму (ну кое-где), зато пароходы можно было созерцать на пойме в полной красе. Тогда я еще не адаптировался, но думаю, к этому делу подключались не только москворецкие буксиры, но и суда всей Оки.

#412 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 15 Февраль 2013 - 15:53

Итак, Москворецкие буксиры – фотка из Интернета типичная картина до 60-х годов. Название не смог разобрать. А такие деревянные баржи с арками я видел, причем возили насыпной груз (щебень).
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674408/

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674417/

Это моя фотка 1958 года. Пароход Красный Металлист в Москве ведет караван именно таких деревянных барж из Южного порта в Западный. Пароходы с низу приводили возы в Южный порт и часть барж следовали дальше – но на этом участке работали только два парохода - этот и еще Комбайнер. Для того времени характерна окраска труб и фальшбортов в черный цвет.
Здесь и далее приведу интересные данные с сайта Смирнова. Пароход Красный Металлист построен на Зеленодольском заводе Красный Металлист в 1933-м году. Это первый пароход этого завода со сварным корпусом – тип парохода примыкает к проекту СБ-20 (проект Ленинской Кузницы). На пароходе Ленинградская машина 175 л.с., длина 43,9 м ширина корпуса 7 м (ширина с выносами более 13 м), осадка 0,63 – 1,25 м. Нужно сказать, что завод образован на базе Паратских судоремонтных мастерских в 18 году, получил вот это название в 22-м году, а с 32-го уже назывался завод им. А.М. Горького, под этим именем мы его знаем до сих пор.
Пароход Дм. Фурманов сфотографирован позже, в 60-х, вышел из Софьинского шлюза.
Здесь уже труба и фальшборта окрашены, как и надстройки, в коричневый цвет.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674423/

Вот эта компоновка надстроек – три окна перед колесом и четыре за повторяется на всех буксирах этого класса и этого времени постройки, а, впрочем, даже и на более мощных. Насколько я знаю, каюты в надстройках предназначены для командного состава. Остальные в носовых (виден вход) и кормовых трюмных помещениях (в средней части поровая машина и котел), экипаж порядка 21 человека. Это более старый пароход того же завода – 1932 года выпуска еще с клепаным корпусом. Собственно, с этих пароходов и начал завод свою судостроительную деятельность советского периода. На пароходе немецкая машина мощностью 205 л.с. Длина корпуса 44,4 м, ширина 7 (габаритная, наверно 13 с копейками), осадка 0,68 – 1 м, тяга на гаке дается 1,5 т (но не указывается для какой скорости).
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674412/

Пароход Баку движется вниз. Воскресенск – видны горы отходов (огарок) производства серной кислоты – самое неприятное место на реке (а ниже еще дымит Цемгигант).
На следующей фотке этот пароход покрупнее

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674415/

Другой фотки нет – тогда ведь фотографировал для себя, да и черным по белому «средства транспорта фотографировать нельзя» (60-тидесятые то еще
впереди).
А так какие претензии – фотография человека на фоне реки.
По данным из библиотеки Е.Л. Смирнова это возможно головной пароход проекта СБ-20 (Москворецкая серия). Строилась в 1936 -1937 гг. в Зеленодольске, длина 43,6 м, ширина корпуса 7 м , осадка 0,68 м (порожнем), мощность машины 220 л.с., скорость легкачем 16 км/ч. Проект «Ленинская кузница». Смирнов перечисляет серию этих пароходов: Баку, Батуми, Ашхабад, Ереван, Ташкент, Тбилиси. Три из них Я видел.
Вот фото того же дня (это 60-61 г.), несколько раньше (с порядочным «передером»)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674422/

Пароход Батуми. Видны некоторые отличия – прежде всего – другое сияние, количество окон за колесом. Но если они одной серии, различия появились позже.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674421/

Это, извините, я в те времена, но тут видна деревянная баржа, которую ведет Батуми. Вообще нагрузка у них была не более двух барж. Порожние вели с порядочной скоростью, а груженые 7-8 км/ч.
А следующая фотография мне нравится – момент появления буксира на повороте.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674413/

Это пароход Тбилиси с двумя баржами с щебнем (скорее всего с верхней Оки) на подходе к Фаустовскому шлюзу. Виден он был издалека, но возвышались только мачта, рубка и труба, ну и конечно рубки барж. Миновал самый извилистый участок – Марчуги (сейчас излучены прорезаны каналом). Помню тогда (а это 65-й год) пароход поравнялся со мной и вдруг из стакана сигнала ударила вверх мощная струя кипятка, потом сипение…..и, наконец, появился длинный гудок – в отсутствие радиосвязи вещь необходимая, чтобы предупредить на шлюзе.
Вот еще фотография начала 60-х, это на Оке ниже Коломны
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674419/

Пароход Леваневский ведет пару порожних наливных барж (где-то в районе Рязани эти баржи поведет окский буксир). В начале моих наблюдений такие караваны из двух барж доводили вверх по Москве до Капотни, но к 60-м стали водить по Москворецкой системе по одной, а расцепляли на Щуровском рейде.
Из того же источника – пароход Леваневский (и однотипные Ляпидевский и Каманин) построен в Перми (завод им. Дзержинского) в 1935 году. Длина 42 м, ширина корпуса 6,1 м (с выносами габарит больше минимум в два раза), осадка 0,74 – 1 м, корпус клепаный. Скорость парохода без воза 16 км/ч, мощность машины 200 и.л.с.
Из всей серии я видел только Леваневского, но к началу 60-х остальные два должны быть переименованы. Вот моя фотография очень похожего парохода.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674420/

Снимок парохода Нагатино сделан в Воскресенске, отличается только сиянием, но надстройки такие же. Вот это центральное помещение делает пароход весьма привлекательным.

#413 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 15 Февраль 2013 - 16:13

Все пароходы на этих снимках тогда в начале 60-х составляли ядро флота на реке ниже Москвы. В Интернете фотографий немного, но есть. Заранее благодарен тем, кто выложил свои материалы в свободный доступ, и прошу извинить, если не смогу точно сослаться на источник.
Пароход Ковров (фото от А. Кириллова). Путейский УКиМовский, того же класса, но с развитыми надстройками. Очень аккуратный белый пароход – раньше, когда еще был сплав флота по весне, был как бы предвестником навигации – первым проходил по речному пути.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674402/

Очень красивое фото от Мостурфлота
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674407/

Снимок датирован 1960 м годом, Кстово, пароход стоящий внешним бортом (Пропагандист) я видел на Москва-реке, а Штурвальный видел в 1961-м году на Оке уже приготовленным на берегу к разделке. Черная покраска – может и раньше 60-го.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674410/

Эта фотка имеется в книге «Памятные места московской области» 1954 г.
Вот этот пароход Я знаю – в то время он назывался ЗИС (принадлежал автозаводу) был окрашен в белый цвет (позже стал ЗИЛ и цвет светло желтый). Ведет две баржи с мелким люберецким песком. Загружались ниже Труд. Коммуны – и рейс до ЗиЛа. Там, думаю, смешивали с лучшими воронежскими черноземами, и получалась формовочная земля. Так, что рейс у него был не длинный, видеть его можно было часто. Пароход почти такой же как и выше, но труба расположена сразу за рубкой. Было еще несколько таких (вот и «напарник» Кр. Металлиста, Комбайнер такой же) они заметно отличались от основной серии скоростью, да и использовались на второстепенных или вспомогательных работах. Вот и этот пароход вел свои две баржи с удивительно малой скорость (меньше 5 км/ч, тогда как у СБ-20 паспортная скорость с возом 8 км/ч)

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674405/

А вот еще симпатичная фотка – датирована 1946 м годом. Малое разрешение – название не разобрал. Но такого парохода Я не видел.
Ну и вот любопытный факт…..какое судно первым прошло по каналу в 1937-м году?
Вот фото
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674404/

Судя по транспаранту, он первым прошел до Дмитрова (стоит в Дмитрове).
Но когда пошла основная флотилия…..он тоже впереди.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674406/

И название парохода можно прочитать (знаете где?) – Плеханов. Я такого парохода не видел.

Напоследок еще одна моя фотка
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674424/

Это теплоход Шилово на канале. Переделан из обычного москворецкого парохода. Поставили два дизеля 3Д6 с огромными редукторами. Сначала труба оставалась старая - пароходная. Впервые я его увидел в районе Лужников на испытаниях - вот было удивление, когда он закрутил колесами в разные стороны и развернулся на месте.
Продолжу позднее......

#414 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 416 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 15 Февраль 2013 - 19:38

Супер!!! Ждём!!!
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 46 лет 68 круизов (примерно 312 дней на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#415 Коллекционер

Коллекционер

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 625 сообщений
  • Регистрация: 01-Март 08
  • Город:Пермский край

Отправлено 16 Февраль 2013 - 09:02

А это очень хорошая фотка из Интернета - 25 года, пароход стоит у нижней головы шлюза (головы вероятно использовались как пристани, а тут еще и фотосъемка идет)
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674277/


Это "Благодарный", позже переименован в "Литвинов"

#416 Коллекционер

Коллекционер

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 625 сообщений
  • Регистрация: 01-Март 08
  • Город:Пермский край

Отправлено 16 Февраль 2013 - 09:21


А вот еще симпатичная фотка – датирована 1946 м годом. Малое разрешение – название не разобрал. Но такого парохода Я не видел.
Ну и вот любопытный факт…..какое судно первым прошло по каналу в 1937-м году?
Вот фото

Судя по транспаранту, он первым прошел до Дмитрова (стоит в Дмитрове).
Но когда пошла основная флотилия…..он тоже впереди.

И название парохода можно прочитать (знаете где?) – Плеханов. Я такого парохода не видел.


Вы правы, название отлично читается на ... ведрах, это "старый трюк" , практиковался и до революции, порой очень помогает определить пароход на старой замытой или выцветшей фотографии.

А буксир "Плеханов" мне встретился (в литературе) лишь однажды, в 1942 под Сталинградом:

Буксирный пароход «Плеханов» СВРП (Средне-Волжского речного пароходства), базировался в Звенигском затоне. Был занят на перевозке воинских частей и боеприпасов. Погиб в Шадринском затоне в 1942 году от артобстрела.

#417 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 22 Февраль 2013 - 14:21

Много ли было пароходов близких по классу к СБ-20 (150-220 л.с.). В моем списке порядка 45 названий. Причем Московского пароходства и Уким порядка 35. Из них 23 ходили в конце 50-х, начале 60-х по Москворецкой системе. В то время пароходы этого класса составляли примерно 50% от общего числа колесных буксиров МРП. Я думаю, что их и в других бассейнах было много – если «полистать» Интернет, то такие пароходы (и близкие к ним по размерам и компоновке 300 сильные буксиры) в 30-х годах строились повсеместно (ситуация напоминает современный 911проект –РТ-300, который строился повсеместно). Однако к 60-му году происходила их замена пароходами послевоенной постройки. Условия же Москворецкой системы + шлюзованная часть Оки, где нет сильного течения, но есть маленькие шлюзы способствовали продолжительной эксплуатации этих судов.
Так что в других бассейнах Я видел их совсем мало. Во время путешествия по всей Волге в 1966 г. видел всего несколько таких пароходов – легко перечислить.
А. Веретенников
Выдвиженец
Василий Чапаев
Красный Перекоп
О последнем пароходе шла речь на сайте речных путешественников, предполагали, что он 733 проекта – нет.
Сюда нужно причислить пароход Красный Ключ, который я видел в 61 году на Оке списанным и порядочно раскуроченным.
Ничего этого не удалось сфоткать. Есть только фото близкого по классу (но не по архитектуре) парохода Звенига, и то издалека.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674411/

Фото 1966 года, июль, Куйбышев с верхнее палубы А.И. Герцена.

В 1967 году путешествовал по Сухоне и Вологде. Видел там пароходы 733 проекта (двух модификаций) и один класса СБ-20 – его удалось сфотографировать.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/674425/

Фридрих Энгельс – «последний из могикан» как выяснилось Вологодский буксир. На форуме Великого Устюга пароходы этого типа названы Коломенскими (Vitalis Merta). Вроде, в Коломне строили для Двины 300 сильные буксиры (Кадровик), а про 150 сильные не знаю.

#418 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 22 Февраль 2013 - 14:38

Просматривая подходящие материалы в Интернете, наткнулся на фотографию парохода Анапа
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680202/

Надо же! Действительно в Москве (да и по всей Волге) работало в 60 м порядочное количество таких судов (значительная часть попала к нам по репарации). Двух одинаковых не найдете.
Пароход Анапа в течении многих лет (с начала моих наблюдений до начала 70-х) был «флагманом» зимней навигации в Москве. Выделялся величиной на фоне ледокольчиков РБТ и мелкой флотилии с Яузы. Иногда (как на этом фото) ломал лед на акватории, но основная его работа – ежедневная доставка мазута с Ленинской базы (Павелецкая) на Могэс (ГЭС №1). Обратно вел порожнюю. В сильные морозы дорогу ему прокладывала сразу пара РБТ. В 70-х его сменил пароход Эльбрус из Рыбинска. Летом пароход работал как разъездной или рейдовый в Южном порту. В Москве были еще пароходы примерно такого же размера и с таким же удлиненным корпусом – Весьегонск (Западный порт), Кашин (видел его в 50-х ловко затонувшим прямо напротив Кремля возле английского посольства) и очень симпатичный пароход Молога (Северный порт). По памяти, Молога была очень похожа вот на такой пароход
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/682033/
Пароход Славянин на Горьковском рейде.
Был еще пароход Орел, поменьше – таскал путейские землечерпалки и два совсем мелкие (Горсовет и…. – второй забыл), которые работали шаландерами при землечерпалке. Еще был пароход Москвич при лесной бирже около моста Ленинградского шоссе на Химкинском вдх – возможно он из полученных Москва-Волга каналом в 1937-м. Помню плетеные кранцы на носу и корме.
Фотографий кроме Славянина у меня нет – приведу сделанную в 2010 году фотку известного всем парохода Конаково из ППК

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680209/
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680210/

Построен в Германии в 1903 г. Если он еще жив, то это самое старое речное судно нашего флота.
Если Москву реку в черте города причислить к Москворецкой системе, то нужно сказать, что пароходы с низовьев как правило не проходили выше Южного порта. Как я уже говорил, тут работали два москворецких буксира Кр. Металлист и Комбайнер. После их списания эту работу некоторое время выполнял Отто Шмидт (класса СБ-20). Зато тут регулярно появлялись колесные паровые буксиры с канала. Дело в том, что тогда большая часть леса в Москву доставлялась в плотах и по крайней мере половина этих плотов шла в Южный порт. Позже, когда плотов не стало, эти пароходы перевели на Москворецкую систему. Вот фотка, уже ближе к 70-м, такого парохода Осташков (изначально Радист Кренкель) на реке Москве в районе Раменского

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680214/

Напомню, что серия из 8 таких пароходов была построена в Перми в 1936 году для Москва-Волга канала и названа именами стахановцев. У Е.Л. Смирнова приведены такие характеристики:
Длина 38,4 м, ширина корпуса 6 м, осадка 0,74 – 0,82 м. Машина мощностью 180 и.л.с. (Зеленодольск). То есть он на 5 м короче и на 1 м уже, чем СБ-20 и при меньшей мощности дается гораздо большая тяга. Это не понятно, но по моим наблюдениям эти пароходы ходили шустрее СБ-20. Однако при буксировке плота на коротком буксире пароход работал малым ходом – скорость буксировки 3-4 км/ч. Так что, легко было подплыть к плотам (гонкам) и забраться туда. Тогда в 60м все 8 пароходов занимались буксировкой плотов (видел их всех, разумеется, регулярно). Вот на этой фотке пароход проводит плот через Заградворота 108 на Икшинском вдх (1959 г.).


Изображение
http://fotki.yandex....of/view/682034/

Черный цвет трубы – это в МРП до 60-го года (название не могу вспомнить).
В тот же период сфотографирован пароход Коприно (изначально Мария Виноградова) на канале за Дмитровым
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680211/

В тот год в отличие от других (светленьких), Коприно был окрашен в темно-коричневый цвет.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680212/

Нерезко только – на «смене» индикатора резкости не было, нужно ставить расстояние – забывал.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680207/

Вот после 60-го он уже рыженький. На этой фотке пароход с плотом обгоняется составом из двух барж с песком с буксиром РТ-378 – вот с этого начинались перевозки песка с Волги по каналу.
Насчет плотов – по моим наблюдениям основная часть леса в то время шла с севера по Мариинской системе. Правда, раз в жизни видел плот с таким буксиром на Московском море – видно что-то шло и с верховьев Волги (Старица). Как мне рассказывал один гонщик – плоты формировались в Череповце, далее по две шлюзуемые секции вели «морским путем» через Рыбинку, крупные плоты формировались на Копринском рейде –это в начале Волжского залива Рыбинского водохранилища. Они шли до Углича, проводились по частям через шлюз (известно, что Углический шлюз хорошо приспособлен к проводке плотов). И дальше вновь собранный плот буксировался до Дубны (кое что оставалось в Совеловском ДОКе). Вот фотка 60-года – так выглядел дебаркадер в Ново-Окатово.
Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680213/

Если присмотреться, слева виден плот – его тянет буксир Явай (Ч-800). Тогда все 6 новых буксиров МРП Ч-800 занимались буксировкой плотов (по 6 шлюзуемых секций). На этой фотке, на заднем плане виден выведенный из работы пароход Горьковская Коммуна – тогда его только что поставили для проживания отдыхающих местного дома отдыха.

#419 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 633 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 22 Февраль 2013 - 15:17

В Дубне, ниже города вдоль берега отстаивались плоты, приходящие с канала буксиры отцепляли одну шлюзуемую секцию и вели на канал. Когда я первый раз попал на Волгу – пришлось наблюдать уникальное зрелище – гонка плотоводов. Это было утром часов в 6, мы с отцом ехали на катере из Прислона – утренний туман, вода «кипит» и впереди два столба дыма. Оказалось два парохода – Иван Коробов (СБ-20) и Ржев (типа Паша Ангелина) взяли плоты и упираются – молотят воду…..ноздря в ноздрю….кто раньше подойдет к шлюзу. Кстати, победил Ржев (изначально Машинист Огнев). Вот не очень качественная его фотка (на фоне пристани Яхрома)

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/682032/

Его приспособили для толкания – доп. рубка, высокая труба, носовая балка. Но работал он как и все остальные – только на Москва-реку пройти уже не мог.
Имеется и фотка Коробова, только сделана позже, в 70-м, когда его, как и все плотоводы, перевели на Москва-реку. А в 60-м он единственный такого типа работал плотоводом.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680222/

Снято немного выше моста в Бронницах. А это более эмоциональная фотка, да и излучина видна.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680221/

Несколько фоток пароходов Пермской серии из сети

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680204/

Отличное фото Безбородово (изначально Дуся Виноградова) – подходит к диспетчерской Сев. порта.
Пароход Звенигород (Мария Дьяченко) с плотом проходит мимо СРВ и направляется в 7-й шлюз, а далее в Южный порт.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680200/

Вот такой плот проплывает по реке мимо кремля – скорость такая, что можно не спеша идти рядом по набережной. На вахте только один человек (это я видел), навстречу часто попадаются ЭМочки. Вахтенный оставляет рулевое колесо (а куда пароход то денется), выходит на крыло мостика дает отмашку. Были такие виртуозы этого дела – такие выписывали «восьмерки» флагом. Пароход это позволяет – места с избытком, вот на ЭМочке можно только флажок выставить в окно рубки. Скорость мала, а шлюзование растягивается на часы – медленный вход, затем подбирание буксирного каната, снова подтягивание. Зато обратно шли с малой нагрузкой, а часто вообще налегке. Вот тут выжимали все свои 16 км/ч.
Пароход Нерль (Паша Ангелина) шлюзуется вверх в 9 шлюзе.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680203/

Пароход Можайск (Петр Кривонос) проходит с возом какой то рейд (может на Оке)

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680199/

Вот еще очень хорошая фотка из сети

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680205/

Новенькие буксиры на Пермском заводе:Мария Виноградова (Коприно), Паша Ангелина (Нерль), Радист Кренкель (Осташков). Не понятно, в белый цвет, что ли они были покрашены? И какая то рама для тента около рубки (впоследствии ее не было). Вообще же из фоток видно, что пароходы сильно отличались от традиционной тогда на Волге архитектуры колесных буксиров – ни с кем не спутаешь (однако, иногда путают с 733-ми). Не нашел только фотки парохода Дубна (Никита Изотов), а так все привел.
И последняя в этом разделе фотка, сделанная уже ближе к 70-м зимой в Коломне на Москва-реке. Плоты уже перестали гонять по каналу и все пароходы типа Паша Ангелина (ПА) (кроме Ржева) перевели на Моква-реку.

Изображение
http://fotki.yandex....of/view/680208/

Хотя это моя фотка, но все пароходы на ней не смогу перечислить.
Первый типа СБ-20 (может Отто Шмидт), второй Осташков, третий СБ-20 Чибью (если не знать, что это населенный пункт, название можно принять за крик птицы), дальше буксир типа ПА с коротким названием (может Дубна?), далее буксир 733-го проекта Сталевар (московский – ходил по реке до 80-х) и последний тоже типа ПА.

#420 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 22 Февраль 2013 - 16:39

Спасибо за фото! Впечатляет! Так жаль, что ничего не осталось, достойного музея парового флота, даже останков нет. К томуж ни буксир "Быстрый" ни "Станюкович" так и не могут порадовать глаз!
P.S. Вчера откопал видеокамеру Video 8. К ней у меня несколько кассет на которые я много и подробно снимал КиМ, Волгу и свои теплоходные поездки с 1992 года ...еще жива ТЛ и много чего попадается на маршруте из того чего сейчас нет. И всё это в цвете и дивного качества. На фоне отхода с СРВ слышна программа "На речной волне" и т.д.... Короче уже раритет, ретро-кино с ушедшими навсегда "актерами"...




Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


    Yandex (2)

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования