Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Женщины на флоте


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 16

#1 Клепиков Дмитрий

Клепиков Дмитрий

    Монстр ШС и АЛЛ

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 322 сообщений
  • Регистрация: 22-Июль 07

Отправлено 01 Июнь 2008 - 20:02

Изображение

Изображение

Изображение


Stella Deneb – крупнейшее в мире судно для перевозки скота, с ним небольшая путаница – еще в прошлом году судно называлось Deneb Prima. В марте 2006 года Deneb Prima сменил владельца, уйдя от Pan United к Siba Ships. Заодно поменялся и регистр, вместо Ллойда стал Registro Italiano Navale. Данные судна:
Постройки 1980
Длина 213,20 m.
Ширина 32,20 m.
Осадка (летняя) 11,51 m.
Валовая вместимость 50.947
Дедвейт 21.525 Mt.
Флаг Италия

Ещё один крайне интересный факт, который особенно порадует наших форумских девушек, состоит в том, что 17 апреля 2008 года Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину – Лауру Пинаско. Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия. Это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. И самое интересное и восхищающее, что ей всего 30 лет. В компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году.
А вот и фотка этого симпатичного судоводителя. :) Маленькая правда, но другой, увы, нигде нет ((:

Изображение


Источник: Морской бюллетень Совфрахта

#2 Кирилл Гоев

Кирилл Гоев

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 775 сообщений
  • Регистрация: 21-Февраль 04
  • Город:Ханты-Мансийск

Отправлено 02 Июнь 2008 - 18:39

Дима, спасибо. Впечатляет как само судно, так и его капитан! :)
Жизнь надо прожить так, чтобы было стыдно рассказать, но приятно вспомнить.

#3 Клепиков Дмитрий

Клепиков Дмитрий

    Монстр ШС и АЛЛ

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 322 сообщений
  • Регистрация: 22-Июль 07

Отправлено 02 Июнь 2008 - 18:54

Вот только коровкам тем непозавидуешь. Судя по внешнему виду "пассажирских" палуб, их "каюты" продуваются всеми ветрами...

#4 Клепиков Дмитрий

Клепиков Дмитрий

    Монстр ШС и АЛЛ

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 322 сообщений
  • Регистрация: 22-Июль 07

Отправлено 08 Октябрь 2008 - 11:59

Кстати, продвижение молодых перспективных девушек в капитаны крупных судов набирает обороты :blink: Вот какая новостная заметка опубликована сегодня в Морском бюллетене Совфрахта:

Safmarine назначает капитаном новенького контейнеровоза 29-летнюю девушку




Известная линейная компания Safmarine, входящая в группу AP Moller-Maersk, впервые в своей истории назначила капитаном своего новенького контейнеровоза Safmarine Ngami (дедвейт 33500, 2474 TEU, постройки 2008, флаг Бельгия) женщину, Луизу Энджел, гражданку ЮАР. Контейнеровоз с середины октября встанет на линию ЮАР-Северная Америка АМЕХ, Луиза принимала его с верфи. Ей всего 29 лет! Компания владеет 19 судами и оперирует еще 39 отфрахтованными. На фото контейнеровоз и еще одно фото, единственное которое смог найти, с героиней новости Луизой, она в центре, со своим экипажем. Пожелаем ей удачи.

Изображение


Изображение



#5 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 08 Октябрь 2008 - 12:42

А вот и фотка этого симпатичного судоводителя. :blink: Маленькая правда, но другой, увы, нигде нет ((:

Изображение

Тезка!
ищите женщину! (с) :о)))

для начала - некупированный вариант фоты
Изображение


Изображение

http://www.abc.net.a...683_1041028.jpg - здесь прекрасную генуэзку можно рассмотреть в подробностях ;о))

#6 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 08 Октябрь 2008 - 13:40

если уж тема перетекла от скотовозов к женщинам-капитанам ;о)))
но можно и продолжить.

то, что мне удалось найти самому:

Капитан: Natalia Prosdocimi (Аргентина)
Изображение

Изображение

есть еще информация о женщинах-капитанах на греческих сайтах,
но т.к. я по гречески ни бум-бум, то даже имен привести не могу. ;о)

и более полная информация из биллютеня Совфрахта:

Первая в мире женщина-капитан мега лайнера
Круизный лайнер Monarch of the Seas, компании Royal Caribbean International
13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон. Monarch of the Seas – это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира. Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера. Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

Изображение

Изображение

Изображение

***

Мужчинам и посторонним вход запрещен - единственное в мире судно, полностью управляемое женщинами
Изображение
23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины. Все штурманы и капитан – женщины. Капитан Робин Эспиноза, старпом Сэм Пиртл, 2-й помощник Джули Дучи. Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена – впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - ”Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: ”Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. ”Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Изображение

Изображение

***

Первая женщина-капитан Бельгии
И первая женщина-капитан танкера LPG
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза. В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.

Изображение

***

Норвежский лоцман
На фото Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной – лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.

Изображение

***

Российские женщины-капитаны
Людмила Тибряева – ледовый капитан
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.
Изображение

Видимо с "морковкой" капитана Тебряевой я встречался в Таиланде.
в году 90-91-м мы стояли в Таиланде.
в общую кучу судов, желающих погрузить рис, пришла мурманская "морковка" - теплоход типа "Норильск".
весьма серьезный пароход!
единственной проблемой женщины-капитана на этом судне было отсутствие текучки кадров.
штурмана отказывалисть расти!
сами понимаете - вырос по званию - прийдется уйти на др. пароход.
а они от своей капитанши никуда уходить не желали. :о))))

Изображение
"морковка" в Арктике

кстати!
в поисках фото "морковки" нашел замечательный рассказ, с прекрасными фотами, написанный женщиной-романтиком.
почитайте - должно понравится ;о)
http://www.skaskin.com/post71115191


Алевтина Александрова – капитан в Сахалинском морском пароходстве В 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.

Валентина Реутова – капитан рыболовного судна на Камчатке Ей 45 лет. (больше информации не нашол)

Девушки рулят
Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка - выпускник судоводительского факультета. Более того – Наталья круглая отличница! Будущий капитан?
Изображение
Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом

Изображение
а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х"Василий Чапаев"

#7 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 08 Октябрь 2008 - 15:15

По женщинам-капитанам и механикам предлагаю завести отдельную тему.

А что касается судов-скотовозов - запашок от них иногда исходит не совсем приятный, когда расходишься с ними с подветренной стороны :rolleyes:
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#8 Halatoa

Halatoa

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Регистрация: 15-Октябрь 08

Отправлено 15 Октябрь 2008 - 14:26

На Стелле Денеб ,тогда называлась Денеб Прима работал 2пкм в 2006-2007г , Лаура была СПКМ - нормальная чудачка , но ей тяжеловато приходилось , экипаж 80 чел , из них 20 можно назвать моряками ,остальные - пастухи и многие особенно наши соотечественики кто в годах пытались поруководить не смотрия на должность и т.д..2 недели назад стоял в австралии в Таунсвили Стелла стояла по корме , сейчас флаг сменили на Панаму , экипаж вроде индусы и китаицы , при мне были итальянцы , украинцы и филипки . На прошлом параходе из 17чел экипажа 3 женщины , при том в возрасте , 3пкм ,повар ,АВ - кампания австралийская мадамы соответственно тоже.Интересно как Лаура с арабами общается -пароход перед рамаданом поставляет по 120000 голов баранов за круг в страны Персидского залива , Оман и Саудовскую Аравию это основной доход ,и не хилый , но местные джентельмены иногда не замечали командира в юбке :)

#9 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 11 Март 2009 - 15:29

продолжать тему приходится печальной новостью.

Скончалась первая женщина-капитан Северной Америки
Изображение
На днях в Канаде скончалась, в возрасте 93 лет, первая в Северной Америке дипломированная женщина-капитан торгового флота, Молли Карни, известная как Молли Кул. Она получила диплом капитана в 1939 году в возрасте 23 года, и 5 лет водила суда между Альмой, Нью Брунсвиком и Бостоном. Именно тогда в Кодексе торгового мореплавания Канады Canadian Shipping Act изменили при слове «капитан» «он» на «он/она». На фото Молли Карни в 1939 году после получения диплома капитана.
Комментарий: Наша Анна Ивановна Щетинина получила свой диплом намного раньше и капитанила намного больше, оставаясь преподавателем в ДВВИМУ Владивосток до последних, можно сказать, дней. Честь и хвала всем женщинам-капитанам, но то, что сделала Анна Ивановна, никто еще не превзошел.

http://www.odin.tc/G...-----------.asp

#10 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 21 Апрель 2009 - 14:04

По женщинам-капитанам и механикам предлагаю завести отдельную тему.

уважаемые господа модераторы!
переименуйте эту веточку.
пусть она будет: "женщины-капитаны"


вот какая интересная инфа мне попалась.
хотя и не про капитана, но про настоящую жемщину-моряка Александру Васильевну Никитину (Костылеву).

Военная кругосветка Александры Костылевой

Это и сегодня кажется невероятным - чтобы сельская девчонка из ровдинской деревеньки не просто бредила морем, но и стала заправским матросом. А если сказать, что в шестнадцать лет она после окончания семи классов Ровдинской школы поступила на учёбу в Архангельский морской техникум, чтобы стать судоводителем, штурманом дальнего плавания, и успешно постигала все сложности исконно мужской профессии? Удивительно, но именно так начинался путь в трудовую жизнь у Шуры Костылевой, уроженки деревни Копеецкой.
Тогда, в тридцатые, куда только ни призывала страна девчонок-комсомолок. На трактор? - На трактор! На самолёт? - На самолёт! Парни были нужны в армии: страна готовилась к неминуемой победоносной войне. Важную роль в выборе деревенской девчонкой морской профессии сыграл и двоюродный брат Иван, который работал в Мурманске на тральщике.
- Море - моя судьба! - и сегодня говорит Александра Васильевна Никитина (Костылева), которой 13 апреля исполнилось 82 года. - Вот мой брат Федор выучился на радиста, тоже хотел моряком стать, но не разрешили медики, а у меня - получилось, всю войну по морям:
Свою первую практику Александра проходила на пароходе "Красин", вторую - матросом на "Воронеже". И, наверное, стала бы Александра прекрасным штурманом, но грянул 1941-й. После практики на "Воронеже" девушке предложили стать медсестрой на судне, которое переоборудовалось для перевозки раненых. Она отказалась наотрез - буду только матросом, ведь хочу стать капитаном! В первую военную навигацию матрос второго класса Костылева на пароходе-лесовозе "Мста" участвовала в доставке генерального груза по зимовкам одиночным плаванием. Из последнего рейса "Мста" возвращалась в Архангельск в конце декабря сорок первого. Пароход не смог пройти через льды самостоятельно в Двину и остался на зимовку у маяка Чёрная Башня, в тридцати километрах от Архангельска. Экипаж переселили в деревню напротив, и он всю зиму был занят на ремонте парохода. Наравне с мужчинами, без всяких поблажек работала и матрос Костылева.
Голодали тогда страшно, мерзли. Из одежды - фуфайка на вате, стеганые брюки, немудреная обувь. Продукты надо было доставать из Архангельска, в день полагалось по 600 граммов хлеба, поллитра подсолнечного масла и килограмм сахара. Довелось узнать, что такое цинга. Но зиму пережили.
Началась вторая военная навигация. Александру назначили матросом на пароход "Аркос". На "Аркосе" нужен был дневальный, и выбор руководства пал на комсомолку Костылеву. Был сформирован первый в 1942 году караван, конечным пунктом которого был Сан-Франциско (США), но в связи с тем, что англичане отказали в сопровождении, было приказано пойти не на запад, а на восток, Северным морским путём, через пролив Вилькицкого. В Игарке пароходы загрузили пиломатериалами. Пройти не удалось, не позволила ледовая обстановка. Группами по шесть судов караван проводили в Белушью Губу на Новой Земле, чтобы оттуда всё-таки пройти в Северную Атлантику. Опасность поджидала повсюду. В то время в неравном бою с фашистским рейдером "Адмирал Шеер" в Карском море погиб ледокольный пароход "Сибиряков", а у парохода "Революционер", который вместе со сторожевым кораблем "Дежнев" и береговой батареей отражал нападение "Шеера" на диксонский порт, была разбита капитанская каюта.
"Аркос" повстречал "Революционера" с приспущенным флагом на пути из Дудинки, где пополнял запас воды. Когда судно подошло к Диксону, "Шеера" там уже не было. На глазах экипажа "Аркоса" при прохождении заминированного пролива Югорский Шар, отклонившись от курса, подорвался на мине пароход "Щорс". Матрос Костылева была свидетельницей его гибели. Новую Землю пароходы покидали поодиночке, через день или два, отдавая прощальный гудок. Шли в неизвестность, и от этого было жутко. Каравану QP-5, в составе которого шел "Аркос", предстоял переход возле кромки северных льдов, в районе Шпицбергена, в Англию, потом через Атлантику - в Соединённые Штаты. Ноябрь в этих широтах - месяц штормов. С палубы корабля штормом снесло груз, и возникла опасность затопления трюмов. Хватила лиха тогда вся команда.
На подходе к Исландии заметили, что пароход окружают какие-то сторожевики. Команда, в составе которой находились уже бывавшие под вражеским обстрелом и бомбежкой матросы ("Аркос" в конце мая 1942 года шел с грузом из Исландии в Архангельск в составе конвоя PQ-16), не зная, свои это или враги, спешно начала надевать спасательные пояса, зная, что пароход фактически безоружен. Не бывавшей под бомбежками и разрывами, девчонке-матросу такая спешка показалась забавной. К счастью, это оказались корабли союзников. Не заходя в Рейкьявик, пароход проследовал в Лондон, затем - в Гуль. Там сдали груз, и "Аркос" встал на ремонт. Вот здесь-то и пришлось впервые Александре Костылевой испытать, что такое бомбежка. Немецкие самолёты часто бомбили причалы. Гибли люди, тонули суда. После ремонта без груза "Аркос" из Англии совершил переход в Нью-Йорк, а затем по Панамскому каналу - в Сан-Франциско, в Тихий океан. Переход по каналу проходил с мерами особой предосторожности. К каждому члену экипажа был приставлен американский солдат. Все понимали необходимость такой меры: в случае успешной диверсии нарушался кратчайший водный путь из Атлантического океана в Тихий. Из Сан-Франциско пароход и команда пришли во Владивосток, где были включены в состав Дальневосточного морского пароходства. Александра Костылева участвовала в перегонке во Владивосток американских судов типа "Либерти", которые США поставляли Советскому Союзу по ленд-лизу. Приходя в американский порт, половина экипажа оставалась на судне, а другая половина становилась экипажем очередного "Либерти", который уходил через Тихий океан во Владивосток. Корабли сдавали военным морякам, а сами снова уходили в Америку. Бывало, что сварные корпуса "Либерти" не выдерживали океанской волны, были потери. Приходилось встречаться и с японскими подводными лодками, которые постоянно курсировали вдоль нашего побережья, а как известно, Япония была союзником фашист- ской Германии и находилась в состоянии войны с Соединенными Штатами. До 1944 года северные экипажи находились в составе Дальневосточного морского пароходства. Были рейсы на Сахалин, на Камчатку, на Чукотку, доставляли самые разные грузы в заполярные порты. Работала наравне с мужчинами, таская мешки, катая бочки. Зимовка есть зимовка. Причалов нет, не везде возможен подход к берегу. В выгрузке - вся команда. Часто перегружали груз на баржи, а уж потом - на берег.
Судьба сложилась так, что Александра Костылева всё-таки завершила свою военную кругосветку и прошла на пароходе от Владивостока до Диксона Северным морским путём. Пароход дошёл до Диксона, но дальше его не пропустили: в море разбойничали в то время немецкие подводные лодки.
В декабре 1944 года северяне вернулись с Дальнего Востока домой, в Северное морское пароходство. К этому времени Шура вышла замуж за моряка-балтийца, третьего штурмана Мстислава Никитина и в море больше не пошла. Её приняли шифровальщицей в пароходство от завода "Красная кузница" и проработала она там до 1946 года, до переезда в Ленинград.
- Нас долго не считали участниками Великой Отечественной войны, ведь формально мы были гражданскими людьми, - рассказывает Александра Васильевна, - только в 1978 году присвоили нам этот статус. На каждом пароходе рядом с нами было по пять краснофлотцев с командиром. Так во время вражеских налётов, обстрелов мы тут же, на палубе, им снаряды подавали, боролись за живучесть судна при попаданиях. Осколки не разбирали, штатский ты или военный. Так вот, эти ребята были участниками войны, а мы, оказывается, нет. А какую ношу на своих плечах вынесли во время войны экипажи кораблей Северного морского пароходства - переоценить невозможно! Сейчас это называют подвигом, а тогда, во время войны, мы были молодыми, идейными и просто честно делали своё дело.
Жизнь в послевоенном Ленин- граде была нелегкой. А для Александры Никитиной, жены капитана Балтийского морского пароходства, через четыре года после приезда сюда оказалась нелегкой вдвойне: в 1950 году Мстислава Георгиевича арестовали: 8 лет лишения свободы за неосторожно рассказанный анекдот. Муж вернулся через шесть лет после реабилитации. А она с сыном всё это время ждала его. Чтобы не выселили, работала в жилкомхозе пароходства управхозом - жилье было ведомственным. Отвечала за своевременный подвоз угля к котельным, уборку снега, работу дворников. Многие знакомые тогда отвернулись от неё: водить дружбу с женой "посаженного по 58-й" было небезопасно. Попытки устроить сына на летний отдых в пионерлагерь тоже нередко не удавались: "Вы знаете, где находится ваш муж? У нас путёвки только для детей фронтовиков!" Стена отчуждения, враждебности чувствовалась почти физически. В это время к ней приехала из Ровдино младшая сестра Валя - на учёбу. Так, втроём, и жили, пока не вернулся Мстислав Георгиевич.
После того как мужа реабилитировали Александру Васильевну взяли на работу методистом заочного обучения в Ленинградский электротехнический институт связи имени М.А. Бонч-Бруевича, где она проработала 20 лет до выхода на пенсию.
- Там я уже почувствовала себя человеком, - говорит она. - Сначала вместе с сыном Сашей закончила 10 классов, сдавала экзамены за курс средней школы экстерном и вместе же поступила в институт. Но через некоторое время решила: дальше учиться не стоит, поздно осваивать новую профессию. Зато с гордостью следила за успехами сына, который окончил факультет радиосвязи и радиовещания, отслужил три года в армии и работал на Ленинградском телевидении, занимаясь внедрением новой техники. И каждый год приезжала к матери - Анисье Лукичне Костылевой, в родную деревню. Тогда, в 60-70-е годы, деревня еще жила полнокровной, казалось, жизнью. Свою любовь к малой родине передала сыну Александру Мстиславовичу. Дом в Копеецкой, куда и теперь, много лет спустя после смерти матери, приезжает летом А.В.Костылева, он отремонтирован своими руками. Четырнадцать лет назад сын трагически погиб. Память о нём - этот дом и фотография на стене.
В свои 82 Александра Васильевна выглядит прекрасно. Общительна, доброжелательна, глаза лучатся какой-то особой энергией. Плохо с ногами, но и в нынешнем году совершила, на мой взгляд, подвиг - приезжала в Копеецкую. Добираться сюда помогают родственница по мужу - Надежда Алексеевна Никитина, живущая в Москве, племянники - сыновья той самой сестры Вали - Валерий и Андрей. Сама Валентина Васильевна со своим мужем Геннадием Сергеевичем Андреевым давно живут в Федьково, здесь же, в Ровдино, и их сыновья.
Кстати, встретиться с нашей землячкой, участницей легендарных конвоев, помогла именно Надежда Алексеевна, за что ей огромная благодарность. Я рассказал Александре Васильевне о том, что нынешней весной видел в Архангельске приехавших на празднование 60-летия Великой Победы ветеранов союзных конвоев-англичан, и сказал, что, наверное, они были бы очень рады встретиться с ней в это время в Архангельске. Александра Васильевна посетовала с улыбкой, что когда она в деревне, никто её найти не может - до последнего времени не было никакой связи. Теперь вот сотовый телефон Надежды Алексеевны выручает.
- В 1991 году нас собирали в Архангельске на встречу, на 50-летие конвоев. Приехало нас 16 человек. Были мы там с мужем. Пять дней пробыли мы тогда в Архангельске. Сын Саша хотел снять фильм об этой встрече, но трагически погиб буквально за месяц до неё. А на встречу на будущий год - год 65-летия начала северных конвоев - хоть на коляске, но приеду обязательно! - сказала она. И попросила дать в газете её адрес. Может быть, кто-нибудь откликнется. Выполняю её просьбу: 195257, г. Санкт-Петербург, Гражданский проспект, д.85, кв. 155, Никитиной Александре Васильевне. Телефоны: 567-17-82 или 533-38-64.
Готовя этот материал, я "наткнулся" на уникальную книгу - "Суда Северного морского пароходства и полярной Гидрографии", изданную в Архангельске. Автор - сотрудник музея северодвинского "Севмаша" Сергей Александрович Спирихин. В этой книге собраны редкие фотографии - снимки кораблей, помещены краткие данные о каждом из них. С любезного разрешения Сергея Александровича привожу фото того самого "Аркоса", на котором начиналась кругосветка Александры Никитиной (Костылевой) . Может быть, эта фотография еще раз напомнит Александре Васильевне о боевой и тревожной молодости, пришедшейся на грозные годы Великой Отечественной.

Владимир Чухин, "Важский край" от 25.11.2005 (47)
Взято с сайта: Пресса архангельской области
http://dikson.narod..../kostileva.html


#11 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 21 Апрель 2009 - 14:22

букв будет много.
но оно того стоит! :о)))

Анна Ивановна Щетинина
(1908-1999)


Папанин Иван Дмитриевич
ЛЁД И ПЛАМЕНЬ

Рассказывая о капитанах, не могу не упомянуть о прославленном судоводителе Анне Ивановне Щетининой. Я знал ее меньше, чем многих других капитанов. В хмурый ноябрьский день 1943 года, когда я был в Доме Советов в Петропавловске-на-Камчатке, вошла ко мне молодая женщина в кителе с четырьмя капитанскими нашивками на рукавах и представилась:
— Капитан парохода «Жан Жорес» Анна Щетинина. Прибыли сегодня из США, идем с грузом во Владивосток.
Я поздравил Анну Ивановну с благополучным переходом через океан и выслушал ее обстоятельный доклад. Держалась она строго, докладывала четко.
Это был уже не первый корабль, которым командовала Щетинина. Незадолго до этого Анна Ивановна привела в Сиэтл пароход «Родина», получила указание сдать его другому капитану, а сама выехала в Лос-Анджелес для приемки нового судна. Анна Ивановна рассказала, как не хотелось ей покидать коллектив, с которым сроднилась за несколько трудных рейсов.
С парохода «Родина» ей разрешили взять только шестерых членов экипажа, остальных должны были дать на месте. Разумеется, капитаны посылали на «Жана Жореса» из своих экипажей самых неквалифицированных и ненадежных людей. И вот из таких-то моряков Щетининой пришлось сформировать экипаж и пойти с ним в рейс. Анна Ивановна была не только волевым командиром, но и прекрасным воспитателем. Прошло совсем немного времени, и экипаж «Жана Жореса» являл собой сплоченный коллектив, проникнутый духом высокой дисциплины, спаянный крепкой дружбой. Те, кто побывал на борту «Жана Жореса», рассказывали, что на судне царил образцовый порядок.
— Есть ли у вас какие-либо просьбы? — спросил я на прощание у Щетининой.
— Единственная. Прошу как можно скорее отправить нас во Владивосток, чтобы выгрузить оборонные грузы и уйти потом за новыми...
«Жан Жорес» покинул Авачинскую бухту и благополучно дошел до Владивостока. В следующем рейсе экипаж «Жана Жореса» под командованием капитана Щетининой отличился при спасении гибнущего парохода «Валерий Чкалов», а затем в Аляскинском заливе в сильный шторм сам попал в беду: слабый сварной корпус судна типа «Либерти» не выдержал и дал трещину, помещения парохода стали заполняться водой. Но Щетинина умело организовала аварийно-спасательные работы и благополучно довела судно до порта Датч-Харбор.
Интересно сложилась жизнь этой незаурядной женщины. Трудно, почти невозможно было осуществить молодой девушке сокровенное желание стать моряком, но она добилась заветной цели.
Щетинина была принята во Владивостокский мореходный техникум, успешно закончила его в 1929 году, а в 1935 году уже получила первую капитанскую должность — на судно рыболовного флота «Чавыча». Потом были другие корабли, другие экипажи, и всегда моряки этих судов образцово выполняли все рейсовые задания. Анна Ивановна была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Война застала Щетинину в Ленинграде, где она училась в Институте инженеров водного транспорта. Анна Ивановна была назначена капитаном парохода «Саул», совершала смелые рейсы в Балтийском море, выполняла задания командования, участвовала в десантных операциях и эвакуации населения Советской Прибалтики. Осенью 1941 года Щетинину вместе с группой балтийских капитанов отправили во Владивосток, и она вновь стала работать капитаном в Дальневосточном пароходстве. Когда началась война с Японией, пароход «Жан Жорес» был передан в оперативное подчинение Тихоокеанского флота, и его экипаж под командованием А. И. Щетининой участвовал в десантных операциях на Южном Сахалине и Курильских островах.
В 1949 году Щетинина окончила институт и перешла на преподавательскую работу — сначала в Ленинграде, а потом в родном Владивостоке, где и теперь в Дальневосточном высшем инженерном морском училище готовит кадры судоводителей. Имя Анны Ивановны Щетининой, прославленного капитана, доцента, активной общественной деятельницы, широко известно не только в нашей стране. Ее всегда отличала и отличает безграничная любовь к своей морской профессии. И совсем не случайно свою книгу она заключает следующими словами: «Говорят, что привязанность к своей профессии — признак ограниченности интересов. Пусть будет так. И все-таки хорошо, что у человека есть такая привязанность. Что касается меня, то я ценю свою профессию — одну из древнейших и вечных профессий — выше всего. И своих товарищей — большую армию тружеников моря — глубоко уважаю. Мне всегда не по себе, когда я не могу быть с ними там, в море...»{
http://militera.lib....anin_id/20.html

***

Изображение

В семье стрелочника со станции Океанской Ивана Щетинина детей было трое: старшая Шура, Аня и Володя. Довелось Ивану Ивановичу поработать и лесником в Шкотовском уезде, где семья поселилась на берегу реки Майхэ, в шести верстах от села Новохатуничи. Лесник научил своих ребятишек ездить верхом на лошадях, стрелять из винтовки и револьвера. Обучил и грамоте, хотя сам никаких школ не заканчивал.
«В особом почете, – много десятилетий спустя напишет Анна Щетинина в своих воспоминаниях «По разным морским дорогам», – у нас были книги по географии и естествознанию… Более всего привлекали меня книги о путешествиях…»
Когда отец вернулся с фронта (только что закончилась Первая мировая), семья переехала на 25-ю версту от Владивостока. Старшая дочь училась в городе, а младших, Анну и ее брата Володю, отправили в местную начальную школу, потом – в гимназию в Садгороде.
Летом свободное время вместе с ватагой соседских ребятишек любили проводить на море: купались, катались на бревнах, самодельных плотах, а то на какой-нибудь утлой лодчонке.
«Как старшая, я претендовала на роль капитана, но Володя (мужчина!) протестовал и не желал подчиняться. Приходилось физически воздействовать на «взбунтовавшийся экипаж». Потом, вспомнив, что дома опять достанется, я задабривала младшего брата чем могла, и мы шли домой в мире и согласии».
Анна твердо решила связать свою жизнь с морем. Она написала письмо начальнику Владивостокского водного техникума путей сообщения и вскоре получила приглашение «явиться лично». Ее пытались отговорить от принятого решения, но Анна оказалась на редкость несговорчивой. Из двухсот абитуриентов поступили сорок два человека, среди которых оказались еще две девушки.
Началась учеба, и, по словам Анны Ивановны, пришли заботы о добывании средств к жизни. На стипендию рассчитывать не приходилось: она выплачивалась лишь сорока процентам учащихся, и прежде всего тем, от кого ожидался толк. В число таковых ни Анна, ни ее сокурсницы не попали. Поэтому она наравне с парнями – с десяти вечера до шести утра – работала на погрузке и разгрузке пароходов. А в восемь часов – на занятия.
В июне 1926 года юная Анна вместе с несколькими сокурсниками и двумя сокурсницами начала флотскую жизнь палубным учеником на готовившемся к отходу в рейс пароходе «Симферополь».
Началась первая практика с «простого» задания – почистить трюмы после груза соленой рыбы.
«Вы что же, бабье, в самом деле собрались в рейс идти? Не было этого и не будет! Еще раз появитесь на судне – раздавлю. Не плавали с бабами и не будем!..»
Это одна из самых безобидных шуток, которыми одаривали Анну и ее подруг некоторые бывалые «морские волки». Вскоре после первой практики две Аниных сокурсницы из техникума ушли. Анна осталась – не на ту напали!
Началась первая морская практика: палубные работы, вахты вне зависимости от того, штиль на море или проливной дождь с ветром… По вечерам Ань-Вань, как ее прозвали на пароходе, становилась педагогом – вела занятия в кружке малограмотных матросов. Первый заграничный порт Хакодате, первая «тамошняя» покупка – отрез на платье…
После рейса – снова учебные будни. В общежитии Аня проживала до третьего курса в одной комнате-кубрике, по-морскому, – вместе с восемью однокурсниками.
«Сама я себе установила и строго выполняла такие правила: вставала и умывалась, когда все еще спали, а когда ребята начинали вставать, я готовилась к занятиям, не обращая на них никакого внимания. Потом мы шли завтракать и отправлялись в учебный корпус».
Порядки в техникуме и общежитии были строгие, и гости со стороны появлялись здесь нечасто. А когда такое случалось, то Анины сокурсники просили ее сказать, если потребуется, что девчата забежали на чай к ней.
Однажды к Ане на самом деле пришел гость. Сокурсники встретили его очень прохладно. А после устроили выволочку: «Как ты могла пригласить в общежитие чужого парня? Чтобы это было в первый и последний раз!»
Когда в конце второго курса техникум посетила московская комиссия, одна важная дама в ужасе всплеснула руками: «Что?! Девушка вместе с ребятами?! Неслыханно! Немедленно переселить!..»
«…И переселили. Через два дня ребята со всем имуществом перенесли мою койку в учебный корпус, где мне отвели комнату. Устроили маленькое новоселье, и я осталась одна. Заниматься по старой привычке ходила в девятый кубрик…»
После очередной практики Анна, по ее замечанию, неожиданно для всех вышла замуж за радиста Николая Качимова. Жили уже не в общежитии, а в доме сестры Шуры и ее мужа, куда по вечерам на посиделки с чаем и музыкой собирались многочисленные друзья из техникума. Анна порой не успевала подготовиться к занятиям, поэтому на время зачетов и экзаменов опять перебиралась в общежитие.
О своей семейной жизни Анна Ивановна рассказывает весьма скупо – всего лишь несколько эпизодов. Есть среди них и такой.
«Целый день я трудилась. Возвращение домой несло новые заботы и хлопоты. Надо было что-то купить, что-то готовить. Надо было, между прочим, наводить порядок и в квартире… Само собой получалось, что все это приходилось делать мне. А «глава семьи», обложившись ворохом захваченных по пути газет и журналов, «повышал свой уровень». Я как-то не задумывалась над этим и считала, что так и должно быть.
Потом – обед, который всегда проходил весело и хорошо, даже если что-либо было не так. Потом посуда и прочее, а муж продолжал «повышать свой уровень». Потом сборы в театр, в кино или к друзьям. И при сборах разговор:
– Дай мне серую рубашку и галстук в горошек.
– Да она не выглажена.
– Так можно погладить.
Разглаживается рубашка, находится галстук. Наконец муж одет. Но надо же и хозяйке одеться. Все делается наспех, побыстрее, потому что времени практически уже не остается.
И тут нетерпеливое:
– Вечно тебя приходится ждать…
Тогда-то меня и осенило: почему так происходит?»
Задумалась – и перевоспитала мужа. Даже сестра Шура удивлялась: чем ты, дескать, его лечила? Муж стал не только рубашки гладить, но и даже и картошку чистить. Анна Ивановна, к сожалению, не раскрывает своих воспитательных секретов, которые наверняка не устарели и сегодня, спустя более 70 лет. Раз имела силы и энергию, чтобы держать в узде целые экипажи, то уж с одним мужем справиться, видимо, было легче. Как вспоминают непосредственные участники этих воспитательных процессов, Ань-Вань с провинившимися не церемонилась: и послать могла куда подальше, и наказать вплоть до списания на берег во время рейса…
После окончания техникума Анна Щетинина получила диплом штурмана малого плавания и направление в АКО – Акционерное Камчатское общество, занимавшееся добычей, переработкой и транспортировкой рыбы и крабов. Пришлось ей поработать матросом и на катере, и на теплоходе «Охотск», и третьим помощником капитана на пароходе «Ламут», и старшим помощником на траулере «Гага», который перегоняли из Италии во Владивосток… Капитаном же стала в двадцать семь лет. Первая в мире женщина-капитан вызывала своим умением, хладнокровием, знаниями, а со временем и опытом удивление и изумление моряков всего мира.
Когда в сентябре 1935 года она привела в Петропавловск из Гамбурга, обогнув Европу и Азию, крупное, современное по тем годам судно «Чавыча», приобретенное для рыбацкого флота Камчатки, корабли, стоявшие в порту, встречали его флагами расцвечивания и приветственными сигналами.


из статьи МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ АКЦИОНЕРНОГО КАМЧАТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1928—1936 гг

Условия, в которых на судах АКО работали моряки и находились пассажиры, были тяжелыми. Рефрижераторные установки имелись не на всех пароходах, поэтому продукты были в основном сухими и консервированными (мороженое мясо заменялось солониной). Некоторые суда возили с собой "живые консервы" — свиней и бычков. Пищу удавалось разнообразить свежими продуктами, добываемыми на побережье так называемым "самоснабжением", — рыбой, олениной, черемшой, ягодами, плодами шиповника. Для этого на берег отправлялись "десанты" из моряков.
Отпускавшаяся на питание экипажа сумма в 100 руб. на человека в месяц оказалась недостаточной уже в 1934 г. Для сравнения: стоимость 1 кг картофеля в Петропавловске осенью 1935 г. составляла 2 руб. 20 коп. Пересмотра установленных норм снабжения требовало большинство экипажей. В октябре 1935 г. помполит "Чавычи" А. И. Поздняков докладывал политсектору АКО: "… имеется большое неудовольствие на плохое питание. Три блюда совершенно не бывает. Снабжение продуктами со стороны порта недостаточное. Мясо совершенно не получаем. Противоцинготных продуктов (лук, чеснок) не имеем. Улучшить питание из расчета 100 руб. не представляется возможным… Имеем свое подсобное хозяйство: пять свиней и один бычок". К 1936 г. сумма "столовых" была увеличена до 130 руб., но этого тоже было недостаточно.
Расход пресной воды строго нормировался. Несмотря на то, что суда имели опреснители избыточного давления, ими не пользовались, так как для получения одной тонны воды расходовалась около тонны дефицитного угля. Зимой суда пополняли запасы воды, плавя снег или принимая талую воду с льдин.
Отсутствие промежуточных угольных станций на побережье вынуждало грузить на пароходы, выходившие из Владивостока, запасы угля, значительно превышавшие расчетные. Часть угля размещалась в грузовых трюмах и, по мере расходования основного запаса, должна была перегружаться из трюмов в бункеры. Для этого на судах объявлялись угольные авралы.
...

Изображение
Пароход "Чавыча", 1935 г.

В августе 1936 г. ряд работников АКОфлота были награждены правительственными наградами. Приказ по АКО № 80 от 10 января 1937 г. гласил "…Капитан парохода "Чавыча" Щетинина А. И. командируется в Москву за получением ордена. Зам. нач. АКО Никитиных". 23 января 1937 г. приказом начальника АКО Торопова была объявлена телеграмма наркома пищевой промышленности А. И. Микояна: "Поздравляю Вас и всю команду с досрочным выполнением плана грузоперевозок 1936 г. Особенно отмечаю умелую, энергичную борьбу со стихией. За спасение советского парохода премирую капитана Щетинину двухмесячным окладом, комсостав парохода — полуторамесячным окладом, всю команду — месячным окладом. Микоян".



В 1936 году Анна Ивановна получила свою первую награду – орден Трудового Красного Знамени. В 1938-м она добилась командировки на учебу в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, за два с половиной года окончила четыре курса. Завершала учебу уже после войны… Муж, радист транспортного флота, попал под репрессии, но повезло: освободили… Когда началась Великая Отечественная, он остался воевать на Ладоге.
В июне 1941 года, в должности капитана балтийского парохода «Бира», Щетинина собиралась Северным морским путем идти на перегон на Дальний Восток. Вечером 21 июня судно прибыло в Ленинград. Одна ночь переменила все планы: началась Великая Отечественная… Анна Ивановна получила под командование небольшой пароход «Сауле», перевозивший на Балтике боеприпасы, уголь и продовольствие.
В августе 1941 года «Сауле» был направлен в Таллин для участия в эвакуации населения из города. Судно подвергалось непрерывным налетам вражеских бомбардировщиков, получило повреждения, на его борту были убитые и раненые. Матросы с военного катера подобрали на воде отброшенный взрывом ее китель, предположив самое худшее. Но капитан Анна была жива и, главное, не потеряла самообладания… Судно было отбуксировано в бухту Сууркюляй. За восемь суток, которые казались бесконечными, ликвидировали повреждения, и «Сауле» на ручном рулевом управлении благополучно «дотянул» до Ленинграда. За этот подвиг Анну Ивановну наградили орденом Красной Звезды.
На канонерской лодке «Селемджа» произошла ее встреча с мужем, командиром группы связи, который прослужил всю войну в составе Ладожской военной флотилии.
Сделав несколько рейсов через Тихий океан на старых судах, отремонтировав одно из них в Ванкувере, где канадцы из уважения к «леди капитану» «к старой трубе приделали новый пароход», Анна Щетинина в феврале 1943 года приняла в Лос-Анджелесе второе судно, переданное в Дальневосточное пароходство на условиях ленд-лиза, под названием «Жан Жорес». Крупнотоннажные сварные сухогрузы типа «либерти» обладали прекрасными мореходными качествами, но имели и серьезный недостаток: во время шторма могли разломаться по сварному шву. В декабре 1943-го «Жан Жорес» под ее командой принимал участие в спасении у Комадорских островов парохода «Валерий Чкалов», переломившегося пополам в условиях жестокого шторма.

Изображение

Однажды в Аляскинском заливе в шторм стал разламываться и «Жан Жорес». Выдержка капитана и оперативные действия всего экипажа позволили судну самостоятельно, не подавая в эфир «SOS», добраться до острова Акутан.



Бадигин Константин
На морских просторах

На этой стоянке в Портленде я познакомился с Иваном Ивановичем Афанасьевым, знаменитым капитаном "Старого большевика", и с капитаном Анной Ивановной Щетининой.
Помню, Анна Ивановна рассказывала о своих злоключениях на терпевшем бедствие пароходе "Жан Жорес". Во время рейса из Америки, когда до Акутана оставалось еще 500 миль, на "Жане Жоресе" лопнула палуба по передней кромке комингса третьего трюма.
Если "Валерий Чкалов" переломился порожний, то на "Жане Жоресе" был полный груз муки, что осложнило бы положение. В условиях штормовой погоды Анна Ивановна сумела прийти в Акутан и там заварить трещину. Героическая женщина!
http://read.newlibra..._prostorah.html



О совместной работе с Анной Щетининой вспоминает капитан дальнего плавания Макс Зильберман:
«В 1944 году я пришел из очередного рейса… Случайно встретился с Анной Ивановной, и она предложила мне пойти к ней на пароход «Жан Жорес» вторым помощником. Отход был назначен на следующий день, и я согласился… Прежде всего на судне совершенно не чувствовалось, что капитан – женщина. Ни у кого и в мыслях не было посмеяться, подшутить. Анна Ивановна не давала ни малейшего повода. Надо сказать, что всегда подтянутая, аккуратная, в кителе, юбке и берете, она никогда не строила из себя «мужчину»…
Как командир она очень бережно относилась к людям. Во время войны было строгое правило: не пускать на судно пьяных членов экипажа. И вот вахтенный помощник запретил нетрезвому матросу подняться на борт.
Утром доложил об этом Анне Ивановне. На ее вопрос, где же матрос теперь, штурман пожал плечами: «Не знаю». Анна Ивановна была возмущена. «Как не знаете! – воскликнула она. – Вы ведь не пустили человека домой. Куда же он пошел? А вдруг что-нибудь случилось!»
На попытку штурмана сослаться на приказ Анна Ивановна ответила категорично: «Приказ есть приказ, но есть и человеческие отношения».
В самом конце Второй мировой войны, 25 августа 1945 года, "Жан Жорес" под командованием Анны Ивановны Щетининой участвует в составе конвоя ВКМА-3 в переброске 264-й стрелковой дивизии на южный Сахалин.



из книги А.Х. Поперно «Ленд-лиз. Тихий океан»

Войска, которыми командовал К.К. Рокосовский везли осенью 1945 года «в Анадырь четыре транспортных судна — «Ломоносов», «Джурма», «Кавказ» и «Жан Жорес» в сопровождении военных кораблей. Капитаном «Жан Жореса» была Анна Ивановна Щетинина».



После войны Анна Ивановна вновь работала на Балтике, получив через двенадцать лет после поступления в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, диплом о высшем образовании.
Послевоенную мирную жизнь Анна Ивановна начинает в должности декана судоводительского факультета ЛВМУ.
Особенно тяжелым оказался для женщины-капитана 1950-й: в этот год она потеряла мужа, сильно болела мама. Отчасти поэтому капитан Щетинина перешла работать на берег и стала старшим преподавателем Ленинградского высшего мореходного училища. Через шесть лет получила степень доцента. А в 1960-м была откомандирована во Владивосток, в Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адмирала Г. И. Невельского. Анна Ивановна стала начальником кафедры управления судном.
Преподавала, вела практику и продолжала ходить в море на учебном судне «Меридиан», сухогрузах «Орша», «Орехов», «Охотск», «Антон Чехов». Писала книги воспоминаний и учебники, по которым учились все судоводители СССР, растила морскую смену.
Но море по-прежнему манило Анну Ивановну. Во время отпусков она командовала крупнотоннажными судами ДВМП, доставляя грузы из Австралии, США, Канады, Кубы.
С уходом из ДВВИМУ Анна Щетинина стала капитаном-наставником Дальневосточного морского пароходства и снова выходила в плавание, обучая высшему штурманскому океанскому «пилотажу» «морских волков», уже убеленных сединами. Она не была обойдена наградами, но звание Героя Социалистического Труда, по праву заслуженное ею, получила только после третьего представления.
Как-то, придя с очередной практики (были 1970-е годы), Анна Ивановна, смеясь, рассказывала, что, заходя в один из портов США, отказалась от услуг лоцмана. А заход в бухту был сложный. Когда на борт поднялись представители служб и узнали, что капитан – женщина, были просто ошарашены. К тому времени Анна Ивановна не была так известна за рубежом, как в годы войны…
Ее качества организатора особенно проявились при создании в 1973 году знаменитого Клуба капитанов Дальневосточного пароходства. Анну Ивановну избрали его председателем. Она оставалась на своем посту до тех пор, пока Клуб не перерос в Дальневосточную ассоциацию морских капитанов. Ныне эта организация объединяет более тысячи капитанов Дальнего Востока.
«По морским писаным и неписаным правилам нельзя свистеть на судне, нельзя упоминать черта, хотя можно проклинать при неудаче веру, могилу, гроб, душу, предков, селезенку и печенку… Женщина на борту приносит несчастье, но ко мне это не относится…» (Из книги Анны Щетининой «По разным морским дорогам»).
Доблестный труд капитана Щетининой был отмечен правительственными наградами и самым высоким званием — Героя труда. Свою последнюю книгу “По разным морским дорогам” Анна Ивановна завершает словами, которые напрямую относятся к ней самой : “Российские моряки своими подвигами множили славу своей Отчизны. Наши моряки и в годы войны, и в мирное время являли образцы служения своему флоту и Родине”.
http://www.greatwome...vna-shhetinina/

***

АННУШКА

Что касается меня, то я ценю свою профессию — одну из важнейших — выше всего. И своих товарищей — большую армию тружеников моря — глубоко уважаю.
А.И.ЩЕТИНИНА.

Именно так за глаза, но с почтением и тепло звали мы нашего капитана А.И.Щетинину в кулуарах кают-компании теплохода «Орша». Пришла она к нам весной 1965 года, сменив Аркадия Дмитриевича Табакаря, под командованием которого мы плавали на этом теплоходе с его постройки в Японии в 1963 году. «Орша» тогда справедливо считалась одним из самых престижных крупнотоннажников Дальневосточного пароходства.
Приняли мы Анну Ивановну несколько настороженно, и это было понятно. Ведь предстояло идти в рейс в Австралию не просто под командованием нового капитана, а капитана легендарного, да еще и ... женщины. Но уже на следующий день после выхода из Владивостока она собрала весь экипаж в столовой команды и провела такой разговор, деловой и душевный одновременно, что все наши сомнения и опасения рассеялись. А дальше началась обычная работа, как и в любом другом рейсе, но многое осталось в памяти. Начну с того, что обстановка в кают-компании, вежливо-строгая вначале, очень скоро стала семейно-спокойной и непринужденной. Но разговоры о судовых делах за столом не приветствовались, а вот нормальный юмор и «светские» беседы допускались.
В Австралию Анна Ивановна шла впервые, поэтому на капитанском мостике и в штурманской рубке она проводила много времени. Особенно когда достигли Южного полушария, где Тихий океан погодой не баловал, а безопасность плавания обеспечивать было сложнее. Члены экипажа это хорошо понимали, и капитана по делам простым не тревожили. И правильно делали. Нашего капитана еще впереди ждали испытания. Да такие, что мы и представить себе не могли! Испытания австралийским гостеприимством...
Рейс в Австралию завершился успешно, а с приходом во Владивосток нас ждал небольшой, но приятный и запомнившийся сюрприз. Все механики судна были неожиданно вызваны по трансляции в каюту капитана. Смущенные и несколько озадаченные мы дружно собрались и явились к Анне Ивановне. Она же налила нам по стопке наливки собственного изготовления, улыбнулась и поблагодарила за хорошую совместную работу в рейсе ...
Позже, в 1967 году, была интересная встреча с Анной Ивановной на рейде одного из портов Кубы. Она тогда была капитаном «Охотска», я же плавал старшим механиком на теплоходе «Тикси», и она нас с капитаном Иваном Архиповичем Бойко пригласила в гости на правах «хозяйки» рейда. Мы с ней затем неоднократно встречались по делам общественным, подарила она мне две свои книги «На морях и за морями», которые храню в своей личной библиотеке как самые дорогие и ценные реликвии.

В.ЗЕЛЕНЦОВ, профессор ДВГМА.
http://www.msun.ru/v...hody/More_2.htm

***

Пароход "Жан Жорес" ("Thomas Nast")

Изображение

Изображение

Универсальный сухогрузный пароход типа "Либерти" (проект EC2-S-C1).
Год постройки: 1943 г. Спущен на воду 21.01.1943 г.
Место постройки: California SB Corp, Terminal Is, США (заводской N Yard No 126)
Грузовместимость GT (gross tonnage): 8403

Судно получено по ленд-лизу.
Дедвейт 10865 т
Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 7300/8400
Длина (в метрах): 134,6
Ширина (в метрах): 17,3
Осадка (в метрах): 8,3
ЭУ - паровая машина с котлами, работающими на жидком топливе.
Мощность машины (в лошадиных силах): 2500
Скорость (в узлах):11,5
Топливо - мазут

На "Либерти" Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) перевозились грузы из Австралии, Новой Зеландии, Индии, Индонезии. Судами этого типа обеспечивали снабжение войск Карельского фронта во время военных действий, связанных с ликвидацией очагов второй мировой на Тихом океане, а также осуществляли перевозки народнохозяйственных грузов.

Пароход "Жан Жорес" находился в составе ДВМП с 1943 по 1948 год.
В 1948 году он был передан Балтийскому государственному морскому пароходству.
Списан в 1974 году.
http://zhurnal.lib.r...gan_gores.shtml


******************
использованная и дополнительная информация:
http://zhurnal.lib.r...women_002.shtml
http://www.greatwome...vna-shhetinina/
http://www.sea-write..._sredi/anna.htm
http://www.msun.ru/anna/
http://www.infoflotf...showtopic=20756
http://rodoslov.ru/4...es.php?cat_id=4
http://pupils.rl.kie...schetinina.html
http://ntic.msun.ru/...econd/f250.html
http://www.sea.infoflot.ru/ru/
http://www.miramarsh...hip/show/241028
http://biblioteka.or...1121022326&p=35
http://onsea.ru/lib/...okean/1758.html

#12 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 21 Апрель 2009 - 21:24

Кстати!
в поисках фото "морковки" нашел замечательный рассказ, с прекрасными фотами, написанный женщиной-романтиком.
почитайте - должно понравится ;о)
http://www.skaskin.com/post71115191

Да, очередной классный отчёт о путешествии по Севморпути!

#13 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 03 Сентябрь 2009 - 12:10

жаль, что веточку так и не переименовали :о(

но добавлю еще инфы о женщинах на флоте.

Изображение
Третий штурман теплохода "Н.Г. Славянов" Латышева Виктория Николаевна
за фото спасибо Владиславу Хасикову

Изображение
теплохода "Н.Г. Славянов"
фото Андрея Рассамахина

#14 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 06 Октябрь 2009 - 07:48

порой о женщинах-моряках (не морячках!) узнаешь из сообщений на совершенно другую тему ;о))

***

Сомалийские пираты отпустили турецкий балкер Horizon 1 с девушкой-штурманом в составе экипажа
Monday, October 05, 2009


5 октября сомалийские пираты отпустили турецкий балкер Horizon 1, один из пиратов сообщил по телефону из Эйл, что выкуп составил 1.5 миллиона долларов. Сообщение о захвате:
08 июля сомалийские пираты захватили балкер Horizon 1 в 0530 Гринвич в точке 13:44N - 050:43E Аденский залив. Балкер Horizon 1 - IMO 7625732, дедвейт 34173 тонны, постройки 1980, флаг Турция, оператор Horizon Denizcilik Ic ve dis Ticaret Ltd Sirketi Стамбул, экипаж 23 человека все граждане Турции.
В составе экипажа балкера находится девушка – штурман, 24-летняя турчанка Аюсун Акбай, 4-й помощник. Еще до освобождения стало известно о ее поведении в пиратском плену – очень достойном. Пираты рыцарски так сказать, предложили ей звонить родным в любое удобное для нее время. Она отказалась и звонила вместе со всеми, когда им позволяли. Не жаловалась и стойко переносила все тяготы пиратского плена, а они и для мужиков весьма тяжелые, временами просто нестерпимые. На фото Аюсун Акбай и балкер Horizon 1

Изображение

Изображение

http://www.odin.tc/G...-----------.asp

#15 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 15 Январь 2010 - 14:22

порой о женщинах-моряках (не морячках!) узнаешь из сообщений на совершенно другую тему ;о))


Командира крейсера ВМС США, женщину, сняли с должности за поведение, недостойное офицера

Командир американского ракетного крейсера Cowpens, капитан 1-го ранга Холли Граф снята с должности командира за жестокость и плохое обращение с экипажем, как говорится в приказе по ВМС США. Однако ее не уволили из рядов флота, чего следовало бы ожидать, она будет проходить службу далее, в Пентагоне. Ее сняли с должности после того, как инспекция и затем следствие выяснили, что в течении некоторого времени ее обращение с экипажем было неподобающе жестоким, как в море, так и на суше. В приказе говорится о «поведении, недостойном офицера». Ранее до следствия было известно, что ее должен будет заменить на посту командира крейсера капитан 1-го ранга Роберт Марин, однако видимо, расследование выявило столь вопиющие факты, что ее отстранили от командования немедленно по завершении следствия.
В мае прошлого года крейсер Cowpens под командованием Граф посетил с дружественным визитом Владивосток, где она понятно, пользовалась повышенным вниманием прессы.

Справка от газеты Золотой Рог, Владивосток:
Капитан 1-го ранга Холли Граф - уроженка Симсбери, штат Коннектикут, окончила Военно-морскую академию США в 1985 году, где получила степень бакалавра естественных наук. Начинала службу офицером на борту плавбазы эсминцев "Пьюджет Саунд". Позже служила командиром эскадренного миноносца "Уинстон Черчилль". Под ее командованием эсминец "Уинстон Черчилль" участвовал в развертывании сил в составе ударной группы авианосца "Теодор Рузвельт" и принимал участие в операции "Иракская свобода". 20 марта 2008 года капитан 1-го ранга Граф стала командиром крейсера "Каупенс". Награждена орденом Почетного легиона, Бронзовой звездой и медалями.

На фото Холли Граф во время визита крейсера во Владивосток, фото с сайта газеты Комсомольская Правда

Изображение

http://www.odin.fm/2...-----------.asp

11 мая Владивосток покинул ракетный крейсер ВМС США "Каупенс" под командованием женщины. У Холли Граф вся семья - военные моряки. Ее отец - известный в военных американских кругах командир подводной лодки.

- Он немного говорит по-русски, - сообщила Холли Граф. - А сестра у меня - адмирал.

- Сестру не хотите догнать по служебной лестнице?

- Я благодарна судьбе, что смогла стать командиром крейсера. Мне очень нравится море, - сказала Граф. - Но словами эту любовь не передать и не объяснить, за что именно. Тот, кто сам не ходил в море, все равно не поймет.

- Много трудностей пришлось преодолеть до капитанского мостика?

- Трудностей, так называемых вызовов, было много. Но я окружена моряками - настоящими профессионалами, с которыми не страшны никакие вызовы, - помолчав несколько секунд, сказала командир крейсера. - В море порой трудно некоторые решения принимать.

- Вы участвовали в иракской войне. Какие чувства вы испытали?

- Во время удара сил союзников я была счастлива.

- А что вы думаете по поводу решения нового Президента США Барака ОБАМЫ о выводе войск из Ирака?

- Я полностью поддерживаю решение президента страны как нашего Главнокомандующего.
http://www.zrpress.ru/zr/2009/37/25

#16 Клепиков Дмитрий

Клепиков Дмитрий

    Монстр ШС и АЛЛ

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 322 сообщений
  • Регистрация: 22-Июль 07

Отправлено 15 Январь 2010 - 14:44

она будет проходить службу далее, в Пентагоне.


Интересно, смогут ли пентагонцы её наконец удовлетворить и смягчить нрав, раз целый крейсер моряков не смог? :rolleyes:

#17 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 11 Апрель 2010 - 13:28

Первая женщина-командир военного корабля ВМС Канады

Изображение

10 апреля 2009 - первой женщиной – командиром корабля ВМС Канады стала командор Джози Куртц, на днях она назначена командиром фрегата HMCS Halifax, одного из самых сильных кораблей канадского военно-морского флота. Всего лишь 20 лет тому назад женщины получили право служить на кораблях, но тогда никому и в голову не могло прийти, что женщина когда-либо сможет ступить на мостик корабля в должности его командира. Помимо Джози, на фрегате служит более 20 женщин, ну а мужская часть экипажа в целом относится к ней, по ее словам, как к обычному командиру и не выражает по этому поводу никаких комплексов. 6 лет тому назад первая женщина стала вахтенным командиром корабля береговой обороны HMCS Kingston, ею стала лейтенант-командор Марта Малкинс. Интересно, что муж Джози 20 лет отдал военно-морскому флоту, вышел в отставку и сейчас сидит на берегу, дома, с их 7-летней дочерью. Характеристики фрегата HMCS Halifax:
Водоизмещение: 4,770 t (4,770.0 t)
Длина: 134.1 m (439.96 ft)
Ширина: 16.4 m (53.81 ft)
Осадка: 4.9 m (16.08 ft)
Скорость: 29 kn (53.71 km/h)
Дальность плавания: 9,500 nmi (17,594.00 km)
Экипаж: 225
Вооружение: 8 x MK 141 Harpoon SSM - ракеты
16 x Evolved Sea Sparrow Missile SAM/SSM - ракеты
1 x Bofors 57 mm Mk 2 gun - орудия
1 x Phalanx CIWS (Block 1) - орудия
8 x M2 Browning machine guns - орудия
4 x MK 32 torpedo launchers - орудия
Вертолет: 1 x CH-124 Sea King
На фотографиях фрегат HMCS Halifax, Джози Куртц на мостике фрегата, Джози Куртц официальное фото:

Изображение

Изображение

http://www.odin.tc/disaster/women.asp




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования