Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Рассказ о "Царице", которая "Царя" потопила


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Anatoly Talygin

Anatoly Talygin

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 553 сообщений
  • Регистрация: 12-Июль 04
  • Город:Москва, Строгино

Отправлено 02 Май 2008 - 20:13

Этот очерк подготовлен по материалам, опубликованным в газете "Олонецкие губернские ведомости", опубликованной на сайте http://ogv.karelia.ru.

Первый участник этой катастрофы, произошедшей на Ладожском озере почти полтора столетия тому назад, ее жертва - пароход "Царь" - колесный пассажирский однопалубный пароход с машиной мощностью 150 сил, принадлежавший Петербурго-Петрозаводскому пароходству и совершавший регулярные рейсы между Санкт-Петербургом и Петрозаводском.
Постройка парохода с парным названием "Царица" – второго участника катастрофы – была выполнена в 1872 году - вот, что писали "Олонецкие губернские ведомости":
"По достоверным слухам, было известно, что в Петрозаводск в скором времени будет ходить новый пароход Царица. В Бирж. Вед. пишут: 6-ого июня был спуск на воду парохода Царица с эллинга завода общества российских механических и горных заводов. Пароход заказан товариществом Петербурго - Петрозаводского пароходства для речного и морского плавания. Спуск удался как нельзя лучше, а самый пароход своею крепостью и правильностью в постройке оправдал вполне надежды заказчиков на добросовестное исполнение завода, благодаря знанию и заботам строителей директора завода г. Бассона и корабельного инженера г. Бена. Заказ такого большого парохода на русском заводе явление весьма редкое, потому что все еще боятся довериться своему, а берут с большею охотою все иностранное, хотя нельзя сказать, что бы все пароходы, строенные за границею, были удачны. Нет сомнения, что прекрасно выстроенный пароход Царица откроет широкую дорогу к производству общества российских механических и горных заводов по отрасли судостроения, столь необходимого при развитии нашего торгового флота."
В общем – "покупайте российское" – лозунг весьма современный и в наши дни.
Построен пароход был к осени 1872 года, и вот какое рекламное сообщение о его первых рейсах было опубликовано подряд в нескольких номерах "Олонецких губернских ведомостей":

"Пароход Царица в 150 сил, вновь построенный на заводе Русского Общества будет отправляться из С.-Петербурга в Петрозаводск, Вознесенскую пристань и прочие места на реке Свири от 4-й пристани выше Литейного моста .
Из С.-Петербурга в 11 часов утра 31 августа, 10, 20 и 30 сентября и 10 октября.
Из Петрозаводска в 9 часов утра 5, 15, 25 сентября, 5 и 15 октября.
Клади принимаются на пристани во всякое время и сохраняются бесплатно".


Навигацию 1872 года пароход Царица завершил вполне благополучно, совершив 5 рейсов из Петербурга в Петрозаводск и обратно, а пароход Царь в навигацию 1872 года совершил 23 таких рейса.

А вот 1873 год сложился для Царицы совсем неудачно. Единственное, что вполне удалось доказать, что "пароход своею крепостью и правильностью в постройке оправдал вполне надежды заказчиков на добросовестное исполнение завода".
Пароход действительно получился достаточно прочный. Первый раз проверку на прочность он прошел 25 августа 1873 года:

"О крушении парохода Царица получены следующие официальные известия: 25-го августа, на возвратном пути из Петрозаводска, пароход Царица, около 2 часов пополудни, при селе Подпорожье, потерпел крушение. Находящиеся между селами Мятусовым и Подпорожьем, замечательные по быстроте своей пороги Медведец и Сиговец он прошел благополучно, но при выходе из порога "Сиговец", во ста саженях от села Подпорожье слышно было по шороху, что пароход задевает дном своим за камни. Зацепления парохода дном за камни повторялись одно за другим, на коротком пространстве, три раза, и после третьего раза, самого сильного, приведшего в сотрясение весь пароход, показалась в трюме течь. Заметив это, капитан парохода Коленкин приказал направить пароход к берегу и когда подошел на расстояние от берега не более 30 саж. спущен был якорь. Таким образом, пароход поставлен был на левом берегу р. Свири в расстоянии от берега не далее 30 саж., против центра села Подпорожья. Нужно полагать, что от зацепления за дно русла реки образовалась пробоина в пароходе значительной величины, так как в течении не более 15 минут, пока пароход после слышных ударов и появления в трюме воды, приставал к берегу, трюм, машинное отделение и каюты первого класса на пароходе наполнились водою, на высоту его стояния на мели, почти по самые окна. Испуга, смятения и несчастных приключений с пассажирами не было, так как всем понятно было, что пароход безопасно пристанет к берегу среди большого селения. По установке парохода на мель тотчас поданы были с берега лодки, на которых почти все пассажиры переехали на берег и разместились по домам на квартирах в ожидании парохода Царя; а некоторые пассажиры остались на пароходе для той же цели, вне всякой опасности. Пассажирская кладь, бывшая на палубе парохода осталась невредимою, а сложенная в трюме и внутри кают частью подмочена, особенно в тех чемоданах или ящиках, которые лежали на дне трюма, или кают. Причины такого несчастного случая, произошедшего среди белого дня, определить трудно, капитан находился на штурвале, лоцмана были опытные, постоянно проводящие вниз пароходы, погода стояла тихая без ветра, вехи были видны очень хорошо и по ним направляли путь парохода. Большинство опытных в деле плавания по р. Свири лиц полагает, что крушение парохода произошло от обмеления реки вследствие заметного падения в ней воды и в тоже время значительного груза на пароходе. Впрочем, о причинах повреждения парохода производится надлежащее дознание".

После снятия с мели и ремонта Царица возобновила регулярные рейсы между Санкт-Петербургом и Петрозаводском. 8-ого октября 1873 года она отправилась в очередной рейс из Санкт-Петербурга и благополучно достигла Шлиссельбурга. А затем, по словам очевидца, ее пассажира, произошли следующие события:

"пароход (Царица) вышел 8 октября под вечер из Шлиссельбурга в Ладожское озеро с значительным числом пассажиров и при тихом состоянии озера. Все вскоре улеглись спать. На мостике парохода, при проходе озером, обыкновенно стоит штурман, вызывая капитана когда проходит пароход мимо маяков, но, кажется, на этот раз и его не было, а оставался один рулевой. Около 3 часов утра послышался удар и пароход Царица врезался носом в кормовую часть парохода Царь, саженях в 2 или 3 от кормы, прорезав Царя почти до другого борта. Дав задний ход, пароход Царица освободился от противника, и как погода была тихая, он стал борт–о–борт с пароходом Царь, с которого все пассажиры перескочили, в чем были, на пароход Царицу. Утонуло человек 30 пассажиров второго класса, спавших в каюте, помещавшейся в корме, куда вода хлынула потоком сквозь пролом. Там потонули также человека четыре официантов. Из пассажиров первого класса и пароходной прислуги все спаслись, но из третьего класса, должно быть, некоторые утонули, оглушенные или убитые упавшею над ними крышею от удара парохода. Пароход Царица получил сильный пролом носовой части, под который успели подвести парус распорядительностью многих свирских лоцманов, ехавших домой на пароходе Царица, а то экипаж на пароходе Царица совершенно растерялся. Уверившись что в ручную ведрами можно настолько откачивать воду, чтоб она не прибывала сильно сквозь пролом, пассажиры потребовали возвращения в Шлиссельбург, от которого находились в семи часах расстояния. Всех пассажиров на пароходе собралось до 500 человек. Много погибло денег на пароходе Царь, так как ехало несколько приказчиков с деньгами; говорят что приказчик сибирского купца Савостьянова успел перескочить в одной рубашке, оставив на пароходе сумку с 22,000 р. денег и на 70,000 р. векселей. Когда пароход Царица удалился, то пароход Царь погрузился уже кормою на столько, что показывался киль носовой части, а южным ветром гнало пароход к финляндскому берегу. На месте столкновения глубина оказалась, по промеру, в 18 сажен. Пароход Царица благополучно дошел до Шлиссельбурга, откуда его повели в Петербург. Во время столкновения ночь была тихая, светлая и капитан парохода Царь кричал, но его не послушал рулевой на пароходе Царица и не держал как следует, так как только двух саженей не успел пробежать пароход Царь, чтобы миновать удар своего товарища."

Официальное сообщение департамента шоссейных и водяных сообщений гласило:

"9-го сего октября, в 4 часу утра, на Ладожском озере в 75 верстах от г. Шлиссельбурга произошло столкновение парохода Царь общества Петербурго-Петрозаводского пароходства с шедшим навстречу пароходом Царица того же общества. От столкновения пароход Царь затонул.
По предварительно собранным местным судоходным начальством сведениям, столкновение пароходов произошло при следующих обстоятельствах: пароход Царь шел с пассажирами из Петрозаводска; на 75 версте от Шлиссельбурга капитан, шкипер и рулевой, находившиеся на верхней площадке парохода, заметили идущий навстречу пароход Царица, на котором виден был один лишь рулевой. Пароход Царь сделал поворот вправо, между тем как пароход Царица, не изменяя направления, продолжал идти прямо и, ударив носовой частью, проломил борт парохода Царь против кормовой каюты, отчего корма парохода мгновенно погрузилась в воду, а нос поднялся почти вертикально, причем по полученным ныне сведениям погибло до 50 пассажиров.
О производстве дознания по этому несчастному происшествию сделано распоряжение, о результатах которого будет дополнительное сообщение".


Сразу после катастрофы возникли два извечных российских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?".
Со вторым вопросом разобрались довольно быстро, поскольку исчезновение из списка судов компании парохода с именем "Царь" могло нести некоторую совсем нежелательную политическую окраску, то меры были приняты незамедлительно и уже в ноябре товарищество Петербургско-Петрозаводского пароходства заказало в Ньюкастле в Англии на заводе К. Митчела и Ко новый пароход. Кроме того:

"Для отыскания потонувшего, осенью прошлого года, в Ладожском озере парохода Царь, обществом Петербурго - Петрозаводского пароходства приглашены два специалиста морского дела: отставной полковник корпуса Штурманов А.Ф. Трапезников и командируемый, с разрешения морского ведомства, того же корпуса Штурманов, поручик Н.П. Мочалин."
"8 июня пароход Повенец отправился к месту крушения парохода Царь в Ладожском озере".


Заметка, датированная, 6 июля 1874 года:

"Пароход Повенец стоит на Ладожском озере, на предполагаемом месте гибели Царя, и так как собственно место крушения назначить точно не было возможности, то производители работ занимались тщательно исследованием довольно значительной части озера. С этой целью местность была окружена вехами, а исследование дна проводилось тралом, родом веревки, волочащейся по дну. Пока, успех работ еще далеко не соответствует надеждам с которыми отправились офицеры; постоянно дующие свежие ветры затрудняют работы, а изобилие камней на дне озера, за которые постоянно задевает трал, составляет преграду почти неодолимую. В течение двух недель, все внимание производителей изысканий было устремлено на усовершенствование на столько трала, чтобы он легче соскакивал с мелких камней, задевая лишь большие преграды, и уже достигнуты в этом отношении лучшие результаты. До настоящего времени исследовано только всего восемь верст, и, если погода не изменится к лучшему, невозможно еще определить, когда окончательно будет объяснено положение местности".

Увы, поиски затонувшего парохода Царь завершились безрезультатно, 31 июля 1874 г. "Олонецкие ведомости" писали:

"Поиски погибшего осенью прошлого года на Ладожском озере парохода Царь, по известиям "Финансового обозрения", окончены. Пароход Повенец, командированный вторично 17 минувшего июня, находился безотлучно в озере до 10-го июля и, возвратившись в С.-Петербург, привел на буксире четыре соймы, служившие пособием при розысках, а также доставил корпуса флотских штурманов: полковника Трапезникова и поручиков: Байкова и Мочалина, занимавшихся промерами; они решительно объявили, что никаких признаков нахождения парохода Царь нет. Между тем, по слухам к финляндскому берегу прибило волною часть палубы парохода и два трупа, а на противоположном берегу, около Волхова, найдена дверь с надписью: "каюта капитана".
Все эти обстоятельства, вместе взятые, приводят к заключению, что пароход Царь далеко отнесен течением от места нахождения во время столкновения, и что он затем затонул на весьма значительной глубине. Впрочем, носятся слухи, что будто бы прибрежные рыбаки кое-что по этому делу знают, но молчат в ожидании денежной премии. В настоящее время пароход Повенец отправлен в Онежское озеро, на петрозаводско - повенецкую линию."


В то время, когда велись поиски парохода Царь, затонувшего в 1873 году, новый пароход Царь уже совершил несколько рейсов между Санкт-Петербургом и Петрозаводском. Вот сообщение из "Олонецких губернских ведомостей" № 45 за 12 июня 1874 года о его первом рейсе:

"В субботу, 8-ого июня, в 12 ½ часов дня, прибыл в Петрозаводск из С.-Петербурга новый пароход товарищества Петербургско-Петрозаводского пароходства, Царь, под командою капитана М.А. Кулебякина. Несмотря на холодную, ветряную и дождливую погоду, для встречи парохода на пристани собралась довольно многочисленная публика. Точас по прибытии, на пароходе был отслужен молебен, с водоосвящением и коленопреклонением, и провозглашено многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, жителям Петрозаводска и всем плавающим на пароходе.
Несчастный случай, происшедший в минувшем году на Ладожском озере, возбудив в нашем обществе, вместе с печальными воспоминаниями о погибших, сожаление о потерях товарищества Петербургско-Петрозаводского пароходства, поколебал надежды на возможность удобного и безопасного плавания и прочного развития пароходства на наших водах. Но, как видно, опасения эти мало-помалу исчезли: число пассажиров не уменьшается и развитие пароходства, имеющего весьма важное значение в жизни здешнего края, продолжается своим путем.
Новый пароход Царь, заказанный товариществом в ноябре прошедшего года, построен в Ньюкастле в Англии на заводе К. Митчела и Ко, имеет машину в 150 номинальных сил с цилиндрами высокого и низкого давления, системы Кампайн Инженс. Длина парохода по килю 166 футов, ширина 24 фута. Каюты 1-го и 2-го классов отделаны также роскошно, как и на прежнем пароходе; каюта 3-го класса крытая, в носовой части, с особым буфетом. Углубление парохода при полном грузе, которого он поднимает до 6200 пудов, не более 5-ти футов. Судя по тому, что пароход пришел из Некастла в Кронштадт на пятые сутки, скорость его определяют до 14 узлов или 24 ½ верст в час".


Второй вопрос : "Кто виноват в столкновении пароходов?" – оказался весьма сложным. Первая попытка разобраться в этом была предпринята 30 апреля 1874 года. В этот день в III Отделении Санкт-Петербургского окружного суда, без присяжных заседателей было рассмотрено дело о столкновении пароходов Царь и Царица. На основании предварительного следствия, прокурором окружного суда составлен был обвинительный акт, основные положения которого заключались в следующем:

" В ночь с 8-го на 9-ое октября 1873 года, около 3-х часов утра, на Ладожском озере, близ южного его берега, между маяками Сухо и Кареджи, пароход товарищества Петербургско-Петрозаводского пароходства Царица столкнулся с пароходом того же товарищества Царь, причем последний, получив пробой в кормовой части с левой стороны, стал быстро наполняться водою и потонул в виду парохода Царица, на который спаслось большинство пассажиров на пароходе Царь находившихся.
Произведенным по этому делу предварительным следствием удостоверено, что удар в левую кормовую часть парохода Царь был нанесен носом парохода Царица, что из числа пассажиров, находившихся на потонувшем пароходе, погибло от 30 до 50 человек, и что убытки от крушения, заявленные при предварительном по сему делу следствии, простираются до 165 т. рублей.
Командир парохода Царь, отставной лейтенант Колюбякин, спрошенный об обстоятельствах, при коих последовало столкновение вверенного ему парохода с пароходом Царица, объяснил, что 8 октября, в час по полуночи, пароход Царь снялся с якоря, на коем он стоял в устье реки Свири, и, имея около 150 пассажиров, пошел в озеро. Была тихая, ясная звездная ночь; волнения не было; легкая зыбь шла по направлению от С.З. В 2 часа 40 минут он прошел меридиан маяка Сухо и взял курс на Ю.З. Огни парохода были поставлены правильно, горели хорошо; их, по приказанию его, Колюбякина, поправляли за некоторое время до столкновения. Около 3-х часов, влево от направления парохода Царь, показался белый (мачтовый) огонь парохода Царица; через несколько времени открылся красный огонь, означающий левую сторону судна; затем этот огонь вдруг пропал и открылся зеленый огонь, зажигаемый на правой стороне. Как только произошла эта перемена огней, пароход Царь немедленно уклонился вправо, с целью оставить, как следовало, Царицу с левой руки, но так как красный огонь не открывался, то он продолжал брать все вправо, и к моменту столкновения нос его имел направление уже к северу. Когда затем в темноте обрисовался нос парохода Царица, идущего прямо на пароход Царь, капитан Колюбякин громко кричал, чтобы на Царице переложили руль направо, но на это ответа не получил и вслед за тем пароход Царица врезался носом в левую сторону кормовой части парохода Царь. Корма парохода Царь быстро стала опускаться в воду. Пассажиров стали тотчас же переправлять с кормы, а впоследствии и с кожуха парохода Царь на пароход Царица. Перед тем, чтобы отойти от тонущего парохода Царь, были посланы люди для осмотра: не остались ли еще на нем не вышедшие пассажиры, и только после того, как убедились, что таковых нет, пароход Царица, отошел от парохода Царь. Задний ход на пароходе Царица был дан уже после столкновения."


Далее в обвинительном заключении приводятся показания многочисленных свидетелей, подтверждающие справедливость показаний г-на Колюбякина. В свою очередь члены команды парохода Царица показали следующее:

"Капитан парохода Царица, лейтенант Коленкин, с своей стороны не мог дать никаких объяснений об обстоятельствах столкновения вверенного ему парохода с пароходом Царь, так как он, после выхода в Ладожское озеро, оставался все время в каюте 1-го класса и пароходом управляли до самого столкновения шкипер и рулевой, родные братья, крестьяне Константин и Федор Каменевы. По объяснению первого из них, шкипера Константина Каменева, в ночь на 9 октября пароход Царица снялся с якоря от маяка Кошки в 12 часов ночи, в половине первого дан был поворот на N. У корежанской банки Царица была в четверть второго. Маяк Сухо показался в 3 часа. Пароход Царь увидели в 10 или 5 минут 4-го, ближе к Сухо, впереди, вправо. Виден был белый огонь. Каменев стоял наверху, так как на одного рулевого надеяться нельзя. Увидев мачтовый огонь он сходил в каюту первого класса, где сидел капитан Коленкин и сказал ему, что показался пароход. На вопрос капитана: "далеко ли?" он ему ответил, что сейчас открылся белый огонь. Вернувшись наверх, Каменев увидел опять белый огонь; кожуховых фонарей еще не было видно. Тогда он прошел к кормовому компасу и когда возвратился, то увидел зеленый огонь. Пароход Царица был направлен левее этого огня; переменить курс Каменев не хотел, потому что, не видя красного огня, нужно было идти прямо в маяк, к каменистому рифу, да и кроме того ходу до маяка оставалось не более 20 или 25 минут. Затем пароход Царь сделал поворот сразу; тогда открылись красный огонь и весь его борт. Догадавшись по этому, что Царь идет на пересеку курса, Каменев приказал рулевому брать лево на борт, штурвал вправо, остановил машину, а телеграф поставил на полный задний ход. Машина не успела забрать с полного хода на задний ход, а Царь шел полным ходом и был очень близко. Когда Царь подходил, перед самим ударом, когда миновал его кожух, Каменев слышал, как капитан Колюбякин кричал: "Нмколай Иванович, Николай Иванович, Николай Иванович, что вы делаете?". Затем последовал удар.
Рулевой парохода Царица Федор Каменев, подтверждая показание своего брата, шкипера Каменева, заявил, между прочим, что он положительно сказать не может, был ли виден с Царя красный огонь Царицы, что пароходы шли недалеко друг от друга, но в таком расстоянии, что между ними могли пройти несколько пароходов, и что капитан Коленкин за час до столкновения выходил на палубу. За сим, спрошенный при производстве экспертизыФедор Каменев показал, что после белого огня несколько раз блеснул красный огонь Царя и затем показался зеленый."


Эти показания крепких свидетельских подтверждений не получили, кроме того, привлеченные в качестве экспертов флигель-адъютант капитан 1 ранга Головачев и корпуса флотских штурманов полковник Андреев признали:

"1)Что показание лиц, управлявших пароходом Царица, относительно направления парохода и того, в каком положении с него был виден пароход Царь, не заслуживают вероятия;
2) что соответствующие показания лиц, управлявших пароходом Царь, заслуживают вероятия и не подают повода к сомнениям;
3) что из показания лиц, служивших на пароходе Царица, видно, что этим пароходом, после того как показался белый огонь Царя, был взят курс неправильно, т.е. вместо того, что бы оставить встречный пароход влево от своего курса взято было направление противоположное, вправо;
4) что все действия относительно курса, парохода Царь были согласны с правилами, и что на этом пароходе были приняты все меры к предупреждению столкновения;
5) что нахождение на мостике, при встрече с другими пароходами в данном случае и при данных условиях, было для капитана Коленкина положительно обязательным;
6) что распоряжение, капитана Коленкина, данное шкиперу, относительно показывания кожуховых огней встречному пароходу в том виде, как его заявляет Константин Каменев, нельзя признать правильным, и
7)что действия лиц, управлявших пароходом, Царица, являются неправильными по невыполнению 14 ст. указанных выше правил, даже в случае признания их показаний совершенно достоверными".


Все вышеизложенное позволило прокурору окружного суда прийти к следующим выводам:

"Таким образом, совокупность всех изложенных обстоятельств настоящего дела убеждает в том, что столкновение в ночь 9 октября не последовало бы в том случае, если бы капитаном и шкипером парохода Царица были соблюдены 13, 14, 19 и 20 се. правил для предупреждения столкновения судов на море (прил. к ст. 1098 уст. торг., по продолж. 1863 г.) и если бы рулевой того же парохода Федор Каменев обнаружил большую осмотрительность и расторопность в исполнении своих обязанностей.
А посему означенные: флота лейтенант Николай Иванов Коленкин, 30 лет, и крестьяне Архангельской губернии, Онежского уезда посадской волости, деревни Малей Мелеховья, Константин Клементьев Каменев, 32 лет, и Федор Клементьев Каменев, 29 лет, как обвиняемые в преступлении, предусмотренном 1466 ст. ул. о наказ предаются суду С.-Петербургского окружного суда без участия присяжных заседателей."


Вот на этом я, пожалуй, прервусь. Очень хочется узнать мнение участников нашего форума по двум вопросам:

- кто же, по Вашему мнению, виноват в произошедшем столкновении и
- каким, опять же по Вашему инению, будет решение суда и наказание виновных.

Естественно, что тех, кто точно знает ответ на второй вопрос прошу воздержаться от комментариев.
Обещаю, что вторую половину очерка опубликую дней через 7-10, так что ждать ответа на второй вопрос придется не так уж и долго...




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100