Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Северный Речной Вокзал - всё о нём.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 52

#1 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 11:49

О Северном речном вокзале Москвы написано так много, что писать здесь диссертацию или хотя бы путеводитель я думаю, никому не нужно. А вот заполнить пробелы, надеюсь, не откажется никто.

Полез я давеча в ветку про жизнь на СРВ и не смог минут пятнадцать найти свои же фотографии. Так что смысла делать 37-ю страницу там у меня нет.

Фото южной части вокзала и фасадов

И потому, хотят этого наши модераторы или нет, начну-ка я новую ветку, куда по уму поместить бы все фото, посвящённые только лишь архитектурному комплексу Речного вокзала и парка.
Возможно, это надо сделать как-то упорядочено, сравнивая старые фото с современными, ведя рассказ от старого к новому или сверху вниз, но пока выложу всё, как фотографировал: те, кто был там хоть раз, сориентируются по ходу.

Изображение

А всё потому, что намедни сбылась моя идиотская мечта. Я - таки попал на самую высокую площадку СРВ, посмотрел на подъёмный механизм шпиля и выяснил секрет "исчезающих стрелок" часов. А самое главное – посмотрел на копии экспликаций к планам этажей, от 36 года. За подписью архитектора Рухлядева.

Изображение

И поспособствовал мне в этом замечательный человек, начальник вокзала, Андрей Витальевич, на плечах которого лежит непростая задача по функционированию исторического здания и комплекса вокруг. Всегда приятно познакомиться с неравнодушным человеком, а ещё контактным и трезво мыслящим – втройне.

Кстати, второй этаж в крыле здания над офисом "Инфофлота" - аккурат сейчас административная вотчина. Южную сторону я как-то выкладывал, а вот в северном крыле толком ещё не был. Представительный зал,

Изображение

Изображение

В торце которого есть выход на вот этот балкончик:

Изображение

С которого открывается великолепный вид на балкончик напротив

Изображение

и один из офисов речфлота

Изображение

Гениально: можно сидеть с биноклем, как в театре, и бесконечно смотреть спектакль : "Так продаются речные круизы".

Влево- вправо от балкончика служебные помещеньица, со строгими надписями типа "посторонним В". Кстати, балкончик напротив завален всяким инвентарём и тоже имеет таинственные дверцы.

Изображение

Ну, не удивительно: ведь этот офис "Речфлота" сидит в зале ожидания, в комнате отдыха – как это первоначально планировалось при постройке вокзала. А помещеньица около балконов предназначались для кладовой, техперсонала и комнаты матери и ребёнка.
Но вернёмся в административную зону. На месте служебных уборных сейчас небольшая кухонька:

Изображение

А напротив, где раньше планировалась быть диспетчерская, сейчас кабинет начальника вокзала. Впрочем, начинается он с секретарской:

Изображение

А потом уже сама святая святых. Жаль, что в бывшей диспетчерской :)

Изображение

Изображение

Изображение

увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#2 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 11:54

Прямо из секретарской можно выйти на галерею второго этажа, если потянуть эту старинную ручку:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну, и пройтись до прогулочной террасы над северным фонтаном, минуя лестницы на первый этаж, к офису "Водохода", и на крышу.

Изображение

Изображение

Изображение

ОфисЪ "Водоходъ", расположен на первом этаже в северной части здания, за вот такой исторической ажурной решёткой, около фонтана.

Изображение

Кстати, северный фонтан, тематически рассказывающий о освоении Арктики, должен был быть украшен бронзовым "птичьим" базаром. Хотя почему: "должен быть" – был!
Пока в лихие 90-е на морозных северных медведей не совершили налёт более отмороженные существа человеческого рода, лишившие пьедестал гагар и диких гусей.

Изображение

Цветмет-дельфины южного фонтана выжили благодаря охране ресторана.

Изображение

Но о фонтанах чуть позже.

Так вот, решётка, за которой расположился "Водоходъ" тоже историческая.

Изображение

И сам офис "Водохода", начинающийся с бывшей курительной

Изображение

Изображение

занимает сейчас неплохой офис, планирующийся когда-то, как "красный уголок" вокзала. ( Для умников: НКВД изначально располагался в другом месте)

Изображение

Изображение

Изображение

Напротив, через дверь, где раньше должна была быть парикмахерская, идёт ремонт

Изображение

увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#3 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 11:56

В коридоре лежат снятые лампы.

Изображение

Вообще-то, ремонт идёт всюду, но пока не виден глазу, потому что проходит в служебных помещениях и на нижнем этаже.

Я как-то выкладывал фото нижнего этажа, кое-что повторю:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Во как. Новые надписи тоже добавляются – значит, жизнь кипит. :)

В центре здания по-прежнему всё чинно и благородно:

Изображение

(Кстати, здесь, в центре зала стоял когда-то бюст вождю народов):

Изображение

Изображение

Потолок вестибюля кессонирован; кессоны расписаны на темы, связанные о водным транспортом. На стенах вестибюля изображены гербы республик СССР, в центре вестибюля - монумент вождя народов товарища Сталина...


Изображение

За фасад и диски ( никакие не "тарелочки", оказывается ) с керамикой пока ещё просто не знают, как и взяться. Разумеется, здание является архитектурным памятником, запущенным до такого состояния прошлыми владельцами. И потому все работы проводятся пока ещё очень осторожно. Насколько аккуратно будут сделаны – трудно сказать. Строители – они, знаете ли, строители, а не реставраторы. Хотя и очень стараются.

Изображение


Изображение
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#4 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 12:03

В прочем, я же обещал рассказать про поход в башню.

Вокруг неё я уже как-то ходил, повторять не буду. Место само по себе потрясающе красивое. И потихоньку реставрируется...

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В самой башне тесно, пыльно и лестницы очень крутые, так что никому мой опыт повторять не советую.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Зато по ходу обнаруживается, что механизм часов никуда не делся.

Изображение

Изображение

Да, так и есть. Уникальные куранты перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска. На башне они появились в 1937-м. Точный возраст часов не известен, но, если верить интернету, эти часы одни из самых старых в столице. Им примерно 200 лет!

Все детали этих часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации — просто исключена.
Несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако замена механики на электронику — это ещё не всё. Вокзал лишился возможности слышать звон четырёх колоколов. Очевидно, их сняли.


Вот они, рычажки колокольных языков... Как в музыкальной шкатулке...

Изображение

Изображение

Изображение

Сами циферблаты расположены на этаж выше.
Вот он, электрический сельсин, двигающий стрелки. Кстати, зубчатая передача от механизма ещё на месте. Почти на месте:

Изображение

Помните, как я удивлялся, когда на моих глазах исчезли и через час появились стрелки часов?!

Изображение

Изображение

Секрет оказался прост: да, их можно вытащить ( или подправить вручную) из окошечка на циферблате. Очевидно, в то время их подкрашивали.

Изображение

Кстати, я нигде не нашёл об этом никакой информации, но похоже, и сам циферблат часов был раньше совсем другой ( фото 1936г)

Изображение

увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#5 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 12:08

Зато виды на парк открываются - фантастические!!! Какая жалость, что не светило солнце, краски города вышли совсем не те…

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Да, совершенно забыл упомянуть о подъёмном механизме шпиля. Простая лебёдка, никакого электричества.
Шпиль на противовесах легко поднимается - спускается одним человеком.

Вид сверху:

Изображение

Изображение

Как все знают, идея была вроде маяка летом и спущенного флага зимой. Так же все знают, что задействовался этот механизм считанные разы.
Сам же он до сих пор в рабочем состоянии: проверено этой осенью.

Изображение

Изображение

Более того, в башне обнаружились цистерны для воды - литров на сто.
И деревянная, с опилками "шуба" для водопровода.

Изображение

Зачем?! Сейчас мало кто может ответить. Но мне думается - мыть звезду. Ибо горький опыт использования её в качестве главного украшения страны был печален. Но об этом тоже будет рассказано ниже.

А мы лезем выше. А выше – только звёзды.
:)....

Вынужден прерваться, за мной продолжение рассказа. А пока для самостоятельного чтения вот вам архивный документ :

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Интересно же, как о вокзале говорят сами специалисты. Из первых, так сказать, уст.

В прочем, для удобства перевёл всё в электронный вид... Или с документов было бы доходчивее ?! :) Приятного чтения и до продолжения ! Если интересно, конечно .

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА по зданию Северного речного вокзала (Ленинградское шоссе,89)

Название "шоссе" было дано улице, начинающейся от путепровода у Белорусского вокзала и идущей в сторону Петербурга еще в 1817-1822 гг., когда она здесь устраивалась как самая лучшая и широкая улица города (более 120м в ширину), имеющая три асфальтированных полотна дорог и бульвары между ними.
В ХУ-ХУП вв. здесь пролегала большая торговая дорога в Тверь, по которой проходило много обозов с товарами,"Город Тверь - в Москву дверь" - гласит древняя пословица.
В ХУШ в. после основания Петербурга эта дорога стала называться Петербургской, а с начала XIX в., когда ее шоссировали - Петербургским шоссе.
Москва ХУШ в. питала новую столицу и съестными припасами, и (фабричными товарами. Поэтому по шоссе всегда тянулись обозы с товарами, проходили гурты скота, катили кибитки, кареты, тройки, ехали верховые.
Цари и царицы, путешествовавшие из Петербурга в Москву, останавливались перед въездом в старую столицу в селе Всехсвятском, где у них для этого были деревянные "путевые дворцы". Здесь они отдыхали и затем уже совершали парадный въезд в Москву. В 1775-1782гг.
эти дворцы были заменены одним каменным Петровским подъездным дворцом, построенным на земле Петровского монастыря архитектором М, Ф.Казаковым.
До постройки в 1851 году железной дороги из Петербурга в Москву Всехсвятское являлось ближайшей станцией для ямщиков, а с 1820 года - для дилижансов, отправляющихся в Петербург. Во Всехсвятском родные и знакомые провожали в "Невскую столицу" и встречали их. Поэтому здесь находилось много постоялых дворов, трактиров и увеселительных мест, где состоятельные люда могли покутить. В начале XIX века здесь пели целые цыганские хоры и давались настоящие балы.

Шоссе начали строить в 1786 году по проекту инженер-капитана Баранова. Первоначально ширина его посередине составляла 8,5 м,а грунтовых дорог по сторонам 3,2м. Закончено оно было лишь в 1817-1833 годах.
С 1899 года по Петербургскому шоссе от Бутырской и Тверской застав до Петровского парка начали ходить трамваи.
В 1882 году на Ходынском поле близ Петербургского шоссе была устроена Всероссийская художественно-промышленная выставка, в 1891 году здесь же была устроена французская выставка, а в 1896 году во время коронации Николая П на Ходынском поле были назначены "народные гулянья",закончившиеся трагически. В 1883 году на Ходынском поле работал ипподром. Уже в советское время здесь находился аэродром, а затем вертолетная станция, в 1970-х годах на этом месте выстроили новое здание Аэровокзала .
По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградское шоссе было частью 20-ти километровой магистрали, прорезающей город с северо-запада на юго-восток от химкинского речного порта до автозавода им. И,А.Лихачева» До 1948 года тенистые аллеи, идущие посередине шоссе доходили до Тверской заставы (пл.Белорусского
вокзала) лишь до Петровского дворца, они были продлены до станции метро "Сокол", что значительно благоустроило трассу.

В 1957году отрезок шоссе от площади Белорусского вокзала (Тверской заставы) до развилки Лениградского и .Волоколамского шоссе (б.Всехсвятское) был переименован в Ленинградский проспект.
Начиная с 1935 года, после разработки и принятия первого генерального плана развития Москвы более интенсивно начинает застраиваться часть Ленинградского шоссе от развилки до Северного речного порта. Так в 1936 году в районе современ¬ной станции метро "Войковская" выстраивается обширный комплекс Водного стадиона, крупный жилой район, а с окончанием строительства канала Москва-Волга появляется новое здание управления Северным речным портом (арх.А.Рухлядев).


Канал имени Москвы, соединивший Москву-реку о верховьями Волги стал громадной комплексной новостройкой тех лет. Сооружение канала длиной 128 км заняло чуть больше 4-х лет (1933-38гг.). Благодаря этому каналу глубоководный путь соединил столицу с Волгой, а главное, было обеспечено водоснабжение города. Реки Москва и Яуза стали полноводными и в то же время перестали грозить наводнениями в периоды паводка.
Возродилась роль рек в городе - когда-то они были определяющими элементами планировки города, но в XIX - начале XX века они потеряли былое значение, прев¬ратившись в загрязненные, неблагоустроенные протоки. В 30-е гг. глазным рекам Москвы была возвращена их роль в формировании внутригородских панорам Москвы, улучшен микроклимат столицы.
Сам канал был не только крупным техническим сооружением - он решался, как це¬лостный архитектурный комплекс. В основном он находится за пределами черты Москвы, но и внутри ее есть несколько замечательных произведений - одно из них здание Северного речного вокзала в Химках.
Композиция речного вокзала (1932-1937) .построенного по проекту архитектора 1. М. Рухлядева, имеет в своей основе достаточно тонкие ассоциации с формами речных судов, стоящих у причала. Легкие аркады, окружающие здание, напоминают судовые палубы, стройная, высокая башня со шпилем рвется в небо как мачта бригантины. Особый эффект в большей мере основывается на контрастах - горизонтальная растянутость корпуса и дерзкий взлет башни, ажурность аркад и массивность тройной арки главного входа в центре .
Целое своеобразно, детали традиционны - аркады, венчание башни, напоминающее о каланчах середины XIX века.
Оригинальность композиционного построения здания, применение в интерьерах ценных гранитов живописи, оформление стен искусственным мрамором, установка индивидуальной осветительной арматуры, сохранившиеся до наших дней, позволили включить зда¬ние в список госохранных памятников под № 607.
(Подробное описание архитектуры Речного вокзала в Химках см. приложение № 2 ст.автора).
Для ансамбля архитектуры канала Москва-Волга характерны следующие черты, отмеченные в статье А.И.Михайлова в сборнике "Архитектура канала Москва-Волга", выпущенном после завершения строительства комплекса в 1939 году.

1. Стремление органически слить сооружение с водой, с окружающими пространствами, а через них со зрителем.
2. Вертикальное развертывание композиции с постепенным облегчением ее кверху.
3. Сочетание монументальности и легкости в архитектуре.
4. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
5. Ансамблевость, выраженная в общности исходных стилевых позиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ № I
Ст. "Второй сталинский канал" (вводная)
...канал Москва-Волга - второй сталинский канал, гигантская стройка второй пя¬тилетки,- представляет собой одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений. 15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП (б) по докладу т.Кагановича принял историчес¬кое решение о строительстве канала Москва-.Волга.
В сентябре 1932 года приступили к строительству канала.
10 июля 1935 года было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК Ш1(б) о генеральном плане реконструкции Москвы.
Через 2 месяца, 9 сентября 1935 года было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о ходе и задачах строи¬тельства канала Москва-Волга. Эти два постановления наметили конкретный план строи¬тельства я освоения канала, который является составной частью генерального переустройства столицы СССР и системы речного транспорта нашей страны.
5 июля 1937 года было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) об окончании строительства канала Москва-Болга. С 15 июля 1937 года на втором ста¬линском канале открылось нормальное пассажирское и грузовое движение.
... Достройка канала Москва-Волга решает одновременно три задачи:
первая -создается глубоководный судоходный путь, соединяющий нашу пролетарскую столицу с Волгой; вторая - обеспечивается полное и бесперебойное снабжение волжской питьевой водой трудящихся пролетарской столицы и удовлетворение растущих потребностей в воде промышленных предприятий; третья - Москва-река и ее притоки получают дополнительное количество воды для освещения и обводнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

"Архитектура канала Москва-Волга" изд. Всесоюзная академия архитектуры Москва, 1939 ст."Архитектура речного вокзала в Химках" Арх.А.М„Рухлядев

Речной вокзал канала Москва-Волга, расположенный в 15 км от центра Москвы, на Химкинском водохранилище, является одним из крупнейших архитектурных сооружений канала.
Самое положение вокзала в системе канала определило характер его архитектуры как одного из наиболее парадных и монументальных сооружений архитектурного комплекса канала. С одной стороны вокзал входит в систему канала, и архитектура его должна рождать, то чувство подъема и радости, которые связываются в нашем представлении с замечательным творением сталинской эпохи; с другой, вокзал - первый этап вступ¬ления в Москву, с архитектурным ансамблем который он в силу этого должен быть органически увязан.
Но это только одна сторона задачи, которая определила решение вокзала, как мятника,- отказ от узко функционального подхода к его архитектуре.
Другая особенность вокзала - его органическая связь с большой водной поверхностью, с широкими перспективами на окружающий ландшафт, вокзал расположен на берегу Химкинского водохранилища, имеющего 5 км длины и 900 м ширины»
Наличие рядом с вокзалом такой большой водной поверхности предопределило не только ряд особенностей архитектуры вокзала, но дало всему сооружению дополнительное назначение. На время прекращения навигации вокзал превращается в спортивный стадион.
К этому надо добавить, что Химкинский вокзал является первым речным вокзалом в СССР, который построен с широким применением скульптуры и живописи. Только органичным синтезом архитектуры скульптуры и живописи можно было решить и достаточно ярко отразить то богатство содержания, которое характеризует здание вокзала.
При решении здания речного вокзала в Химках была поставлена задача достижения монументальности в сочетании с легкостью. Горизонтальная протяженность форм здания, широко растянувшегося своими крыльями к северу и югу, дает необходимый пространственный охват и связывается с горизонталью водной поверхности и примыкающего к зда¬нию парком. По главному фасаду длина здания достигает 150 м. Над центральной частью вокзала поднимается башня, высотою около 75 метров над уровнем земли.

Таким образом, широкое развертывание здания по горизонтали, дающее богатые возможности его пространственной трактовки и сочетания с водной поверхностью, : ходит в центральной части в вертикальное нарастание в виде сужающихся ярусов баш¬ни и воздвигнутого над ними металлического шпиля со сверкающей звездой, которая служит маяком для судов. Шпиль сделан подвижным и может убираться в период прекращения навигации.
Монументальный акцент концентрируется в центральной части здания с башней, На обоих фасадах здания вокзала - со стороны Ленинградского шоссе и со стороны набережной - даются два одинаковых парадных и торжественных портала, занимающих два этажа. Каждый портал решен в форме трех мощных арок, обработанных зеленым полированным диоритом.
По бокам арок - по двенадцати полуметровых дисков с каждого фасада с многоцветной керамикой, изображающей корабли советского флота, наиболее замечательные зда¬ния, природу различных частей СССР и другие мотивы.
Первый ярус башни окружают аркады, над арками, в следующем ярусе башня окружена колоннами, а вверху переходят в цветистую архитектурную композицию, состоящую из кронштейнов.
Боковые крылья здания решены в более пространственных формах: оба крыла опоясаны двухярусными галереями, которые завершаются полукруглыми ротондами с фонтанами.
В оформлении этих фонтанов подчеркнуто значение канала Москва-Волга, как пути, соединяющего северные моря о южными, как "порта пяти морей".

Композиция фонтана в крыле здания, обращенном к северу, тематически связана с освоением Арктики. Пьедесталом фонтана является мраморная группа белых медведей. Над фонтаном - "птичий базар", отлитые из бронзы гагары и дикие гуси. Автор этой скульптурной композиции - скульптор Л.А. Кордашев. На мраморном пьедестале фонтана с южной стороны - бронзовые дельфины скульптора И.С. Ефимова.

Галереи первого этажа окружены четырехгранными колоннами, окольцованными белым тарусским камнем. Всего по первому этажу расположено 150 таких колонн. Галереи второго этажа (со стороны пристани здание имеет три этажа) обработаны арками, опи¬рающимися на круглые колонны. Колонны этого этажа легче, чем нижнего. Оба яруса галерей и плоская крыша-терраса окружены баллюстрадой. Со стороны пристани от центрального портала спускается широкая, монументально оформленная гранитная лестница. Она соединяет пристань со вторым этажом части здания, обращенной к набереж¬ной и первым - в части здания со стороны Ленинградского шоссе. Более узкие лестницы ведут с боков к ротондам северного и южного крыльев здания.

Внутренние помещения вокзала проектировались из расчета загрузки в месяцы на¬иболее интенсивной навигации.
Главными помещениями вокзала являются: вестибюль - 220 кв.м, зал ожидания -225 кв.м, зал ресторана - 225 кв.м и ряд других более мелких помещений, располо¬женных в первом, втором и цокольном этажах.
...Главный вестибюль трактуется как наиболее парадное помещение всего вокзала. Четыре массивные колонны по бокам вестибюля уходят ввысь, поддерживая башню вокзала, капители колонн украшены мотивами и эмблемами, олицетворяющими СССР - серп и молот в окружении колосьев.

В промежутках между этими мотивами даны парные волюты, разделенные каннеморами.
Потолок вестибюля кессонирован; кессоны расписаны на темы, связанные о водным транспортом. На стенах вестибюля изображены гербы республик СССР, в центре вестибюля - монумент вождя народов товарища Сталина...
Из помещений главного вестибюля открывается перспектива в боковые залы - помещение ресторана и зал ожидания. Перспективы замыкаются видами на фонтаны, рас¬положенные в ротондах, замыкающих боковые крылья здания.
Зал ресторана представляет высокое двухсветное помещение, перекрытое железобе¬тонными тонкостенным сводом - оболочкой о кессонированным потолком в центре. Стены отделаны искусственным мрамором под цвет зеленого малахита; свод расписан орнаментом, в картушах свода помещены эмблемы морского и революционного значения- крейсер "Аврора"..., ледокол "Красин"..., парусник "Товарищ"... и, наконец, каравелла, как эмблема мореходства вообще.

Центр потолка заполнен летящими чайками, неизбежными спутниками водных прост¬ранств. На стенах изображены основные гидротехнические узлы канала - его 9 шлюзов. Зал ожидания выполнен так же, как и вестибюль, в светлых радующих глаз тонах, потолок расписан яркими красочными цветами (роспись этого и других залов исполнена художником А.И.Щербаковым).
Ситез искусств - содружество архитектуры, скульптуры и живописи - широко в здании вокзала. Скульптурные фигуры по углам центральной башни, скульптуры фонтанов, живопись внутренних помещений должны были органически соединиться с самими архитектурными формами. В скульптурных и живописных образах конкретизирована идея сооружения. Идейность, насыщенность конкретным содержанием являются отличительной особенностью здания речного вокзала в Химках....


О как... Песня!!! Фото и часть схем, как обещал, позже...
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#6 Buzzer

Buzzer

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 303 сообщений
  • Регистрация: 26-Сентябрь 06
  • Город:Нижний Новгород

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 12:56

Аааа! Часы на месте!!! :D :rolleyes: :rolleyes: :blink: :blink:

Тогда я теперь достоверно знаю местоположение всех трех таких механизмов!!!

Спасибо за фотографии!!!

Сейчас буду внимательнее читать, пока только увидел - и сразу же вот пишу...

#7 Buzzer

Buzzer

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 303 сообщений
  • Регистрация: 26-Сентябрь 06
  • Город:Нижний Новгород

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 13:03

Зато по ходу обнаруживается, что механизм часов никуда не делся.

Да, так и есть. Уникальные куранты перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска. На башне они появились в 1937-м. Точный возраст часов не известен, но, если верить интернету, эти часы одни из самых старых в столице. Им примерно 200 лет!

Все детали этих часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации — просто исключена.
Несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако замена механики на электронику — это ещё не всё. Вокзал лишился возможности слышать звон четырёх колоколов. Очевидно, их сняли…



А известно ли что-либо о дальнейшей судьбе механизма? Он сейчас еще в прекрасном состоянии, всё на месте... Нужна только тотальная переборка-чистка-смазка...

Более того, два его "братца" упешно тикают до сих пор!




Секрет оказался прост: да, их можно вытащить ( или подправить вручную) из окошечка на циферблате. Очевидно, тогда их подкрашивали.


Хехе! Да, окошечко в циферблате - штука очень удобная и нужная... :D

#8 Varya

Varya

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 360 сообщений
  • Регистрация: 11-Сентябрь 06
  • Город:Москва

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 13:40

Очень интересно - как будто чью то жизнь подсматриваешь.....

#9 Коллекционер

Коллекционер

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 625 сообщений
  • Регистрация: 01-Март 08
  • Город:Пермский край

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 14:01

Спасибо огромное за великолепную фото экскурсию.

#10 Алина Андреева

Алина Андреева

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 30 сообщений
  • Регистрация: 29-Август 08

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 14:42

Очень интересный репортаж,я б не отказалась от такой экскурсии в реале,а так хоть на фото посмотреть. СПАСИБО. Жду продолжения банкета.

#11 Alina

Alina

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 036 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва/Georgia

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 15:04

в какой уж раз убеждаюсь, что тропа энтузиаста может "пролегать" не только в ширь и даль, но и ввысь, что не менее интересно :D ....а в случае с Речным, где все так и "дышит" прошлым-безумно интересно и захватывает "до мурашек"........ремонт конечно необходим, но удасться ли сохранить эпоху? .........не менее интересно что будет после.........поживем- увидим.......спасибо, Алексей..

#12 Машулька

Машулька

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 084 сообщений
  • Регистрация: 04-Октябрь 06

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 15:20

Леша, молодец!!! спасибо, фото просто класс!!! виды очень красивые. Парк, действительно, как на ладони!
:D :rolleyes: :rolleyes:

#13 Михаил Мозжухин

Михаил Мозжухин

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 735 сообщений
  • Регистрация: 14-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 15:29

Какой вид с высоты - заглядение! Так и просится пару веб-камер туда...))

#14 Ivan_Z

Ivan_Z

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 835 сообщений
  • Регистрация: 25-Апрель 06

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 16:20

Алексей, осмелюсь спросить - а повторить подобную "экскурсию" возможно? Уж очень хочется запечатлеть такой прекрасный вид сверху поподробнее. Несмотря на крутизну лестниц, штатив будет в самый раз!

#15 Клепиков Дмитрий

Клепиков Дмитрий

    Монстр ШС и АЛЛ

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 323 сообщений
  • Регистрация: 22-Июль 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 18:25

Спасибо! Впечатляет....Тоже бы с удовольствием слазил...

#16 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 21:03

Ой, ребята, спасибо за тёплую реакцию. А я думаю – один, что ли, такой, на всю голову стукнутый ?
Ан нет, есть единомышленники. :D
Я, вообще, думал, что мне не отказали в походе в башню от удивления: взрослый мужик канючит слазить на верхотуру. Причём небезопасную – стоит вспомнить, какие куски лепнины могут прилететь сверху. Явно шпиён. Недаром охрана СРВ гоняет всякого, кто вышел за незримые пределы пешеходных дорожек.

Изображение

Но ваши отзывы доказывают, что это действительно, очень интересно, и не только мне! Ведь не зря на башне сделаны терраски, а на крыше была прогулочная площадка и ларёчки с мороженым!

Наш форум теперь читает и Андрей Витальевич, который устроил мне эту экскурсию. Не думаю, что он придёт в восторг от многочисленных : "а я тоже хочу!", но… Как показала жизнь, главное – мечтать! В конце концов, снимки сверху хорошо бы сделать в разные времена года.

Ну, мы пока этот вопрос оставим, а я продолжу. Извините, ниже будет много текста, не могу удержаться.

И вот она, последняя лестница в небо. На самом верху виден люк – деревяшка, оббитая толстым медным листом. Таких люков два с двух сторон, и лестнички к ним ужасно узкие (или я толстый).

Изображение

Когда я приподнял крышку, показалось, сверху на ней кто-то стоит – настолько она был тяжёла. А может, это мне так показалось: одновременно держать фотоаппарат и лишний раз стараться не запачкаться.
Крышка была никак не закреплена и закрывала лаз своей тяжестью. Поэтому, открывая, надо было ещё ухитриться не уронить её на крышу, с которой она могла бы слететь вниз.
(Закрывал я люк тоже с превеликим трудом, и в конце-таки получил от неё по башке, чем ужасно горжусь : героическая встреча с "крышей" СРВ закончилась для меня удачно. :(. Но это было потом.)

Ну вот, она откинута, и взору открылась последняя площадка, так же покрытая толстой листовой медью. Оградка там чисто символическая, площадочка маленькая, поэтому вставать во весь рост и радостно фотографировать окрестности, держась за уголок шпиля под наклоном к пропасти, большого смысла не было. Да и панорама поменялась не очень, после последней галереи. Меня больше захватила площадочка, её-то и запечатлел.

Изображение

Изображение

Изображение

И вот она: красавица - звезда. Ближе залезть, увы, уже невозможно. Выше короб для подшипника и подпятник основания 1-тонной красавицы.

Изображение

Как все здесь знают, эта звезда перекочевала сюда со Спасской башни кремля. И, хотя существуют другие мнения, я думаю, что ошибки здесь нет. Почему?! – порыщем в истории…

Изображение


Ещё в 1924 году московские рабочие обратились в Совнарком с просьбой заменить царских орлов, венчавших Кремлевские башни, символом Советского государства — серп и молот. Их письмо даже содержало практический совет, касавшийся того, как снять орлов, — рабочие предлагали использовать для этого аэростаты.

. Из записки секретарю президиума ЦИК СССР Енукидзе: "... В.И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма?

С коммунистическим приветом
Горбунов".


Ленин не зря сердился: как будто знал, что лежать ему под орлами ещё десяток лет. Ни в назначенном 1932-м, ни два года после того о них будто и не вспоминали. Кстати, страна как раз жутко голодала.
Есть фото: стоит Мавзолей, а за ним на Спасской башне все тот же орел.


Изображение

В августе 1935-го пришло решение Политбюро: снять с башен Кремля и здания Исторического музея шесть орлов. Все бы хорошо, да ясности маловато: на что же в конце концов решили поменять опальных орлов? На флажки или гербы республик? (Было и такое предложение).

В киножурнале "Социалистическая деревня" N 21 (ноябрь 1935 г.) есть кадры установки первых звезд. От решения ЦК и до установки новых эмблем прошло всего два месяца. Получилась внезапная гонка по принципу: не до жиру, быть бы живу. Чем она окончилась - речь впереди. А началась она с живописных эскизов будущих звезд.

Соавтор - И. Сталин.

Эскизы поручили сделать художнику Лансере.
На очередном эскизе будущих звезд Сталин делает очередное замечание: "Хорошо, но надо бы без скрепляющей палки."
Второй эскиз тут же, без промедления - на столе у Сталина. На листе с пятиконечной звездой Иосиф Виссарионович оставляет письменное замечание: "Хорошо, но надо бы без круга в центре". Слово "без" подчеркнуто дважды. Лансере стремительно все исправляет и отдает вновь на высокий суд. Сталин делает очередное замечание: "Хорошо, но надо бы без скрепляющей палки". "Без" опять подчеркнуто дважды
.

Неизвестно, что там приключилось с таинственной палкой, но, кажется, замечания вождя истолковали правильно. Престижный проект остался без Лансере. За работу принимается театральный художник Федоровский, автор декораций к историко-патриотическим спектаклям. По его замыслу, звезды должны были поражать людей своей роскошью и символизировать могущество государства. Потому он решил сделать звезды золотыми, а эмблему «Серп и молот» инкрустировать драгоценными камнями. У каждой из звезд было свое оформление. Перед конструкторами стояло условие: сделать звезды вращающимися, чтобы ими можно было любоваться из всех районов Москвы.

Изображение

Изображение

Рукодельные звезды 1935-го вышли немыслимо красивыми - блестели и сияли.
Каркас первых звёзд был выполнен из нержавеющей стали, на который накладывались листы красной меди, покрытые золотом. Рисунок ни одной из звёзд не повторялся. Звезду для Спасской башни украшали лучи, расходящиеся из центра к её вершинам. Лучи звезды, установленной на Троицкой башне, были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды. Звезда Никольской башни была гладкой, без рисунка.
Спецы подсчитали: предстояло покрыть золотом 130 квадратных метров листовой меди. Гальванических цехов для такой работы не существовало. Их построили специально. Понадобилось золото.

Первый зам наркома НКВД обращается к Кагановичу: "Прошу Вашего распоряжения:

1. Выдать НКВД СССР для золочения кремлевских звезд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку".

На докладной записке резолюция: "Молотову, Ворошилову, Микояну, Рудзутаку: Придется выдать. Л. Каганович".


Но самое главное — в середине каждой звезды располагалась эмблема с серпом и молотом из уральских самоцветов. Бронзовые эмблемы «Серп и молот» делали в Ленинграде. Их украсили горным хрусталем, аметистами, топазами и аквамаринами. Всего на звезды ушло семь тысяч камней величиной от двадцати до двухсот карат. Каждый камешек заключали в отдельную оправу из позолоченного серебра. Над этим трудились двести ювелиров, собранных со всей страны.
Из докладной Паукера: "Каждый камень огранен бриллиантовой гранкой (на 73 грани) и во избежание выпадения заделан в отдельный серебряный каст с серебряным винтом и гайкой. Общий вес всех звезд - 5600 клгр.".

Золотое покрытие полировали вручную до зеркального блеска. Когда эмблемы были готовы, их отправили на лабораторные испытания. Нужно было понять, насколько прочными они получились. Их нагревали до температуры 100° по Цельсию и охлаждали до минус 60°. Восемь дней эмблемы непрерывно поливали водой, имитируя проливные дожди. Потом их установили на парашютные вышки и обдували искусственным ветром, сила которого доходила до пятнадцати баллов.

Было в этой красивой идее что-то и вправду сказочное — взять из старинных уральских кладовых, как из бажовской малахитовой шкатулки, красивейшие камни для советской звезды. В плохую погоду и в темноте освещать звёзды, горделиво возвышающиеся над столицей Советского государства, предполагалось двенадцатью прожекторами.

Изображение

Звезда на Никольской башне Кремля

Перед тем, как установить звёзды на башни, это сказочное великолепие решено было представить на суд москвичей. 23 октября 1935 года, освещаемые прожекторами, они заискрились в Парке имени Горького.
Иностранные корреспонденты были в шоке. Семь тысяч крупных самоцветов, среди которых были топазы, аметисты и хризолиты редкостной красоты… Это сокровище хранилось не в музее, не в Алмазном фонде и даже не в Госбанке. Оно украшало башни Московского Кремля.
Монтаж всех четырёх звёзд был завершён 27 октября 1935 года.

Изображение

...Удар пришелся, откуда не ждали. Через год самоцветы погасли! Московские дымы, копоть, пыль и грязь сделали черное дело. Камни потемнели - точно исчезли. Требовалась переогранка. Да к тому времени присмотрелись - разглядели: звезды получились несоразмерно большими, тяжело нависали над шатрами башен, давили.

Очевидность неудачи все более и более бросалась в глаза. Про деньги, золото и самоцветы старались лишний раз не вспоминать.
В 1937 году в Москве должны были пышно отмечать двадцатилетний юбилей Октябрьской революции. Потускневшие кремлевские звезды могли испортить весь праздник. Сначала их решили отремонтировать. В частности, снять эмблемы, вынуть все самоцветы из оправ и огранить их заново. Но когда была готова смета ремонта, оказалось, что это будет стоить слишком дорого. Правительство решило отказаться от этого варианта и установить на кремлевских башнях новые звезды.
И вот, руководство голодающей страны, которая 18 лет не могла снять орлов с башен, решает... забыть про огромнейшие затраты на изготовление золочёных звёзд и к двадцатилетию Великой Октябрьской изготовить новые - рубиновые, стеклянные, яркие и звонкие!

Не знаю, куда делись три звезды, но та, что некогда украшала шпиль Спасской башни, до сих пор венчает Северный речной вокзал.

Изображение

Изображение

Представляете, какое сокровище находится на шпиле нашего СРВ?! Вот так, реализуй всю эту красоту, заменив на муляж – и можно делать реставрацию вокзала, как в лучших домах…

Изображение

Правда, злые языки поговаривают, что перед установкой звезды на шпиль вокзала драгоценный серп и молот заменили. Не такие, мол, ребята были большевики, что б разбрасываться драгоценностями.

Но с другой стороны, зданием СРВ тоже тогда очень гордились… Да и не похож этот Серп и Молот на муляж. Бриллиантовая огранка, каждый камень в оправе, некоторых камушков, как видно, не хватает…
Наверное, утку запустили в народ, что бы отпугнуть охотников за сокровищами. Во всяком случае, Любавин, начальник вокзала со стажем, заставший приготовление к олимпиаде - 80 ( а следовательно, инвентаризации всего имущества от киля до клотика), утверждал, что звезда - вся в сборе и самая что ни на есть настоящая.

А позолота точно на месте - в те времена золотить иначе, чем драгоценным металлом, не умели.
В общем, не знаю, как вам, а мне безумно приятно, что наш любимый вокзал венчает самая настоящая драгоценность, как в изумрудном городе Гудвина...

Уф… Не серчайте на многословность, но ведь действительно, интересно.

Завтра продолжу снимками вокзала 1936 и 1993 года, и поговорим немного о ансамбле парка СРВ, каким его видели наши бывшие вожди…

увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#17 Buzzer

Buzzer

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 303 сообщений
  • Регистрация: 26-Сентябрь 06
  • Город:Нижний Новгород

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 21:07

А сейчас, уже дома, внимательнее присмотрелся к фотографиям часов, сравнил с имеющимся у меня в коллекции снимком этого же механизма, сделанной в 2003 году... И стало мне очень грустно.

Куда-то делись вообще все бронзовые детали - подшипники скольжения, счетные колеса...
Значит, не зря мне сказали, что часов уже нет.

Увы, если все это сдано на цветмет - восстановление навряд ли возможно за разумные средства.... Обидно до слез.... :D :(

#18 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 21:29

Куда-то делись вообще все бронзовые детали - подшипники скольжения, счетные колеса...
Значит, не зря мне сказали, что часов уже нет.

Увы, если все это сдано на цветмет - восстановление навряд ли возможно за разумные средства.... Обидно до слез.... :D :(

Ну да, если нет колоколов, можно догадаться...
Хотя остаётся призрачная надежда, что все ценные детали лежат где-нибудь и ждут своего часа.
А как должен выглядеть механизм часов в полном сборе?! Не разместите ли для сравнения?!
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#19 Buzzer

Buzzer

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 303 сообщений
  • Регистрация: 26-Сентябрь 06
  • Город:Нижний Новгород

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 21:59

Куда-то делись вообще все бронзовые детали - подшипники скольжения, счетные колеса...
Значит, не зря мне сказали, что часов уже нет.

Увы, если все это сдано на цветмет - восстановление навряд ли возможно за разумные средства.... Обидно до слез.... :D :(

Ну да, если нет колоколов, можно догадаться...
Хотя остаётся призрачная надежда, что все ценные детали лежат где-нибудь и ждут своего часа.
А как должен выглядеть механизм часов в полном сборе?! Не разместите ли для сравнения?!



Вот они все:


Изображение

Москва, СРВ. Фото 2003 года.



Изображение

Павловский Посад, колокольня бывшего Воскресенского собора


Изображение

Греция, Новый Афон, Пантелеймонов монастырь.



На самом деле, часы не очень старые. Им никак не 200 лет.
Так, в Павловском Посаде механизм установлен в 1891 году.

Но механизмы эти действительн отличаются великолепным фигурным литьем рамы, вообще, акуратным и "цельным" дизайном, можно так сказать.

Механизмы трехбаррельные, с четвертным боем. Особо нужно отметить, что применен здесь довольно редкий тип рамы - т.н. Chair-Frame. Такая рама позволяет скомбинировать короткие валики самого механизма (проще в изготовлении, менее материалоёмко, более надежно), и "длинные" баррели (так называются катушки, на которе наматывается гиревый трос) - это позволяло иметь большой запас хода.

#20 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 06 Октябрь 2008 - 22:25

Ух, ты...
Прямо инвентаризацию можно проводить пропавших за пять лет деталек...
А почему механизм в Греции так не похож на два механизма выше? У наших разве тоже должен быть маятник?!
А какой у этих часов бой? Нет ли фотографий колоколов?
Сколько вопросов...

А в голове бьётся одна мысль: Да ну его, этот Серпухов 11-го, энтузиасты?! Айда в Павловский Посад за запчастями для часов нашего СРВ?! Тогда точно позволят ещё одну экскурсию... :D
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования