Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Экспедиция на исток Днепра
#1
Отправлено 21 Октябрь 2008 - 21:48
Наступила осень – пришла пора покорять очередной исток. В самом деле – вот уже третий год подряд по осени получается выбираться к истокам наших великих рек – в 2006 году была Волга, в 2007 – Ока, в 2008 – Москва-река и Днепр. О каждой из этих экспедиций остались незабываемые впечатления, и осеннее покорение истоков как-то незаметно стало хорошей доброй энтузиастской традицией, которую надо обязательно продолжить и в дальнейшем. А пока - небольшой фотоотчёт об экспедиции на Смоленщину, главной целью которой было посещение истока Днепра. Путешествие длилось два дня, в первый из которых мы познакомились с древним городом Вязьмой, а во второй состоялся марш-бросок к истоку.
День 1. 18 октября. Исток Москвы-реки. Город Вязьма.
Для меня путешествие началось с 45 километра магистрали Москва – Минск, где я, выйдя в условленное время на обочину шоссе недалеко от подмосковного города Голицыно, в условленном месте «поймал» машину Димы Клепикова, стартовавшего за полтора часа до этого из Москвы. И мы поехали.
Вообще в ходе экспедиции изначально планировалось покорение только одного истока – Днепра, но если есть возможность перевыполнить план, то почему бы этого не сделать? А в нашем случае ещё один исток не покорил бы только ленивый – речь идёт об истоке Москвы-реки, который расположен прямо у обочины Минского шоссе примерно на границе Московской и Смоленской области.
Москва-река вытекает из большого болота, издавна называемого Москворецкой лужей. Если ехать из Москвы, то это болото и соответственно исток Москвы-реки находятся с левой обочины трассы, а часовня и символический исток – с правой.
Часовня на обочине трассы и бьющий в ней ключ - символический исток Москвы-реки.
Символический мост через Москва-реку...
...но этот мостик - не первое мостовое сооружение на Москва-реке. Первым мостовым сооружением через неё является водопропускная труба под Минским шоссе, за которой находится большое болото, из которого и вытекает небольшой ручей - река Москва.
Труба под "минкой"...
...через которую виднеется настоящий исток Москвы-реки:
Переходим через дорогу. Вот оно - болото "Москворецкая лужа" и вытекающий из него ручей, на котором стоит столица нашей Родины.
Исток Москвы-реки:
Традиционное фото: одна нога на левом берегу, другая - на правом.
Москва-река в 30 метрах от истока:
А нам пора далее...
Пополнив список рек, истоки которых удалось посетить, мы продолжили свой путь и примерно к обеду прибыли в районный центр Смоленской области город Вязьму. Здесь нам предстоит провести остаток дня, вечером встретиться с Сашей и Лёшей, переночевать в гостинице, а наутро – всем вместе отправляться на исток Днепра. Разместившись в гостинице «Вязьма» начинаем знакомство с городом.
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#2
Отправлено 21 Октябрь 2008 - 22:30
Вязьма – один из древнейших и красивейших городов Смоленской области, первые летописные упоминания о котором относятся к 1239 году (а реально он был основан, скорее всего, намного раньше). Вязьма находилась в эпицентре двух Отечественных войн – войны 1812 года и Великой Отечественной войны, здесь шли ожесточённые бои, в которых решалась судьба страны. Вязьма дала России немало известных людей, Вязьма была и остаётся одним из главных культурных центров Смоленской области.
Но всё это раньше я знал лишь в теории. На практике же до этой поездки моё знакомство с Вязьмой ограничивалось железнодорожной составляющей: расположенная в 242 километрах от Москвы станция Вязьма – самый дальний пункт следования пригородных электричек по моему родному Белорусскому направлению, здесь же останавливаются абсолютно все поезда дальнего следования: тут происходит смена локомотивов – трижды до этого мне доводилось бывать на станции Вязьма во время прошлых поездок в Беларусь (1998 и 2008 гг.) и Литву (2007 г.).
А в этот раз, наконец, удалось познакомиться с Вязьмой обстоятельно. Меня практически с первого взгляда покорил этот относительно небольшой ныне провинциальный городок! Мы с Димой до самого вечера бродили по его древним улочкам, любовались красотой церквей, старинных зданий центра Вязьмы и наслаждались неповторимым очарованием осеннего города.
Фотопрогулка по Вязьме.
Для начала - краеведческий музей. Его экспозиции оказались весьма интересными - но, пожалуй, не буду тут полностью приводить экспонаты, остановлюсь лишь на самом-самом запомнившемся.
Вязьма находилась в эпицентре двух страшных войн, где шли кровопролитные бои за нашу Родину.
1812-й:
1941-й:
Есть в музее и стенд про Русско-Японскую войну, и, естественно, в первую очередь заинтересовал вот этот экспонат:
Вязьма и вяземский район (уезд) - родина многих известных людей, среди которых адмирал Нахимов:
и лётчик-космонавт Светлана Савицкая:
В музее немало и других интереснейших экспозиций, но я в рамках отчёта просто не могу выложить абсолютно всё.
Итак, прогулка по Вязьме
Центральная площадь города - пл. Советская:
(за выходящим на площадь зданием виден Троицкий собор)
Он же вблизи:
...и снова издали:
Богородицкая церковь:
Река Вязьма - приток Днепра. За рекой - ещё одна красивая церквушка конца 19 века:
До которой мы с удовольствием прогулялись:
Церковь заброшена, хотя в целом конструкции находятся в неплохом состоянии. Внутрь можно пройти по едва заметной в высокой траве тропинке.
На стенах видны остатки росписи:
Совсем рядом на обрыве - место расстрела наших воинов фашистами в Великую Отечественную войну. Сколько сотен тысяч их полегло в те страшные годы на Смоленщине...
Отсюда по прямой недалеко до женского монастыря, но он находится на другом берегу реки, поэтому приходится возвращаться в центр города и делать крюк.
Женский монастырь Иоанна Предтечи. Вознесенская церковь:
Крыльцо, при взгляде на которое почему-то сразу вспоминаются сказки.
Удивительная трёхглавая шатровая церковь Одигитрии - самое впечатляющее сооружение монастыря. Но сейчас она находится на реставрации.
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#3
Отправлено 21 Октябрь 2008 - 23:38
Чуть дальше от монастыря по направлению от центра города находится ещё одна церковь, расположенная на старом кладбище. Спрятавшаяся за кронами деревьев, она сейчас заброшена:
Осень... Чуть грустное, но удивительное время года! Я люблю разную осень - и самое её начало, и золотую осень, когда всё вокруг горит яркими красками, и печальное время, когда деревья скидывают свою листву, и промозглый октябрь, и первый снег - предвестник приближающейся зимы...
А сейчас на дворе конец октября - на деревьях ещё кое-где видны остатки былого пышного осеннего убранства.
Октябрь в тихом провинциальном городке...
Возвращаемся в центр Вязьмы. Памятник генералу М.Г. Ефремову, погибшему под Вязьмой в 1942 году.
Памятник героям войны 1812 года:
"От каждого камня здесь мужеством веет!". Хоть и сказаны эти слова поэтом Алексеем Борденковым в адрес Смоленска, но Вязьма, не в обиду своему "старшему брату", может их и на свой счёт отнести. Да и гербы у этих городов-стражей почти не отличаются - птица феникс, возрождающаяся из руин и пепла, застыла на стволе пушки.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Вход в центральный парк Вязьмы:
Самое древнее сооружение в городе - крепостная Спасская башня начала 17 века:
Прогулки по центральной части города:
Вечер. Одна из главных городских улиц.
Памятник Марксу:
Центральная площадь города:
Осенний вечер на улочках Вязьмы...
Незаметно стемнело - за день мы с Димой много находились и нагуляли хороший аппетит, который со смаком утолили в уютной кафешке в центре города. Между тем часы показывали 19-30. Через 15 минут на вокзал приезжали Саша Фетисов и Лёша Стереометрия - энтузиасты-речники, авиа-, авто-, железнодорожники, геокешеры, и просто замечательные ребята.
Их путь в Вязьму лежал из Брянска, куда они прибыли сегодня утром фирменным поездом "Иван Паристый" из Москвы. А уже из Брянска ребята примерно на такой вот симпатичной автомотрисе...
...с одной пересадкой двинулись в сторону Вязьмы, на вокзал которой они и прибыли без чего-то восемь вечера. А я подъехал на вокзал на такси. Энтузиасты были полны решимости, настроение было самое весёлое и боевое, а это - главное, что нужно в экспедиции!
Ребята разместились в гостинице, после чего мы ещё раз прогулялись по вечернему городу, а на завершающем этапе прогулки зашли в круглосуточный магазин, где запаслись вином и кое-какими ингредиентами для глинтвейна. А главный "ингредиент" - портативную плитку, ребята захватили с собой из Москвы.
Вечер в гостинице... Натюрморт.
Телевизор "Рекорд", газовая плитка с глинтвейном на столе и один лимончик.
Вот она - лучшая телеаппаратура!
А Лёша между тем заинтересовался устройством радиоточки. Но изучение вопроса ему всё равно не помогло - "Радио России" заиграло ровно в шесть утра Государственный Гимн.
========================================================
Вечер определённо удался - встретившиеся в Вязьме две группы энтузиастов веселились от души, обменивались впечатлениями, делились приятными воспоминаниями о прошлых экспедициях и грезили планами на будущее, причём эти планы и воспоминания находились порой в самых отдалённых уголках России и зарубежа. Далеко за полночь мы разошлись, а мне совершенно не хотелось спать - по возвращении в августе из Якутии целых два месяца я никуда не выбирался, и, наконец, вот оно - долгожданное путешествие! Душа пела, поэтому я направил свои стопы на вокзал - встречать поезда и наблюдать смену электровозов. Ночью в Вязьму как раз прибывает много поездов, уходящих из Москвы поздно вечером. Здесь электровоз ЧС7, ведущий поезд с Белорусского вокзала, сменяется на российский или белорусский электровоз ЧС4т, который ведёт брестские и более дальние поезда аж до самого Бреста, что на белорусско-польской границе.
Поезда, самолёты, теплоходы... При одном взгляде на них сердце начинает учащённо биться... Так что в случае с Вязьмой железнодорожная составляющая, с которой я в 1998 году начал знакомство с этим городом, снова взяла своё - до глубокой ночи я смотрел поезда и электровозы, болтал на платформе с пассажирами, проводниками и встречающими каждый поезд торговцами, вспоминая прошлые поездки и думая о будущих путешествиях. И лишь часа в три ночи я переступил порог нашего гостиничного номера, разбудив Диму своим громким и весёлым предутренним появлением.
Так прошёл первый день. Но это была лишь прелюдия перед главной целью поездки. О покорении истока Днепра расскажу в следующий раз.
Мой блог о путешествиях=>>
#4
Отправлено 22 Октябрь 2008 - 21:43
Подъем был назначен на 10 утра с тем, чтобы не позже одиннадцати стартовать к днепровскому истоку, до которого путь отсюда неблизкий – 71 километр от Вязьмы до Сычёвки по трассе Калуга – Вязьма – Зубцов, от населённого пункта Сычёвка – ещё около тридцати километров по ухабистым просёлочным дорогам до деревни Бочарово, а дальше – 6 километров до заветного Истока пешком через леса и топи. Цивильная одежда сменилась на походную, проверено снаряжение, пополнены запасы провизии, которых нам должно хватить на целый день в глуши, и, наконец, плотно позавтракав напоследок в вязьменской кафешке, в 11-00 мы направляемся в путь.
Условия на двухполосной трассе Калуга – Вязьма – Зубцов хорошие, и 71 километр от Вязьмы до Сычёвки проезжаем меньше, чем за час. В Сычёвке сворачиваем с трассы, проезжаем через этот посёлок и далее следуем 30 километров по ухабистой боковой дороге через деревни Караваево, Моховатка, Ключики, Бехтеево, Ширяево и, наконец, прибываем в Бочарово – наш плацдарм перед пешим штурмом истока.
К слову сказать, есть и второй вариант пути до истока – от Сычёвки по боковой дороге через Лесные Дали и далее в сторону Дудкино – в этом случае на машине можно подъехать ближе к истоку Днепра, и пеший крюк составит не шесть, как у нас, а всего два километра. Но про этот вариант мы узнали уже потом у местных жителей. Мы же прибыли в деревню Бочарово – начинается самое интересное!
Боковая дорога в районе деревни Ширяево. Перекур в пути.
Бочарово. Дальше для нашей легковушки дороги нет – по лесной дороге можно проехать только на внедорожнике, а в такую мокрую и промозглую погоду – пожалуй, лишь на «Урале» или мощном тракторе.
Бочарово – относительно небольшая деревенька населением 46 человек. Раньше было гораздо больше, но со временем многие (особенно молодежь) уехали – словом, стандартная ситуация для глубинки. Впрочем, появились и позитивные сдвиги – несколько лет назад в деревню приехали москвичи, отремонтировали старый дом, открыли магазин. Ещё местные возлагают надежды на строительство вблизи истока Днепра православного храма и монастыря – глядишь, и дорогу нормальную сделают, и народ потянется.
Бочарово – небольшая деревня, поэтому прибытие машины из Москвы вызвало здесь определённое внимание - а Лёшу с Сашей за характерные бороды и причёски изначально даже приняли за священников, прибывших к месту строительства монастыря. Но узнав, что мы не священники, а энтузиасты, местные не расстроились, а, услышав, что мы на исток, одна женщина даже дала Диме напрокат сапоги – в то месиво, которое нас ждёт впереди, даже в высоких кожаных ботинках лучше не лезть. Справедливости ради, надо сказать, что женщина оказалась права, и сапоги Диме действительно пригодились.
А мы начинаем свой путь.
Под таким зонтиком от дождя не спасёшься.
Путь к сокровищам капитана Флинта указывал скелет, а дорогу к истоку Днепра – лежащая близ деревни на дороге мёртвая лисица. Жаль её, конечно, но как нам потом рассказала та женщина, что дала Диме сапоги, эта лиса в последнее время держала в страхе всю деревню, перетаскав из сараев половину кур, так что постигшая её в итоге такая судьба отчасти закономерна.
Фотографирование фотографирующего – классическая забава энтузиастов. Часты кадры туристов в процессе фотографирования разных достопримечательностей и животных - кошек, собак, даже козлов, но вот фотографий энтузиастов в ходе фотосъёмки мёртвой лисы, пожалуй, ещё не было.
А мы выходим из деревни. Посмотрите на Лёшины щёгольские белоснежные штаны – это только начало пути.
А дальше…
Самый непролазный участок лесной дороги – по жидкому месиву приходится ступать с чрезвычайной осторожностью, чтобы не увязнуть. Лёше один раз не повезло – он «потерял» сапог в грязи. Сапог через секунду нашёлся, но был полон приятной мокрой грязи.
Через пару километров дорога улучшилась – мы прибавили ход.
Конец октября – уже практически поздняя осень, но у этого времени года, безусловно, есть своё очарование.
А вперёд вдаль уходит дорога – у каждой дороги своя судьба: есть скоростные автострады, есть забитые машинами городские улицы, а есть и такие затерявшиеся в российской глуши лесные дороги. Но у каждой из них - своя задача и своя цель, к которой эта дорога ведёт.
Между тем, до Днепра отсюда недалеко – речушка протекает параллельно дороге в прилегающем к ней лесу. В одном месте дорога вплотную подходит к Днепру, к которому ведёт просека.
Вот он – Днепр в четырёх километрах от истока.
Здесь же расположен первый мост через него. Впереди на пути великой реки десятки мостов, больших и малых, но этот мост через Днепр, по которому трактора ездят в рощу за лесом, – самый-самый первый.
Возвращаемся на нашу дорогу и держим путь дальше – до истока Днепра уже недалеко. В стороне видны то ли какие-то старые мелиоративные сооружения, то ли оставшиеся с войны окопы…
А вот и долгожданная цель нашей экспедиции – в этой рощице берёт начало Днепр.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#5
Отправлено 22 Октябрь 2008 - 22:04
Итак, вот она - цель нашего непростого и долгого пути.
Из этого ключика на окраине одного из болот Смоленщины берёт своё начало Днепр - наряду с Волгой одна из двух рек, с которыми с древнейших времён неразрывно связана история и культура нашей страны.
Исток Днепра:
Днепр покидает свою колыбель:
Здесь уже отчётливо заметно течение:
И небольшой ручеёк, собравшись силами, начинает свой долгий путь… 2200 километров отделяют этот ключ на Смоленщине от места, где великая река завершает свою длинную дорогу, отдавая свои силы и энергию Чёрному морю. На пути его ожидает много больших и малых городов в России, Белоруссии, и на Украине, на пути к Чёрному морю Днепр разольётся просторами шести рукотворных морей, его пересекут десятки мостов, множество судов бороздят его воды… Но это всё дальше. А начинается Днепр вот с этого робкого ручейка, убегающего вдаль от своей колыбели… Да, несомненно, в истоках есть что-то магическое…
Ну и, наверное, стоит показать в этом отчёте окончание пути великой реки – в 2200 километрах отсюда, в Херсонской области, Днепр впадает в Днепровский лиман Чёрного моря.
Вот оно – устье Днепра:
===================================================
Мы же около двух часов находимся на этой полянке – находим геокешерский тайник, перекусываем в беседке, фотографируемся на память…
Саша берёт воду для чая из истока Днепра:
За обедом:
Фотография на память у истока:
Тут начинается Днепр:
Между тем, пора в обратный путь – на часах пять вечера, до захода солнца осталось всего ничего, а нам обязательно надо вернуться к оставленной в деревне машине засветло.
Проходим церковь у истока…
И снова в дорогу…
Обратный путь пролетел совершенно незаметно – шесть километров с препятствиями мы преодолели практически за час и в начале седьмого оказались в деревне. Попрощались с гостеприимными местными жителями, переоделись, подняли символический тост за успех операции и поехали домой.
Обратно ехали из Сычёвки до Зубцова и далее по «Риге» в Москву. По пути пару раз чинились – для диминого «Жигулёнка» эта экспедиция оказалась непростым испытанием, но всё закончилось хорошо, и около полуночи мы пересекли границу Большого Города. Расставаться всегда немного грустно, тем более после такой экспедиции, в которой четыре человека, объединённые одной общей идеей, вместе восторгаются и любуются, вместе преодолевают невзгоды и испытания, и, наконец, вместе достигают желанной цели. Но ведь расставание – дело временное, впереди множество других не менее интересных путешествий!
А ровно через год снова наступит осень, и придёт время покорять следующий исток!
Мой блог о путешествиях=>>
#6
Отправлено 22 Октябрь 2008 - 22:23
Отлично написано (а я собственно и не сомневался
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#10
Отправлено 23 Октябрь 2008 - 07:40
Спасибо за еще один отличный отчет !
Какой исток следующий?!
В такой шапке, разумеется, следующим должен быть исток Немана!
Волга, Кама, Ока, Москва, Дон, Белая, Ковжа, Шексна, Свирь, Нева, Вологда, Сухона, Молога, Казанка, Енисей, Бирюса, Лена, Сура, Днепр, Дунай, Манавгат, Сена, Амстел, Вятка, Трубеж.
Моря: Черное, Балтийское, Охотское, Японское, Лаптевых, Мраморное, Адриатическое, Средиземное, Северное.
#11
Отправлено 23 Октябрь 2008 - 18:42
Душа пела, поэтому я направил свои стопы на вокзал - встречать поезда и наблюдать смену электровозов.
Что интересно, Андрей! Я за собой такую же штуку наблюдаю - постепенно становлюсь энтузиастом транспорта ВООБЩЕ, а не только речного флота. Обожаю поезда и самолеты. Быть может это естественный эволюционный процесс? Широта взглядов некоторых энтузиастов просто поражает!
Вот если бы где-то был одновременно и речной форум, и железнодорожный, и авиационный, и, например, фотографический - эх как было бы хорошо!
#12
Отправлено 23 Октябрь 2008 - 18:50
Какой исток следующий?
Из относительно ближнего наиболее реально съездить на исток Дона, что в Новомосковске Тульской области. Это очень удобная поездка на выходные, позволяющая не только посетить исток Дона, но и обстоятельно познакомиться с Тулой и Новомосковском.
А душа грезит покорением истока Камы. Это далеко, но не так страшно, как кажется, и при определённом раскладе даже укладывается в выходные:
Пятница вечер: Авиаперелёт Москва - Пермь
Суббота утро: Пермь - Кез (пригородный поезд, прибытие в Кез в 8-24)
Суббота день: автобус Кез - Кулига
В Кулиге смотрим исток Камы и ночуем
Воскресенье утро: автобус Кулига - Кез
Воскресенье день: пригородный поезд Кез - Пермь, прибытие в Пермь в 19-35
Воскресенье вечер: самолёт Пермь - Москва
Хорошая такая экспедиция на уик-енд.
==================================
А ещё очень хочется на исток Лены. Его вполне возможно посетить в ходе экспедиции на Байкал - там от озера всего около 15 километров по тропе через перевал.
Мой блог о путешествиях=>>
#13
Отправлено 23 Октябрь 2008 - 19:03
Да, это точно.Что интересно, Андрей! Я за собой такую же штуку наблюдаю - постепенно становлюсь энтузиастом транспорта ВООБЩЕ, а не только речного флота. Обожаю поезда, и самолеты. Быть может это естественный эволюционный процесс? Широта взглядов некоторых энтузиастов просто поражает! Вот если бы где-то был одновременно и речной форум, и железнодорожный, и авиационный, и, например, фотографический - эх как было бы хорошо!
Кстати, имхо, форум давно перестал быть в чистом виде речным и круизным - сколько тем и отчётов про путешествия вообще, про самые разные энтузиастские поездки и экспедиции! И это здорово!
Мой блог о путешествиях=>>
#14
Отправлено 23 Октябрь 2008 - 20:34
Кирилл, не забудь- с тебя отчет о "международном положении", в связи с которым ты отмазался от поездки на исток Днепра!Широта взглядов некоторых энтузиастов просто поражает!
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#15
Отправлено 23 Октябрь 2008 - 23:11
Москва-Кез 18.50-12.48 (пт-сб) поезд №18
Кез-Кулига 13.30-15.00 (сб) автобус
Кулига-Кез 06.30-08.00 (вс) автобус
Кез-Москва 12.01-06.15 (вс-пн) поезд №17
для транспортных маньяков:
Кулига-Кез 06.30-08.00 (вс) автобус
Кез-Балезино 08.24-09.33 (вс) электричка
Балезино-Ижевск 10.00-13.30 (вс) автобус
Ижевск-Москва 16.37-10.08 (вс-пн) поезд №25
Время московское.
#16
Отправлено 24 Октябрь 2008 - 13:02
#18
Отправлено 24 Октябрь 2008 - 18:51
Баян! там нет истоковhttp://www.adventour...iew.php?id=4018
Продаем почку и едем.
хотя, почку продать- это, пожалуй, хорошая идея
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#19
Отправлено 27 Октябрь 2008 - 20:47
Так это вообще идеальный вариант поездки на исток Камы - я что-то про него совсем не подумал. Получается куда менее суетливый и более удобный режим, (можно спокойно выспаться в поездах), элементарно укладывающийся в выходные. Да и по цене выйдет совсем недорого. Рабочий вариант, однако! Итого, предваритально на осень 2009 года (или может даже раньше) можно запланировать культурно-развлекательное мероприятие под названием "Истоки-4".Москва-Кез 18.50-12.48 (пт-сб) поезд №18
Кез-Кулига 13.30-15.00 (сб) автобус
Кулига-Кез 06.30-08.00 (вс) автобус
Кез-Москва 12.01-06.15 (вс-пн) поезд №17
И два возможных варианта:
1) Более ближний: Москва - Тула - Новомосковск - Исток Дона плюс м.б Таруса или что-нибудь ещё по пути;
2) Более дальний: Москва - Кез - Кулига (Исток Камы) - Кез - Москва
И то, и то вполне осуществимо.
Мой блог о путешествиях=>>
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных