Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Николаев (бывший Carl Legien), грузопассажирский пароход


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 Yan

Yan

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 567 сообщений
  • Регистрация: 08-Май 05
  • Город:г. Гамбург, Германия

Отправлено 24 Май 2007 - 13:47

Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и / или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР". Сегодняшняя заметка посвящена грузопассажирскому пароходу "Николаев", плававшему после Войны 1941-1945 в Чёрном Море. До того как это судно стало Советским, оно было сначало Германским а затем Румынским.


Технические и пассажирские данные судна.

Судоверфь постройки: "Marinewerft", Wilhelmshafen (Вильгельмсхафен), Германия.
Строительный номер: 67.
Тоннаж: 5708 BRT.
Дедвейт (в 1922 году): 7920 tdw.
Длина судна: 124,9 метров.
Ширина судна: 16,5 метров.
Главная энергетическая установка (в 1922 году): одна паровая машина трёхкратной экспансии.
Главная энергетическая установка (в 1929 году): одна паровая машина трёхкратной экспансии с пароотводящей турбиной.
Главная энергетическая установка (после 1946 года): одна паровая машина трёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки (в 1922 году): 2350 индиксированных лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (в 1929 году): 2850 индиксированных лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (после 1946 года): около 2000 лошадинных сил.
Количество винтов: 1.
Средняя скорость (в 1922 году): 11 узлов.
Средняя скорость (в 1929 году): 12 узлов.
Средняя скорость (после 1946 года): 9,5 узлов.
Пассажировместимость (в 1922 году): 50 человек.
Пассажировместимость (после 1946 года): 310 человек.
Экипаж (в 1922 году): 72 человека.


Грузопассажирский пароход "Carl Legien" был спущен со стапеля для компании "Stinnes Line" 20 мая 1922 года. А 16 декабря 1922 года судно было передано в эксплуатацию своей судоходной компании. В результате общей коньюнктуры рынка морских перевозок того времени и политики экспансии, проводимой компанией "Hamburg-Amerika Linie" (HAPAG), в 1926 году происходит слияние "Stinnes Line" и HAPAG, а точнее поглощение HAPAG’ом компании "Stinnes Line". Флот "Stinnes Line" вошёл в состав флота компании HAPAG. Расстановка флота HAPAG по линиям и сами линии были переструктурированы. "Carl Legien", сохранивший в новой компании своё название, стал совершать линейные грузопассажирские рейсы сначала между Гамбургом и портами на побережье Восточной Азии, а в последствии - между Гамбургом и портами на Западном побережье Южной Америки. В 1928 году происходит ремонт и модернизация судна, в результате которых к энергетической установке была достроена пароотводящая турбина ( это было популярным в то время ), в результате чего мощность двигателя увеличилась, что в конечном эффекте привело к повышению скорости судна до 12 узлов ( вместо прежних 11 узлов ).

В 1933 году судно было продано в Румынию, компании "Serv. Mar." из города Braila. Под новым названиыем "Alba Julia" пароход стал совершать грузопассажирские рейсы между портами Румынии и портами в бассейне Средиземного и Чёрного Морей. Известно, что в этот период своей биографии судно плавало под Румынским флагом.

Неизвестно, был ли пароход "Alba Julia" мобилизован сразу после начала II Мировой Войны. Но в середине войны судно уже использовалось как военно-транспортное. В апреле 1944 года производилась эвакуация Румынских войск из Крыма в Румынию. Пароход "Alba Julia" принимал участие в этой эвакуации в качестве военно-транспортного судна.

Утром 18.04.1944 "Alba Julia" находилась в составе Румынско-Германского военно-морского конвоя вблизи Севастополя ( эвакуация войск из Крыма в Румынию), когда была обнаружена воздушной разведкой ВВС СССР.

Самолёты ВВС СССР предприняли атаку на судно. Несмотря на охрану конвоя и правильный манёвр самого парохода, две из сброшенных бомб поразили кормовую часть судна. "Alba Julia" получила повреждения, но оставалась на плаву. Машина судна вышла из строя. Из-за пробоин в подводнои части, "Alba Julia" начала крениться на борт. Через некоторое время крен стал достигать уже 30°. Многие находившиеся на борту судна Румынские военнослужащие начали прыгать в воду. В это время года в этой части Чёрного Моря вода была достаточно холодной, и погибли человек 200 из числа прыгнувших за борт. Но на находившиеся рядом суда сопровождения удалось снаять с "Alba Julia" 4220 человек.

Самолёты Советских ВВС производили попытки атаковать "Alba Julia" на протяжении всего светового дня 18.04.1944 до самого вечера – но уже безрезультатно. Несмотря на атаки авиации, из "Alba Julia" смогли откачать воду, судно было взято на буксир. Румынско–Германский военно-морской конвой в составе и буксируемой "Alba Julia" продолжил своё плавание к Констанце. Кроме того, к вечеру усилилось истрибительное прикрытие конвоя с воздуха.

В результате "Alba Julia" смогла уйти от атаки, и утром 20.04.1944 на буксире в составе конвоя пароход прибыл в Констанцу. Там он был посажен на грунт в мелководном месте. В таком положении "Alba Julia" осталавалась стоять вне эксплуатации до конца войны.

После того как Констанца была занята Советской Армией, "Alba Julia", осевшая на дно, была аннексирована СССР, а в 1946 году судно официально становится Советским, как военный трофей. В этом же году Советскими специалистами был осуществлён подъём судна и постновка его на ровный киль, и начался восстановительный ремонт парохода.

После завершения восстановительных работ и ремонта, судно получило новое название - "Николаев", и под флагом СССР приступило к совершению пассажирских рейсов в Чёрном Море. Вероятно, ввод "Николаева" в эксплуатацию состоялся ещё в 1946 году. Это были именно пассажирские транспортные разовые, но не линейные рейсы. Пароход "Николаев" не был судном Крымско-Кавказской Линии, хотя, вероятно, иногда выполнял и такие единичные рейсы. Это было посыльным судном, перевозившим пассажиров и грузы в том направлении, в котором это требовалось в текущий момент. Судно, вероятно, также перевозило и военнослужащих. В период до 1948 года "Николаев" был одним из самых крупнейших пассажирских судов СССР, эксплуатировавшихся в Чёрном Море.

К сожалению, нет никаких точных данных о том, какая организация в СССР эксплуатировала пароход "Николаев", и где был порт-приписки этого судна. По некоторым косвенным сведениям можно предположить с большой вероятностью, что владельцем судна мог быть "Совторгфлот - Одесса", а портом-приписки - тоже Одесса. Но это уже, как говорится, лишь предположения, пусть даже и осованные на анализе косвенных данных. Их нельзя принимать в качестве 100% - точной информации.

В самом конце 1950-х годов в СССР проходило первое после окончания войны массовое списание многих устаревших к тому времени судов торгового флота СССР, под которое попал и "Николаев". Пароход "Николаев", бывшиый "Alba Julia", бывший "Carl Legien" был списан и в 1959 году разделан на металлолом.


Применена литература:

Arnold Kludas, Herbert Bischoff "Die Schiffe der Hamburg-Amerika Linie" Том 2: 1907-1926.
Издательство: "Koehlers Verlagsgesellschaft mbH", Herford.
Год издания: 1980.
Применённая страница: 152.


Немного позже здесь будет представлена фотография этого судна, отсканироанная со страницы 152 вышеуказанного литературного источника.


Ян Пичиневский
Гамбург, 24.05.2007
История морского пассажирского флота Украины

#2 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 24 Май 2007 - 14:32

За точность не ручаюсь, но после разовых рейсов оно вошло в сотав ВМФ как учебное и базировалось то ли на Севастополь то ли на Николаев.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#3 Yan

Yan

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 567 сообщений
  • Регистрация: 08-Май 05
  • Город:г. Гамбург, Германия

Отправлено 24 Май 2007 - 14:37

Privet, Aleksey !

Vpolne vozmozhno. Izvestno tochno lish' to, chto imenno kak passazhirskiy - parohod "Nikolayev" ekspluatirovalsya v 1946 - 1948 godah. To iest', v samyie pervyie poslevoiennyie godyi. V 1948 godu na Chiornoie More uzhe nachali prihodit' passazhirskiye suda, spetsial'no dlia nego prednaznachennyie.

Yan
История морского пассажирского флота Украины

#4 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 31 Май 2007 - 10:53

Ян Пичиневский прислал фото будущего парохода "Николаев"



Изображение
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100