Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Цены проезда на судах в 1980-е годы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 22

#1 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 14 Июль 2005 - 19:22

Свойство человеческой памяти - помнить хорошее, забывать плохое. Удивительным образом единодушны те, кто путешествовал на теплоходах по нашим рекам до 1990-х годов: почти все говорят, что стоимость путевок на туристические и билетов на рейсовые суда была чрезвычайно низкой. Даже мой папа, приобщивший в свое время меня к круизам, человек в твердой памяти, считает, что "тогда" билет на транспортную линию Москва - Ростов - Москва во 2 классе на полный оборот стоил где-то 25 рублей. Соответствующие дискуссии иногда возникают и в форуме.

Приведу некоторые цены (на 1 человека), действовавшие в 1980-е годы на проезд на судах транспортных линий. Много это или мало, каждый решит сам, но во всяком случае эти цены были выше, чем они остались в памяти многих людей. Напомню, что стоимость проезда на судах транспортной линии не включала в себя питание, экскурсии, постельное белье и даже пользование душем.

Москва - Ростов-на-Дону - Москва (полный оборот)
1А - 147 руб.
1Б - 123 руб.
2А - 86 руб.
2Б - 76 руб.
3А - 42 руб.

Москва - Астрахань - Москва (полный оборот)
1А - 146 руб.
1Б - 122 руб.
2А - 86 руб.
2Б - 76 руб.
3А - 42 руб.

Горький - Астрахань - Горький (полный оборот)
1А - 110 руб.
1Б - 92 руб.
2А - 69 руб.
2Б - 60 руб.
3А - 33 руб.

Что же касается туристических судов, то многие действительно платили мало, потому что большую часть стоимости путевки оплачивали профсоюзы, предприятие и т. д. Ну а полные стоимости путевок были такие.

Наличие мест на круизы из Ростова-на-Дону весной 1985 года

Теплоход "Тихий Дон" (301 проект), Ростов - Москва - Ростов, 2.09 - 21.09.1985, с учетом сезонной скидки
1А - 430-440 руб.
1Б - 410 руб.

Теплоход "Аракс" (305 проект), Ростов - Москва - Ростов, 22.08 - 12.09.1985
1Б (место в двухместной двухъярусной каюте с умывальником) - 295 руб.
3А (место в четырехместной каюте в трюме) - 220 руб.
3Б (место в шестиместной каюте в трюме) - 205 руб.

Наличие мест на круизы из Ленинграда весной 1987 года

Теплоход "Алексей Сурков" (302 проект), Ленинград - Кижи - Валаам - Ленинград, 5.07 - 9.07.1987
В зависимости от категории каюты 135 руб., 120 руб., 110 руб., 105 руб.

Теплоход "Алексей Сурков" (302 проект), Ленинград - Валаам - Ленинград, 28.06 - 30.06.1987
В зависимости от категории каюты 75 руб., 65 руб.

Теплоход "Виссарион Белинский" (301 проект), Ленинград - Валаам - Ленинград, 4.07 - 6.07.1987, 6.07 - 8.07.1987
В зависимости от категории каюты 72 руб., 69 руб., 63 руб.

Теплоход "Александр Ульянов" (301 проект), Ленинград - Москва - Плес - Ленинград, 21.07 - 3.08.1987
В наличии только трехместные каюты, 215 руб. за место.

Теплоход "Н.К. Крупская" (588 проект), Ленинград - Кижи - Ленинград, 26.06 - 29.06.1987
57 руб.

Теплоход "Н.К Крупская" (588 проект), Ленинград - Валаам - Ленинград, 9.06 - 11.06.1987
35 руб.

Теплоход "Н.К Крупская" (588 проект), Ленинград - Горицы - Кижи - Ленинград, 1.07 - 7.07.1987, 8.07 - 14.07.1987
В зависимости от категории каюты 112 руб., 102 руб., 82 руб., 72 руб., 59 руб.

Теплоход "Герой Ю. Гагарин" (646 проект), Ленинград - Кижи - Ленинград, 30.06 -3.07.1987
110 руб., 53 руб.

Я бы не сказал, что для среднего советского человека это было доступно. Но пусть каждый решает сам, ведь цифры объективны.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#2 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Июль 2005 - 19:39

Хм, значит память меня не подвела - Москва-Саратов в сентябре как раз и выходит примерно 36 руб. :D
Да, и весной 1987 :lol: было не очень смертельно.
1 стандартная гражданская пенсия(прим.132 руб) = 5 дней на 302 в самой дорогой каюте или 7 в опять же самой дорогой на 588 + прилично останется на пиво\сувениры. Если в трюме на ТЛ до Астрахани - хватит и на еду и на все остальное, да еще и останется, если нет вредных привычек. :lol:
Обычной стипендии( ок.40 руб) хватило бы до Валаама + ящик пива(7 руб 40 коп.)
Так что не надо нас пугать, склероза пока не наблюдается B)

Сообщение отредактировал jgdpanther: 14 Июль 2005 - 19:44

Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#3 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 14 Июль 2005 - 19:48

1 стандартная гражданская пенсия(прим.132 руб)

А вот это неверно. У моей бабушки, например, пенсия составляла около 70 рублей, а в среднем по стране - 90 рублей.

Что же касается доступности, то не могу говорить за всех. Но для моей семьи (родители - инженеры с зарплатами 200-250 рублей) круизы были недоступны. Выручало то, что оба работали в системе Минречфлота и имели право раз в год на бесплатный билет на транспортную линию с ребенком в каюте 2 категории. Но, может быть, для других круизы были дешевы и доступны, не знаю.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#4 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Июль 2005 - 20:13

Ну, только не надо.
Пенсия постоянно росла, да, в колхозах была меньше, при нехватке стажа - тоже меньше, у меня бабушка вообще ничего не получала до смерти дедушки, так как мал был стаж - она большую часть времени была домохозяйкой и т.д.
Но никак не 90, тем более средняя по стране.
Получается, что инженер за 200-250 рублей не мог, а все мои родственники, доходы которых были меньше - пенсионеры военные и гражданские(110-160 руб.), работники издательств(150-170) могли и ездили. Из них только один мог быть льготником, да и то я не уверен, что хирург тылового госпиталя приравнивался к ветерану войны. Странно...
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#5 Пузырь

Пузырь

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 15 сообщений
  • Регистрация: 16-Июнь 05

Отправлено 14 Июль 2005 - 20:23

Но всё равно согласитесь в те далёкие, а может и нет времена, речные круизы были гораздо доступнее чем сейчас.
Н.Г Славянов "the best"

#6 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 14 Июль 2005 - 20:39

Я всецело согласен с Александром Сосниным.
Можно долго рассуждать о том, что "в те времена" все могли и ездили, но Александр привел реальные цифры. Посмотрите, стоимость путевок на круизные суда действительно очень велика. Обычным советским людям отдать 400 рублей/чел. за отдых в 80-е годы... это, знаете ли, что-то из разряда фантастики.
Конечно, многое было доступнее, чем сейчас, но уж по крайней мере не так безоговорочно, как принято считать.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#7 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Июль 2005 - 21:00

Согласен, недешево.
Но прикинем и так.
Возьмем зарплату 200 руб, хорошо. Выведем за скобки профсоюзы и повсеместную практику разных дополнительных наличных выплат к отпуску.
Т.е. 400 руб(20 дней на 301) - 2 зарплаты.
Аналогичный маршрут на "Радищеве" в сентябре - в среднем 36.000.
Соттветственно даже при зарплате 18.000 - это получается из разряда фантастики :D .
Средняя зарплата по Москве по разным данным - 10000-12000(мое мнение - завышено) - 3-3,5 зарплаты, по России - 6-7 тысяч(5-6 зарплат).
При учете т.н. социальной дельты(т.е. за вычетом абсолютно необходимых расходов - квартплата, минимальная еда, транспортные расходы и т.д) ситуация получается еще печальнее
Вот такая арифметика....
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#8 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 14 Июль 2005 - 21:12

При учете т.н. социальной дельты(т.е. за вычетом абсолютно необходимых расходов - квартплата, минимальная еда, транспортные расходы и т.д) ситуация получается еще печальнее

А почему ты не упоминал социальную дельту, когда говорил о 1980-х годах?
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#9 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 14 Июль 2005 - 21:13

Ну, можно еще сказать, что в 80-е годы (в доперестроечную половину 80-х) средняя зарплата была 150 - 180 рублей. Побольше она стала к концу 80-х, но тут надо учесть, что круиз, например, на "60 лет Октября" (301) Москва - Астрахань - Москва в 1991 году стоил уже не 400, а 1100 рублей (тысяча сто рублей).
А говорить о профсоюзах тоже надо с оговорками. Например, моим родителям, инженерам со вполне неплохой зарплатой, профсоюз не выделял путевки на теплоходы, а выделял - куда-то на море. Что им было делать, если хотелось поехать на теплоходе, а не на море? Пойти заплатить полную стоимость? Э, нет. Путевку надо было еще достать.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#10 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Июль 2005 - 21:14

Почему же не упомянул?
Имеется ввиду, что в % отношении она была значительно меньше.
Скажем так, при семье из 2 человек минимальные расходы(квартплата, транспорт, еда) составляли примерно 45 руб на человека.
Что подтверждала и практика - на стипендию можно было прожить, конечно, весьма скромно. При аналогичной методике в современных ценах для Москвы это получается около 4500-5000.
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#11 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Июль 2005 - 21:31

Алексей Яблонский
Нет, ну в 1991(моя первая поездка на чемодане) уже таких проблем особо не было(достать). Помню, зашел почти случайно в турбюро на "Лермонтовской", забронировал путевку на "Советскую Украину", написал заявление в профком - оплатили 100% мне, 50% жене. Так бы конечно не дал 600 руб при зарплате 200 с небольшим. Тогда действительно цены подскочили, за эти деньги можно было хрен знает сколько прожить где-нибудь на турбазе на Алтае, да еще и самолетом туда-обратно.
Ну, и не надо забывать, что были и более высокооплачиваемые категории - военные(особенно - кто служил на севере, АПЛ и т.д), научные работники, писатели-журналисты,творческие профессии, шахтеры, работники вредных производств и т.д.
Они могли получать и 300 и 400 и 600 руб\мес., а с учетом разных премиальных, гонораров, северных надбавок и пр. - и значительно больше.
И было их - немало.
Если сейчас народ валит в Москву зарабатывать, то тогда - тратить и покутить, доходы москвичей были, полагаю, меньше средних по стране....
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#12 Real Stealth

Real Stealth

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 151 сообщений
  • Регистрация: 08-Июль 05

Отправлено 14 Июль 2005 - 21:45

Вот я уточнил у родителей, с которыми часто в середине 80-х ходил в краткие (трех/четырехдневные) круизы до Углича/Твери/Ярославля. Путевки выделялись профкомом организации, стоимость на взрослого составляла 12 руб. (на три дня), 16 руб. (на 4 дня), дети до 12 лет бесплатно. Народу на такие вылазки набиралось много - порядка 20 человек, было весело, детям особенно :D
Естественно, теплоходы были 301 и 302 проекта, про круизные "пузыри" я узнал уже в демократические времена :lol:
1983: 60 лет Октября; 1987: Александр Грибоедов; 1989: Советская Конституция; 1991: Феликс Дзержинский;
2005: Чапаев; 2006: Святая Русь; 2007: Анатолий Папанов; 2008: Генерал Ватутин; 2009: Звезда Днепра; 2010: Н.В. Гоголь;

2011: Н.А. Некрасов; 2012: Бородино; 2013: Бородино; 2014: Бородино; 2015: Бородино, Карл Маркс;
2016: Михаил Танич, Солнечный Город, Бородино; 2017: Михаил Танич, Бородино, Президент, Солнечный Город
2018: Солнечный Город, Солнечный Город, Лебединое Озеро, К.А. Тимирязев, Бородино; 2019: Бородино

#13 Игорь Овчинников

Игорь Овчинников

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 85 сообщений
  • Регистрация: 06-Май 04

Отправлено 15 Июль 2005 - 10:21

В 88 и 89 годах прошлого века ходил в круиз Москва(СРВ) - Пермь - Ульяновск -Москва(ЮРВ) - 18 дней на Собинове(305) в каюте категории 3-б, 6-местной в трюме, Так путевка стоила около 170 рублей (при моей зарплате в 155). И что интересно, на теплоходе я пытался узнать, сколько стоит путевка в каюте более высокой категории и не смог - все ехали на халяву - от завода, профсоюза и т.д. А в 77 году путевка на Серго Орджоникидзе(588) Москва - Ленинград - Москва 12 дней каюта 3-А класса(четырехместная в трюме) стоила 85 рублей.

#14 Специалист

Специалист

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 795 сообщений
  • Регистрация: 06-Сентябрь 04
  • Город:Москва

Отправлено 15 Июль 2005 - 10:53

Обычной стипендии( ок.40 руб) хватило бы до Валаама + ящик пива(7 руб 40 коп.)

Вот за такие подсчеты я особенно люблю
jgdpanther а :D
Что хотел спросить. В те далекие 80-е года моего счастливого детства, первого класса и очередей за порошком, какой был сервис на круизных судах, как кормили, развлекали ит.д. По сравнентю с нынешним положение вещей.

#15 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 15 Июль 2005 - 11:28

Ну, могу сказать только "за" 89-90(90 год тоже вроде к 80-м относится, однако.)
Начало 70-х трудно упомнить по младости и давности лет(кстати, скоро, надеюсь, опубликуем мои слайды тех времен - спасибо А.Яблонскому).
Хотя кое-что помню - весьма невкусный борщ(уксус!) и то , как отравился в Кинешме вроде бы соком и вместе с родителями вылезал в Икше на шлюзе.
Ну еще - огромное количество стоянок, народ постоянно купался, загорал и пр... Впрочем, это была ТЛ.
В 89 на "Свердлове" очень понравилось - чисто(уборка вроде бы каждые 3 часа - если не путаю- и после стоянок),приличная и очень дешевая кормежка, экскурсии предлагались в каждом городе(хотя и ТЛ), путевая информация стандартная, но качественная("На речной волне" - вещь известная). Кино(застал еще действующий кинозал!!!), что-то типа дискотеки силами радиста\экипажа.

"Марина Раскова" в 1990 запомнилась убогим питанием... Что и неудивительно - начало "большого хапка", кооперативщики, дефицит, обналичка оборотных средств и т.д и т.п.
Больше даже м вспомнить нечего(в смысле обслуживания).
Далее уже идут 90-е.
И - специально для специалиста :D - с выпивкой были большие проблемы(борьба с пьянством и алкоголизмом). На "Свердлове" вообще, кажется, ничего не было, кроме пива - да и то все выпили пассажиры максимум за день...Нет , быстрее, вечером уже кончилось. Пришлось в Угличе стоять в большой очереди...
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#16 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 15 Июль 2005 - 11:52

Что помню из того времени (в 80-е учился в школе). На судах транспортной линии была заказная система питания. На тех теплоходах, где я был, кормили хорошо, у каждого судового ресторана было свое фирменное блюдо. Припоминаю только один случай с некачественой едой: в 1990 году на "Готвальде" на завтрак дали испорченную полукопченую колбасу.

Баров на судах ТЛ в основном не было. Я вообще их ни разу не видел, но, говорят, до борьбы с алкоголизмом бар точно был на "Степане Разине". Насчет спиртного не знаю, был школьником, но помню, что в 1986 году купить его на борту было нельзя, а тех, кто употреблял свое и бывал замечен в подпитии, высаживали с милицией на ближайшей пристани или в шлюзе.

Развлечений на ТЛ особых не было, но все же дело с организацией досуга пассажиров на основных линиях обстояло лучше, чем в 90-е годы. В составе экипажа был помощник капитана по пассажирской части. Это был штурман, который отвечал за работу с пассажирами, при этом он нес и вахту: с 12 до 16 часов. Из развлечений на борту:
- экскурсии, которые как правило можно было заказать и оплатить через пассажирского помощника;
- путевая информация в записи, ее ставил радист;
- встречи с интересными людьми (если они есть на борту);
- концерты (если едет, например, детский ансамбль);
- вечерние дискотеки (без ди-джея, по трансляции);
- просмотры фильмов в кинозале. Показывали настоящие фильмы на большом экране через проекционный аппарат. Когда в конце 80-х вместо большого экрана появились видеомагнитофоны с телевизорами, качество этой услуги, на мой взгляд, стало хуже. Вместо хороших фильмов на большом экране стали показывать плохие (но очень модные) на маленьком;
- киоск по продаже печатной продукции и сувениров. Киоски закрыли где-то после 1987 года;
- прокат инвентаря;
- на некоторых судах - библиотека;
- на некоторых судах - экскурсия в рубку.
Для транспортной линии неплохо. Но я еще раз подчеркну, что речь идет об основных транспортных линиях Москва - Ростов, Москва - Астрахань, частично - Горький - Астрахань. А, например, на линии Ленинград - Горький, на которой работали теплоходы 646 проекта, многого из перечисленного не было. Это была транспортная линия без излишеств.

Что же касается туристических маршрутов, то в 80-е годы я плавал на туристическом теплоходе только один раз, плюс слышал отзывы других людей, так что, может быть, меня кто-то поправит.

Питание на разных туристических судах, в разных пароходствах было абсолютно разным по качеству. Где-то оно вызывало возмущение туристов, где-то туристы были довольны. Программа, как правило, организовывалась директором круиза, культорганизатором, музыкальным работником (баянистом), методистом. Где-то, думаю, практиковалось совмещение должностей. К более сложным и серьезным развлекательным программам на туристических судах стали приходить уже позже, в 90-е годы.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#17 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 15 Июль 2005 - 12:05

Да, действительно, многое забывается...
Был киоск и на "Свердлове", значки-открытки -карты и пр., прокат - даже и в 90-е - шахматы, шашки, удочки, еще что-то.
Кстати, вот удочки очень жаль....
Классно было где-нибудь на зеленой стоянке рыбу половить...
А стоило сущие пустяки - можно было брать на день, но я брал сразу на всю поездку.
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#18 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 15 Июль 2005 - 12:15

прокат - даже и в 90-е - шахматы, шашки, удочки, еще что-то.

Еще бинокли давали.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#19 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 15 Июль 2005 - 12:37

Да, и про буфет забыли - в некотором роде мини-магазин.
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#20 Гость_Югатов Роман_*

Гость_Югатов Роман_*
  • Гости
  • Регистрация: --

Отправлено 15 Июль 2005 - 12:50

В 78м и 79м совершил 2 захода на транспортнике по маршруту Ростов-Москва-Ростов по путевке МРФ (В.М.Зайцев). Путевка бесплатная, оплачивались только питание и экскурсии. 6-ти местная каюта в трюме, мы все школьники. Народу на пароходе было много, питание было неважным, алкогольные напитки в баре продавались. Особенно поражал носовой салон на главной палубе-в нем ехали вповалку люди без спальных мест (наверное, недалеко). Дискотека присутствовала. В большие города приходили днем и стояли не меньше 3х часов. В Москве-2 дня. Было очень весело во всех смыслах слова. Ехало всегда несколько групп из разных городов. Где-то даже есть фото. Уже в то время я мечтал только о флоте и поездки очень понравились!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100