Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Сванетия, пассажирский теплоход


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Yan

Yan

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 567 сообщений
  • Регистрация: 08-Май 05
  • Город:г. Гамбург, Германия

Отправлено 16 Апрель 2007 - 22:39

Нет, никогда, ничей я не был современник…
О.Мандельштам

Сегодня – 17.04.2007. Ровно 65 лет тому назад, 17.04.1942 в Чёрном Море произошла страшная катастрофа. В результате бомбардировки и торпедирования авиацией ВВС Германии погиб пассажирский лайнер "Сванетия" Черноморского Пароходства. Вместе с ним морская пучина поглотила более 700 человеческих жизней. Пассажирский лайнер "Сванетия" был небольшим но очень красивым и элегантным, прогрессивным для своего времени судном. Это был один из трёх самых современных лайнеров в составе морского пассажирского флота СССР в предвоенное время.


Технические и пассажирские данные судна.

Судоверфь постройки: "Helsingors J. & M. Helsingoer", Дания .
Строительный номер: 244.
Тоннаж: 4125 BRT.
Дедвейт: 1500 tdw.
Длина судна: 101,0 метров.
Ширина судна: 14,5 метров.
Главная энергетическая установка: двa дизельных мотора "Burmeister & Wain".
Мощность главных двигателей: 5400 лошадинных сил.
Средняя скорость: 15 узлов.
Максимальная скорость: 17 узлов.
Количество винтов: 2.
Пассажировместимость (в 1937 году): 215 человек.
Порт приписки (1937 – 1941): Одесса, СССР.


Пассажирский теплоход "Сванетия" был спущен со стапеля в 1936 году, полностью построен, передан заказчику – СССР и введен в эксплуатацию в 1937 году. Сразу же после ввода в эксплуатацию судно взяло курс из Дании на Чёрное Море в свой порт приписки – Одессу.

Теплоход "Сванетия" был очень инновационным и прогрессивным судном для своего времени. Красивые и элегантные очертания форм, рациональные и современные обводы корпуса, отсутствие нагромождений архаичных конструкций оснастки на открытых палубах делали "Сванетию" необычным судном, к такому уровню мировое пассажирское судостроение снова пришло лишь к концу 50-х годов. Это было самым современным пассажирским судном СССР на Чёрном Море до Войны 1941-1945, и одним из трёх самых современных пассажирских судов в предвоенном СССР.

Сначала судно стало совершать рейсы по Крымско-Кавказской линии Одесса – Батуми, а затем стало на Ближневосточную линию Одесса – Александрия. Теплоход "Сванетия" изначально и предназначался для работы на этой международной пассажирской линии, и стал основным пассажирским судном, обслуживавшим её в предвоенный период. Теплоход "Сванетия" был более комфортабельным судном, чем все остальные Советские пассажирские суда на Чёрном Море в то время. Об этом говорит также и большое количество площади пассажирских помещений, приходившихся на этом судне на каждого пассажира – такая низкая пассажировместимость была необычна для Советских пассажирских судов того времени, и по этому показателю теплоход "Сванетия" был уже больше приближён к послевоенным судам типа "Киргизстан" чем ко многим своим ровестникам.

Дальнейшим развитием основных концепций и направлений этого проекта, вероятно, явились два однотипных между собой пассажирских лайнера "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов", построенные несколькими годами позднее для работы на другой Советской международной линии, Ленинград – Лондон.

Наверное, многие Одесские мальчишки той предвоенной поры загорались мечтой о морской романтике, будучи воодушевлёнными этим загадочным судном, современный силуэт которого был обращён в будущее…

В 1941 году, после начала войны, теплоход "Сванетия" был перепрофилирован а затем и переоборудован в санитарный транспорт.

В августе 1941 года "Сванетия" перевезла из Стамбула в Батуми сотрудников Советского посольства в Германии в рамках проведённого тогда обмена на сотрудников посольства Германии в СССР. Сотрудники Советского посольства, генеральных консульств и торговых представительств СССР были доставлены из Германии в Стамбул сухопутным путём ( Турция сохраняла в войне нейтралитет ). После состоявшегося обмена большинство граждан СССР отправились на теплоходе "Сванетия" в Батуми ( лишь посол и несколько высокоранжированных сотрудников отбыли из Анкары в Москву специальным самолётом). Судно шло вдоль самого Турецкого берега ( по специальной договорённости с Турцией, не выходя в нейтральные воды, так как там уже оно могло быть атаковано Германской авиацией или флотом. Эта операция завершилась благополучно.

Сначала, до середины октября 1941 года, судно принимало участие в потдержании сообщения осаждённой Одессы с Крымом и Кавказом, а затем в потдержании сообщения осаждённого Севастополя с Кавказом. При переходах из Севастополя в Новороссийск судно не могло идти вдоль Крымских берегов или на небольшом удалении от них, поскольку они были уже захвачены Германской армией, и оттуда мог произойти как обстрел из орудий или наводка для авиации, так и атака со стороны самих Германских ВВС. Поэтому из Севастополя судно сначала уходило как можно дальше в открытое море, и отойдя уже далеко от Крымских берегов, брало курс на Новороссийск. Это не исключало совсем встречу с авиацией или флотом Германии и её союзников, но, по краиней мере, сильно снижало её вероятность.

17 апреля 1942 года теплоход "Сванетия" и сопровождавший его эсминец "Бдительный" на пути из Севастополя в Новороссийск как раз находились уже на большом удалении и от берегов Крыма и ещё далеко от побережья Кавказа, примерно в центральной части восточной половины Чёрного Моря. На борту "Сванетии" находились 900 раненных. Днём суда были атакованы авиацией ВВС Германии. В атаках участвовали сначала 12, а затем 9 самолетов. От попадания 2 бомб и 2 торпед теплоход "Сванетия" получил сильные повреждения и начал тонуть. Через 40 минут судно затонуло. На эсминец "Бдительный" смогли подобрать из воды и спасти 193 человека. Из находившихся на борту "Сванетии" 900 человек, более 700 – погибли. Эсминец "Бдительный" смог дойти до Новороссийска и туда были доставлены те, кого удалось спасти в катастрофе "Сванетии".

"Сванетия" затонула в точке с координатами 43°00' северной широты и 36°48' восточной долготы. Судно не было поднято, оно лежит на глубине свыше двух километров в сероводородном слое, находящемся на глубине в Чёрном Море, и, скорее всего, уже никогда и никем не будет увидено.

Светлая память всем погибшим...



Немного позже здесь будет представлена фотография теплохода "Сванетия".

Ян Пичиневский
Гамбург, 17.04.2007, в день 65-летия гибели лайнера "Сванетия"
История морского пассажирского флота Украины

#2 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 17 Апрель 2007 - 10:48

Фотография, присланная Яном Пичиневским.

Изображение

Теплоход "Сванетия" возле побережья Дании. 1937 год.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#3 chelcom

chelcom

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 328 сообщений
  • Регистрация: 10-Июль 06
  • Город:Сочи

Отправлено 24 Апрель 2007 - 15:11

Ян , спасибо за рассказ . Пиши чаще очень интересно почитать ! ! !

#4 Yan

Yan

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 567 сообщений
  • Регистрация: 08-Май 05
  • Город:г. Гамбург, Германия

Отправлено 26 Апрель 2007 - 20:31

-> chelcom

Dobryi vecher !

Blagodariu Vas za dobryiie slova !

Da, konechno, skoro budut novyiie rabotyi.

Vo-pervyih, v pervoi polovine maya budet opublikovana novaya zametka iz serii o maloizvestnyih sudah.
Vo-vtoryih, veroiatno, estchio v maye, Aleksey Syomin i ya predstasvim elektronnuiu versiiu nashei statii o morskom lainere "Sovetskiy Soiuz". Krome neskol'kih dopolnitel'nyih dannyih k tekstu statii, ona budet soderzhat' estchio novyiie fotografii sudna, nigde do etogo ne publikovavshiyesia. Takim obrazom, eto budet polnotsennaya elektronnaya entsiklopedicheskaya statia o sudne dlia vseh zhelaisustchih kogda-libo vposledstvii s nim poznakomit'sia.

S uvazheniyem, Yan Pichynevskyi
История морского пассажирского флота Украины

#5 andrey64

andrey64

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 7 290 сообщений
  • Регистрация: 04-Февраль 07
  • Город:Москва

Отправлено 27 Апрель 2007 - 17:19

Уважаемый Yan! А нет ли у вас фотографий внутреннего интерьера этих судов? Особенно интересуют фото судов, построенных в Советском Союзе. Да и другие суда интересуют. Хочется сравнить нынешние интерьеры со старыми.
С уважением, Андрей.

#6 Yan

Yan

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 567 сообщений
  • Регистрация: 08-Май 05
  • Город:г. Гамбург, Германия

Отправлено 28 Апрель 2007 - 14:35

-> andrey64

Ia privetstvuiu Vas !

1). Mne izvestnyi lish' dve fotografii, na kotoryih zavpechatlion teplohod "Svanetia" (1937) voobstche. Delo v tom, chto rol' etogo sudna v sostave passazhirskogo flota na Chiornom More sovsem tragicheskaya - ono byilo samyim luchshim i progressivnyim, probyilo sovsem nedolgo, tragicheski pogiblo, ne ostavilo o sebe prakticheski nikakih foto- ili kino- materialov. Odnotipnyih so "Svanetiyei" sudov ne byilo. To est' , v sluchaye so "Svanetiyei" - eto voobstche chudo, chto do nas doshli dazhe eti dve fotografii, po kotoryim myi imeem vozmozhnost' segodnia predstavit' sebe etot passazhirskiy lainer. Ochen' maloveroiatno, chto gde-to sustchestvuiut fotografii ego interierov. Obe fotografii predstavlenyi na stranitse etogo sudna na saite "Morskoi Flot SSSR" :


http://www.sea.infof...ship.php?id=163


2). V pechatnom zhurnale "Flot i Kruizyi" nomer 3 v statie o morskom lainere "Sovetskiy Soiuz" predstavlenyi do- i poslevoiennyie fotografii interierov sudna. Vskore poiavitsia elektronnaya entsiklopedicheskaya versiya etoi statii, i tam takzhe budut eti fotografii.

S uvazheniyem, Yan Pichynevskyi
История морского пассажирского флота Украины




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования