Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

ИСТОРИЯ ПАРОХОДА "Н. В. ГОГОЛЬ"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 16 Июль 2005 - 14:04

ИСТОРИЯ СЕВЕРОДВИНСКОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДА «Н. В. ГОГОЛЬ»


Немного осталось в мире пароходов, построенных в начале XX в., поэтому появление каждого из них на речных просторах всегда волнительно. Таким единственным судном дореволюционной постройки, по-прежнему работающим на Северной Двине, является пассажирский колесный пароход «Н. В. Гоголь», который и в мирные и в военные годы зерно служил людям.
В 1910 г. Северное пароходное общество «Котлас — Архангельск — Мурман» заказало на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде два пассажирских парохода (мощность машин по 360 л. с), получивших впоследствии названия «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко (позднее «А. И. Желябов»). Стоимость каждого из них, построенного по последнему слову техники того времени, составляла 140 тыс. руб. На Северную Двину они перегонялись по Волге, Шексне. Северо-Двннской системе через Кубенское озеро и по Сухоне. Из-за малых размеров шлюзов Северо-Двннской системы суда при перегоне пришлось рассоединить на носовую, среднюю и кормовую части. Собирали пароходы в Михайловских мастерских Северного пароходного общества (Великий Устюг).

Первая навигация для «Н. В. Гоголя» началась в 1911 г. на линии Вологда — Архангельск; после 1 июля по мере спада воды он работал на линии Устюг—Котлас — Архангельск. Навигация заканчивалась обычно 1 октября, но за более высокую оплату проезда несколько позднее.
Расстояние от Вологды до Архангельска пароход преодолевал за трое суток десять часов, а вверх по течению до Вологды— за четверо суток девятнадцать часов. Пассажиров привлекала хорошая библиотека, буфет с большим ассортиментом блюд. Сохранились пожелтевшие странички меню, предлагавшего пассажирам на линии Вологда — Архангельск блюда свыше 150 наименований (семга, осетрина, стерлядь, судак, лещ и налим, телятина, баранина, тетерева, рябчики и т. д.) и богатый выбор напитков.

2 августа 1918 г. началась новая страница в истории «Н. В. Гоголя». Вот что вспоминает бывший помощник капитана С. М. Полосков: «... Едва мы успели разгрузиться в Устюге, как получили приказ немедленно следовать в Архангельск в распоряжение военного коменданта... Неподалеку от города встретили караван из семи пассажирских и буксирных пароходов, среди которых находились «А. И. Желябов», «М. В. Ломоносов», «Степан Разин» ... Капитаны встречных судов рассказали, что к Архангельску подходят интервенты, что в городе началась эвакуация... На место прибыли 2 августа в два часа утра.. . Под наблюдением коменданта города на палубе нашего парохода установили пулемет. Затем погрузив архивы, имущество военных и гражданских учреждений, оборудование, вышли на рейд ... подошел тральщик, с которого в трюм и на палубу перегрузили мешки с продовольствием, ящики с боеприпасами ...Почти весь национализированный пассажирский и буксирный флот (более ста судов) речники увели вверх по Двине. Разгрузившись в Устюге, «Гоголь» вернулся в Котлас и поступил в распоряжение заместителя председателя Архангельского губисполкома П. Ф. Виноградова, был плавучим госпиталем...».

Осенью 1919 г. разобранный пароход по железной дороге отправили в Петроград на двухгодичный ремонт, после чего он вышел на грузопассажирскую линию Архангельск — Вологда. Через двадцать лет — снова капитальный ремонт, в ходе которого в новый несколько удлиненный корпус, перенесли старые котлы и паровую машину. Старый корпус два года еще использовался в качестве гостиницы в Котласе. За хорошо проведенный ремонт механик Александр Павлович Базанов перед Великой Отечественной войной удостоился ордена Красной Звезды. Навигацию «Н. В. Гоголь» начал 2 августа 1941 г. [3]. На посту капитана парохода с 1937 по 1951 г. оставался Андриан Петрович Вологин.
Очередной капитальный ремонт проходил в 1958— 1959 гг. на Велико-Устюгском заводе, тогда же паровые котлы перевели на мазут, а незадолго до полувекового юбилея «Н. В. Гоголь» (капитан В. Ю. Шергин, механик П. С. Обухов) прошел технический осмотр (август 1960 г.), показавший, что пароход-ветеран находится в хорошем состоянии, экипаж старается поддерживать техническое состояние на уровне предъявляемых требований [4].

В 1972 г. «Н. В. Гоголь» приобрело машиностроительное предприятие «Звездочка», вследствие чего он избежал участь многих других пароходов, сданных на слом. В результате ремонта и переоборудования под плавучую базу отдыха (1972—1973 гг.) появились модернизированные системы парового отопления, питьевой и мытьевой воды, электроснабжения, радиосвязи кают; в целях обеспечения прохода судна под Ягринским мостом на зимнее место стоянки дымовую трубу сделали съемной.

В мае 1973 г. плавучая база отдыха работников «Звездочки» вышла в первый рейс. За восемнадцать навигаций на борту парохода совершили двухдневные туристические поездки по Северной Двине около 40 тыс. человек, для многих судостроителей «Звездочки» семейный отдых на этом пароходе стал традицией. К услугам отдыхающих салон отдыха и музыкальный. На «зеленых стоянках» организуются спортивные соревнования, различные конкурсы, концерты, есть где проявить свое мастерство и любителям рыбной ловли. Значительную часть стоимости путевок оплачивает профсоюз. Кроме того «Н. В. Гоголь» перевозит детей работников предприятия с обслуживающим персоналом и грузы в пионерский лагерь, расположенный на берегу Северной Двины, совершает экскурсии со школьниками.
В заключение следует назвать имена капитанов плавбазы отдыха: капитан-наставник А. С. Тесаловский, Ю. А. Дегтев, В. Н. Новоселов, В. А. Кашин, многие годы работает директором А. П. Белов. Служба 80-летнего судна-ветерана продолжается!

Основные характеристики парохода «Н.В.Гоголь» в 1911/1992 гг.
Число и тип паровых котлов: Два огнетрубных пролетных котла,
Поверхность нагрева парового котла, м2: 83,4/83,4
Род топлива, расход: дрова 40 куб.м./сут / мазут, 62 т на 6 ходовых суток
Тип, мощность пар. машины: одна наклонная, тройного расширения, 360/380
Длина, м 66,5/70,7
Ширина по обносу, м: 16/14
Осадка в грузу, м: -/1,4
Скорость, км/ч: -/18
Ограничения по силе ветра: -/ 10-12 м/с (6 баллов)
Кол-во пассажиров: 695/140

В. Ф. Кологриев, А. С. Бобрецов

«СУДОСТРОЕНИЕ» №4, 1993
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования