Нерехта-Судиславль-Галич-Чухлома-Солигалич…Идея путешествия в эту, ещё не столь освоенную энтузиастами, часть русского севера созрела у меня давно, однако, как ни странно при этом, она оказалась для меня, пожалуй, самой трудноосуществимой. Уже детально распланированная поездка откладывалась дважды из-за возникавших внезапных обстоятельств у меня и других участвующих энтузиастов. И вот, казалось бы, наконец, наши мечтания должны осуществиться: времени вагон, люди и техника подготовлены, средства имеются. Так вперёд, друзья! Но мы, малоопытные жители относительно тёплой Москвы, не могли заранее адекватно оценить крутой нрав северной зимы, и это обстоятельство внесло заметные коррективы в наш маршрут, которым на самом деле уже управляли не мы, а он нами…
3-го, в 8 утра, небольшая компания энтузиастов бодро стартовала на Север. За бортом – тогда казавшиеся значительными -18 по Цельсию. Однако чем дальше мы отъезжали на север от Москвы, тем ниже опускалась температура, но это пока нас не пугало: федеральная трасса была вычищена до сухого асфальта, позволяя разгоняться нам порой до 140, печка отлично справлялась со своей работой, а мотор довольно урчал. Сказка кончилась за Костромой, вернее, чем дальше от Костромы мы продвигались на север, тем более страшной она становилась. И без того очень низкая к Костроме температура с продвижением от неё на север стала опускаться всё ниже и ниже чуть ли ни с каждым километром. Незамерзайка на -30 в бачке омывателя, прекрасно чувствовавшая себя в недавние московские -24, а теперь даже изрядно разбавленная концентратом на -70, становилась всё гуще и гуще, давая всё более хилые струйки, пока, наконец, не превратилась в ледяную кашу, лишив нас омыва, и весьма некстати, ведь под колёсами был уже не сухой асфальт, а сплошная ледянка, вперемешку с кашей из песка и какой-то жидкой гадости, неустанно залеплявшей всю поверхность автомобиля. И если стекло, благодаря продуманной аэродинамике нашего авто приходилось оттирать не очень часто останавливаясь, то фары залеплялись светомаскировкой уже через считанные минуты, погружая нас на этой и при свете дня страшной бобслейной трассе в полумрак. Впрочем и при ещё ясном свете вождение за Костромой превратилось в настоящий кошмар. Даже на шипованных шинах вести машину по сплошному гололёду в нужном нам направлении было чрезвычайно трудно. Стоило больших усилий удерживать её в обледенелой колее с полосками асфальта посередине. Особенно тяжело давались многочисленные расхождения со встречными, когда приходилось на скорости выруливать из ледяного желоба, уступая дорогу, а так же крутые обледенелые повороты, содержащиеся там в изобилии, где во многих случаях мы по закону подлости встречались с лесовозами и автобусами. При всём при этом любое мало-мальски значительное торможение ставило машину поперёк дороги, швыряя то на встречку, то в сторону кювета…А уж когда стемнело…Из плюсов – стало меньше видно то тут, то там валявшиеся по обочинам вверх колёсами грузовики и легковушки…К счастью, энтузиасты-спутники большую часть этого бросающего в пот кошмара не замечали, они мирно спали, крепко пристёгнутые к пассажирским креслам, удивлённо просыпаясь только когда я в особо критические ситуации оглашал салон трёхэтажным матом, чудом вытаскивая машину из-под размахивающей на льду по всей ширине дороги прицепом фуры, или на грани выходя из заноса перед самым кюветом, или, в лучшем случае, на десяток другой метров проехав прямо нужный нам поворот, при том что колёса были вывернуты в его сторону до упора. Таким вот макаром мы, с несомненной Божьей помощью, наконец, добрались до славного города Галич, где и предполагалась наша первая стоянка. По плану мы должны были посмотреть вечерний город, переночевать в гостинице, утром пощёлкать основные достопримечательности, и пообедав отбыть ещё дальше на север. Но не тут-то было. Уже даже не самый северный Галич накрепко привязал нас к себе, в прямом смысле взяв нас в ледяной плен. Приехали мы уже в довольно лютый мороз, однако после того как мы припарковались у гостиницы и пошли осматривать вечерний город, мороз продолжил усиливаться, перекрывая все разумные пределы. Эффективная температура к следующему утру уже явно штурмовала 40 градусную отметку. Первым, с чем мы удивлённо столкнулись выйдя утром к машине, это наполовину открывающиеся двери, упирающиеся в…собственные резиновые уплотнители, ставшие твёрдыми как камень. Боязно я протиснулся в салон и стал ждать «сюрпризов» от аккумулятора. Впрочем к возможным его сюрпризам я подготовился заранее, прихватив с собой в дорогу зарядное устройство. Однако, как ни странно, аккумулятор не подвёл, а беда пришла оттуда, откуда я её и не ждал. «Электроисточник» (как гласит надпись на нём) стандартной ёмкости 55 АЧ саратовского производства на удивление бодро закрутил стартёр, однако в ответ раздались только чихание двигателя и редкие отдельные вспышки…Реанимация длилась минуты 2 пока электроисточник сам не иссяк, но ни к какому результату она не привела. Экспресс-расследование показало, что, увы не являющееся арктическими (как следовало бы для такой погоды) масла, залитые в двигатель и коробку, от такого мороза просто напросто потеряли свои рабочие кондиции. И если масло в двигателе напоминало жидкую карамель, с тянущимися за щупом, стеклянеющими на воздухе нитями, то масло в коробке по кондиции напоминало уже затвердевшую жвачку. Рычаг скоростей можно было передвигать только с большим усилием. Понятно, что двигатель просто не мог уже крутиться в таких условиях. Медленно, с ужасом, мы стали осознавать, что сможем покинуть этот город только тогда, когда достаточно сильно потеплеет…Но когда??? Если балканский циклон не повернёт куда-нибудь, то возможно на днях, если повернёт….неделю…месяц…как повезёт…Весь тот день мороз только усиливался и мы отправились гулять по Галичу пешком. Надо сказать, что прогулка в такой мороз тоже оказалась испытанием не для слабохарактерных. Каждые 100 метров пути давались чрезвычайно тяжело, вызывая сильную боль в хоть на минуту открытых частях тела и не только. Схватывало суставы, позвоночник. Всё тело колотило, несмотря на очень тёплую по московским меркам одежду. Даже веки примерзали друг другу, несмотря на солёность слёз. Фотоаппараты, сделав кадров 10, обнуляли заряд источников питания. И только когда мы вернулись в гостиницу и пододелись, напялив по 3 свитера, дополнительные шерстяные носки и трое штанов, передвижение по городу удалось сделать чуть комфортней, но для длительной прогулки по оказавшемуся довольно большим для своих 17 тыс. жителей Галичу и этого оказалось маловато…Весь следующий вечер мы связывались с Москвой, уточняя прогнозы по Галичу на ближайшие дни. Прогнозы были благоприятны. Обещали -14. Но ведь и те прогнозы, которые мы смотрели накануне выезда обещали не более 25 мороза и то ночью…Короче, русская рулетка…Но дед мороз, хорошенько нас потерзав, всё же решил нам улыбнуться. Проснувшись утром, мы увидели в окно облачное небо…это был хороший знак…Взяв аккумулятор, выбежали к машине. Бортовой термометр показал всего -21. Поворот ключа и машина заводится с полоборота. Победа! Вернее милость к нам Севера…Вскоре после этого небо прояснилось и термометр вновь начал резво набирать минусы. Стало понятно, что Север просто дал нам шансу убраться пока не поздно, чем мы и воспользовались. Поколесив ещё немного по городу, мы отправились в Москву. Ни о каких более северных территориях, разумеется, речи уже не было. Что же в итоге? Разочарование? Никак нет! Если бы нам пришлось сидеть в каком-нибудь тошнотворном Кашине, каникулы я бы посчитал проваленными, но Галич…Ожидали-то мы в такой глуши что-то ободранное и убогое, серобытное, типа Кашина, а получили море впечатлений, эмоций и воспоминаний, которые подарил нам этот оказавшийся замечательным, красивым, ухоженным, очень оригинальным и самобытным буквально во всём город, в котором не жалко было бы и все каникулы провести…А небольшой фоторассказ об этом городе, особенностях его быта и своеобразном колорите читайте далее…
Итак, приехав, первым делом мы оценили вечерний вид города. И он, вопреки нашим ожиданиям, был просто чудесен. Иллюминация сделала бы честь многим городам покрупнее, да поцентральнее…


Да и дневные виды впечатлили. Город чист, опрятен, ухожен, богат старинной архитектурой, содержащейся в хорошем состоянии…









