Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Тайны затонувших кораблей. Археологические находки.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 43

#41 Riviera

Riviera

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 112 сообщений
  • Регистрация: 20-Февраль 08
  • Город:Москва

Отправлено 20 Апрель 2008 - 17:58

Корабль-мишень
(Бывший немецкий тральщик «М-446»)

Название Корабль-мишень (М-446)(Target-ship (M-446))
Тип Тральщик типа 'М'
Принадлежность Германия
Время гибели XX век
Страна постройки Голландия-Германия

При поисках кораблей КБФ, погибших в 1943 году в ходе операции по прорыву Гогландской минно-артиллерийской позиции на дне был зафиксирован металлический корпус военного корабля длиной 60,0-65,0 метров. Он стоял на ровном киле на глубине 45 метров курсом ~ 275º. Первоначально он был принят за СКР «Буря», который погиб в этом районе 1942 года. Но водолазное обследование показало, что это списанное и полностью разгуженное судно, с которого полностью снято вооружение, судовые механизмы и аппаратура. Взамен них на носу и на корме были сооружены пирамидальные решетчатые металлические конструкции высотой около 15 метров, которые вероятно несли антенны-отражатели. К самому корпусу были пристыкованы два обшитых досками цилиндрических судоподъемных понтона длиной около 20 метров и диаметром примерно 4,5 метра. Сам корпус примерно по середине между пирамидами был сверху как бы прорезан, причем ширина разреза составляла около 2,5-3,0 метров. Судя по всему это был корабль-мишень потопленный вероятно при ракетных стрельбах – то есть уже в 60-е годы XX века.
Проведенная съемка корпуса позволила выявить ряд конструктивных особенностей, характерных для германских тральщиков типа «М». Изучение справочной литературы выявило, что трофейный германский тральщик «М 446» действительно входил в Состав Северо-Балтийского флота сначала как тральщик, потом как гидрографическое судно.
В июне 1960 года он был исключен из списков ВМФ, разоружен и превращен в судно-мишень «для обеспечения боевых упражнений». Учитывая совпадение размеров и архитектуру найденного корабля с тральщиками типа М найденный объект был предварительно идентифицирован как бывший «М 446» постройки 1943 года.

Технические данные тральщиков типа М:
- водоизмещение – 775т.
- длина – 62,3м
- ширина – 8,53м

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то

#42 Riviera

Riviera

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 112 сообщений
  • Регистрация: 20-Февраль 08
  • Город:Москва

Отправлено 20 Апрель 2008 - 18:36

Пароход "Владимир" у мыса Гамова

мыс ГАМОВА - юго-восточная оконечность одноименного полуострова, залив Посьета, залив Петра Великого. Открыт в 1854 г. экипажем фрегата «Паллада». Им же назван по фамилии члена экипажа гардемарина Д.И.Гамова. До 1900 г. местные жители, всякий раз как решались огибать этот мыс, ставили свечи и молились богу в часовнях, построенных по обе стороны от мыса, т.е. в бухте Витязь и бухте Спасения.

Изображение

В 1897 г. на камнях у мыса разбился в туман идущий из Владивостока в Посьет пароход «Владимир», т. к. маяк, заложенный в 1888 г., был достроен только лишь в 1906 г.

Пароход, грузоподъемность 900 т., второе судно, приобретенное пароходной компанией М.Г. Шевелева «Шевелев и К°», основанной в 1880 г. Вместе с пароходом «Байкал» работал на линии Владивосток - Гензан - Фузан - Нагасаки - Чифу - Шанхай. Летом 1897 г., следуя с грузом к берегам Кореи потерпел аварию и затонул у мыса Гамова. Спустя почти 100 лет его останки обнаружили энтузиасты-водолазы из команды парусно-винтовой яхты «Командор» В. Трубникова - членов краевого клуба подводного поиска «Восток». В экспедицию 1995 г., занимаясь поиском затонувших кораблей и судов русского флота, при обследовании одного из подводных свалов мыса Гамова, они нашли куски металлической клепаной бортовой обшивки и фрагменты останков конструкции корабля, а также дымовую трубу со смотровой площадкой.

Остатки паровой машины
Изображение

Табличка с парового котла
Изображение

М.Г. Шевелев

Изображение

ШЕВЕЛЕВ Михаил Григорьевич (1845 – 08/11/1903)

Купец I-й гильдии, коммерции советник, член Общества изучения Амурского края (которое было создано благодаря его активному участию и с помощью в т.ч. и его средств), меценат, почетный попечитель Восточного института и основатель первого русского пароходства на Дальнем Востоке. Родился предположительно в конце 40-х гг. ХIХ в. в Сибири. После окончания школы переводчиков китайского языка, направлен переводчиком в русскую православную духовную миссию в Пекине. Прекрасное знание китайского языка, истории, культуры и обычаев Поднебесной сулили молодому человеку блестящее будущее на этом поприще. Однако его деятельная натура искала чего-то нового. Волею случая он оказывается в Ханькоу, где процветал чайный бизнес, и нанимается рядовым клерком в крупную фирму «Оборин, Токмаков и Ко», специализирующуюся на торговле чаем в России. Проявив и в этом деле свои недюжинные способности и деловую хватку, Михаил Шевелев в 1874 г. становится совладельцем фирмы, на вывеске которой отныне стало значиться «Токмаков, Шевелев и Ко». Уже в следующем году он подбивает компаньонов по бизнесу на покупку собственного парохода «Батрак», грузоподъемностью 1200 т, который стал доставлять чай из Китая в Россию. Этот пароход и стал первым судном под российским флагом, выполнявшим грузопассажирские перевозки на Тихом океане. Однако «Батрак» выгоды не приносил, а вскоре потерпел кораблекрушение у берегов Сахалина. При поддержке правительства в 1880 г. Шевелев основывает первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке - судоходную компанию «Шевелев и Ко». Для начала он покупает пароход «Байкал» грузоподъемностью около 1000 т, который и сделал ему имя добросовестного и ответственного пароходчика, ни разу не подводившего ни грузоотправителей, ни пассажиров. «Байкал» работал на линии Владивосток - Гензан - Фузан - Нагасаки - Чифу - Шанхай. На эту же линию он поставил и пароход «Владимир» (грузоподъемность 900 т). Среди различных фирм Приморья Шевелев держал второе место по капиталу, переведенному через местное казначейство на запад - 1 млн 73 тыс. руб. (данные за 1890 г.). Его обошел лишь торговый дом «Кунст и Альберс» - 2 млн 107 тыс. руб. Вслед за «Владимиром» М. Шевелев купил еще один пароход - «Стрелок» - грузоподъемностью 290 т, который обслуживал местные портопункты и Сахалин. Так, в 80-х гг. ХIХ столетия М.Шевелев становится крупнейшим русским пароходчиком на Тихом океане. При этом не только грузоотправители и получатели, пассажиры, но и сам генерал-губернатор С. Духовской весьма положительно отзывался о работе пароходства М. Шевелева. Кроме того, он занимался благотворительностью, выделяя средства на образование, культуру, научные изыскания, нужды переселенческого управления края, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине. Причем и сам, между делами коммерческими, увлекался археологией, слыл большим знатоком истории и культуры Китая и Бохайского царства, некогда существовавшего на территории Приморья. Разруха в пароходном бизнесе М. Шевелева началась летом 1897 г., когда у мыса Гамова потерпел аварию и затонул пароход «Владимир», следовавший с грузом к берегам Кореи. Уже в октябре того же 1897 г. М. Шевелев лишился еще одного своего парохода - «Стрелок», который потерпел крушение у берегов Сахалина. Пытаясь спасти положение, Шевелев в 1889 г. приобретет еще один пароход - «Новик», дабы хоть как-то закрыть образовавшуюся брешь на грузопассажирских линиях, открывшуюся после утраты в одночасье сразу двух судов. Но и это не помогло. Вскоре после этих событий правительство расторгает контракт с М. Шевелевым, как с не выполняющим свои обязательства по контракту, и передает для обслуживания морские линии новому пароходному товариществу, созданному при КВЖД. Исправить сложившуюся ситуацию М. Шевелев так и не смог, и в январе 1902 г. он объявил о ликвидации пароходной компании «Шевелев и Ко». 8 ноября 1903 г. Михаил Григорьевич Шевелев ушел из жизни - подвело сердце. При большом стечении народа, с почестями, он был похоронен на Покровском кладбище во Владивостоке, которое в 30-е гг. было уничтожено новой властью.
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то

#43 Riviera

Riviera

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 112 сообщений
  • Регистрация: 20-Февраль 08
  • Город:Москва

Отправлено 20 Апрель 2008 - 18:51

История гибели парохода "Владимир"

Хлопоты и суета - неизменные спутники начала любого путешествия - остались позади, пассажиры, обустроившись в каютах, потянулись на верхнюю палубу, чтобы еще раз взглянуть на уходящий к горизонту Владивосток. Прямой форштевень парохода ”Владимир” резал спокойную гладь залива Петра Великого. 21 июля 1897 года судно, принадлежавшее пароходной компании Шевелева и построенное несколько лет назад в Англии, вышло в рейс в китайский порт Чифу с заходом в Посьет.

Изображение
Пароход Добровольного флота "Владимир"

До мыса Гамова, у которого предстояло сменить курс, по расчетам второго штурмана оставалось более 4 часов хода, и капитан Эриксен, отдав необходимые распоряжения, спустился в каюту. Звуки ровно работающей машины, легкий шум вентиляторов, ласкающее теплом солнце навевали спокойствие и некоторое благодушие. Никому не приходило в голову, что в изначальные расчеты штурмана, такие, казалось бы, простые, вкралась незначительная ошибка. Незначительной она была в исходной точке, но по мере движения судна становилась все более и более серьезной.

Изменчива погода в заливе Петра Великого. Небо оставалось безоблачным, но ”Владимир” вдруг вошел в невесть откуда взявшуюся полосу тумана. Сразу стало прохладно и сыро. Пассажиры разбрелись по каютам. Штурман доложил капитану обстановку. Эриксен поднялся на мостик и, осмотревшись, уменьшил ход. Капитан склонился над картой: по последнему определению штурманом места до Гамова оставалось около 8 миль. Эриксен хотел было дать команду рулевому отвернуть на несколько градусов на левый борт, чтобы обогнуть опасный мыс на значительном расстоянии, как вдруг сильный удар потряс ”Владимир”, и он резко остановился. Испуганные пассажиры заполнили верхнюю палубу, тщетно пытаясь что-либо разглядеть в пелене тумана. А команда занялась своим делом. Осмотрев пароход, капитану доложили, что в носовом трюме две пробоины, которые заделать невозможно. Загерметизировали трюм и предприняли было попытку сняться с банки, работая задним ходом, но камни крепко держали ”Владимир”.

С моря подул ветер, и вскоре туман рассеялся. Картина впечатляла: пароход выскочил на отвесную скалу, столбом торчащую прямо у мыса Гамова, причем нос ”Владимира” оказался почти на берегу. Волнение моря усиливалось, пошла крупная зыбь, которая стала раскачивать судно и бить его о камни. Вскоре образовалась пробоина и в машинном отделении. Эриксен понял, что пароход обречен, и послал шлюпку во Владивосток за помощью.

Утром 23 июля к месту катастрофы подошли крейсер ”Дмитрий Донской”, канонерская лодка ”Отважный”, ледокольный пароход ”Надежный”, транспорт ”Камчадал”. Тяжелое зрелище предстало перед моряками: пароход ”Владимир” лежал между валунами на правом борту, а вокруг него кучковались шлюпки с пассажирами. Не мешкая приступили к спасательным работам. На ”Надежном” ими руководил старший штурман лейтенант П. Шмидт, который через 8 лет возглавит восстание в Севастополе.

А это выдержка из вахтенного журнала транспорта ”Камчадал”: ”...Подходя к мысу Гамова, к месту крушения парохода ”Владимир”, убрали механический лаг, показания которого были 47, 3/4 мили. 20 мин. 8 часа в расстоянии 5 кабельтовых от крушения парохода ”Владимир” остановили машину и на глубине до 30 сажень отдали левый якорь, канат которого травили до 70 сажень, грунт песок. 25 мин. 8 часа с потерпевшего парохода ”Владимир”... пришла шлюпка, с которой сообщили, что машинное отделение парохода залито водой, и в 12 часов с парохода начали перевозить вещи и навигационное имущество, прибыла часть команды и прислуга парохода. 40 мин. 1 часа пришла с парохода последняя шлюпка с вещами и людьми. Всего пассажиров, в том числе и прислуги, принято на борт 47 человек по преимуществу китайцев. 40 мин. 2 часа пошли обратно во Владивосток”. Остальных пассажиров и членов команды взяли на борт другие корабли.

В морском патриотическом объединении ”Восток” пароход ”Владимир” ”отслеживали” давно. Немало сил и времени потратил на это Юрий Ведерников, который попутно выявил многие другие катастрофы и факты гибели кораблей российского флота, военного и коммерческого, на Дальнем Востоке. Поиски и исследования архивных документов, в которых в регионе ограничены, кое-что дали, но немного.

Начало морским практическим работам было положено осенью 1995 года, когда парусно-моторная яхта ”Командор” с группой Вячеслава Трубникова вышла в район мыса Гамова с целью найти все-таки пароход ”Владимир”. С завидной настойчивостью искали парни следы катастрофы. Подобные поиски, как правило, дело затяжное. Нашли какую-то старую мину, остов шхуны ”Лахтак”, наткнулись на экспедиционный катер ”Кварц”, затонувший в 1983 году. ”Владимир” не обнаруживался. В этом году поисковые работы были продолжены. И вот пришла удача.

...Парусно-моторная яхта ”Командор”, распрощавшись на траверзе острова Фуругельма с экспедиционным катером ”Пеленг”, направилась в Посьет. Прибыв к месту назначения и отсняв маяк Назимова - один из первых в Приморье маяков французской постройки 1896 года со старинным колоколом, - ”Командор” вернулся на свою базу в бухту Витязь. Основной задачей команды Вячеслава Трубникова был поиск парохода ”Владимир” и у острова Стенина - останков парусно-винтовой шхуны ”Восток”. Однако разыгравшийся шторм несколько оттянул начало работ.

Наконец море успокоилось. ”Командор” рванулся из Витязя в район мыса Гамова. Около недели спускались аквалангисты под воду и ”ели” свои акваланги, прочесывая свалы, дно побережья. Надежда обнаружить что-либо таяла, настроение падало...

Последний спуск. Под воду ушел Александр Силиванов. Томительные минуты ожидания... Сколько таких минут было у подводников-поисковиков ”Востока” за последние 8 лет! Уже свертывали снаряжение и оборудование, готовили к пуску двигатель в ожидании выхода аквалангистов. Наконец пузыри воздуха приблизились к яхте, и через минуту Силиванов вынырнул у борта и доложил: между крупными валунами обнаружил какую-то крупную механическую конструкцию. Трубников, схватив последний резервный акваланг, ринулся за борт и надолго исчез. Двигаясь вниз по крутому свалу, Вячеслав по ”прокладке” Силиванова вдруг также неожиданно между двух валунов на глубине около 8 метров увидел этот объект, приблизился к нему и, пройдя над находкой несколько метров, тщательно ее осмотрел. Никаких сомнений не оставалось: между огромными валунами лежала 3-цилиндровая паровая машина на литой станине, судя по размерам, принадлежавшая крупному судну. Медленно продвигаясь вдоль машины, Трубников обнаружил паровые вспомогательные механизмы, куски трубопроводов, обшивки, фрагменты набора корпуса. Судна в том привычном виде, в каком оно должно быть, не существовало: за 99 лет пребывания под водой шторма разметали его. Продолжая осмотр, Вячеслав вдруг увидел лежавший на грунте чуть в стороне от останков корпуса огромный 4-лопастный гребной винт диаметром около 5 метров. Сомнений не оставалось: найдены останки именно парохода ”Владимир”. Воздух в последнем акваланге заканчивался, и нужно было подниматься на поверхность.

”Командор” вернулся на базу набивать воздухом акваланги. В. Трубников, А. Силиванов, Е. Тушкин с азартом обсуждали планы работ на следующий день, определяя район дальнейшего поиска. Но необычайный душевный подъем, жгучее нетерпение немедленно продолжить работы напрочь и безжалостно остудил разыгравшийся ночью шторм, почти на неделю приковавший поисковиков к полуразрушенной зверобойной шхуне, используемой в бухте Витязь в качестве причала.

Наконец ветер выдохся, непогода утихомирилась. Как только море успокоилось, ”Командор” выскочил из Витязя к уже знакомой скале.

Перед подводниками стояла задача отыскать кормовую оконечность парохода. Теперь уже без труда нашли паровую машину и продолжили осмотр района. Спускаясь поочередно под воду, делали открытие за открытием. Останки кормовой оконечности обнаружили на свале чуть в стороне возле самого шельфа. Вячеслав Трубников спустился с подводным боксом (впервые в ”Востоке” появилась аппаратура для подводных видеосъемок) с задачей отснять все находки. Работая под кормовым подзором ”Владимира”, Вячеслав нашел и снял на видеокамеру гребной вал с дейдвудным подшипником, 4-лопастный винт на валу (найденный накануне винт оказался запасным), перо руля около 7 метров длиной, а рядом лежал сектор привода баллера руля. Просмотрев позже отснятый материал, остались довольны: не стыдно показать людям.

И вот ”Командор” вернулся во Владивосток, завершив второй этап юбилейной подводно-поисковой экспедиции. Морское патриотическое объединение ”Восток”, несмотря на полное отсутствие финансирования и какой-либо помощи со стороны официальных структур (кроме Тихоокеанского флота и управления культуры администрации края), успешно закрывает свои планы и программы, посвященные 300-летию российского флота.

Газета "Владивосток" 15 октября 1996.
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то

#44 Riviera

Riviera

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 112 сообщений
  • Регистрация: 20-Февраль 08
  • Город:Москва

Отправлено 20 Апрель 2008 - 19:32

ТАЙНА МОРСКИХ КАТАСТРОФ
(ОБЗОРНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА)

(Из хроники кораблекрушений в российских водах Дальнего Востока)

История флота традиционно рассматривается с точки зрения побед и достижений. Победы и походы всегда были объектом пристального внимания историков. И чем “Круглее” была дата, тем больше писали о уже написанном и сильнее гремели фанфары.

В 1639 году русские казаки во главе с И. Москвитиным впервые ступили на берег Тихого океана, положив начало русскому дальневосточному мореплаванию.

В 1640 году “...море разнесло без вести...” кочи Семена Дежнева, а судно самого Дежнева “выбросило на берег в передний конец за Анадырь реку...”. Возможно, это и был первый случай кораблекрушения русского судна на Тихом океане (А. Алексеев. “Морская карта рассказывает”, Магадан, 1987 г.).

В известной книге историка русского флота А. Соколова “Летопись крушений и пожаров на судах русского флота. 1715-1855 гг.” упоминается о девяти случаях кораблекрушений на Тихом океане. Кратко о них:

— 1737 г. Бот “Фортуна” на переходе из Охотска в Большерецк выброшен на берег устья реки Большой;
— 1741 г. Пакетбот “Святой Петр” — выброшен на восточной стороне о. Беринга;
— 1748 г. Галиот “Охотск” выброшен на берег в одной версте севернее устья реки Большой;
— 1753 г. Пакетбот “Иоанн” выброшен на берег против устья реки Озерной на Курильскую кошку;
— 1753 г. Бригантина “Михаил” при переходе в Гижигу разбилась возле камчатского берега;
— 1754 г. Шхербот “Елизавета”, следуя в Гижигу, приблизился к камчатскому берегу и был разбит;
— 1755 г. “Святой Петр” при переходе из Ямска в Охотск был выброшен на камчатский берег;
— 1766 г. “Святая Екатерина” выброшена на берег возле Большерецка;
— 1774 г. Судно “Святой Павел” также было выброшено на берег у Большерецка.

Сочинения другого моряка-англичанина Дункена — “Описания примечательных кораблекрушений, в разное время случившихся...”, переведенные и пополненные в пользу российских мореплавателей капитан-командором В. Головиным, не захватывают воды русского Дальнего Востока.

Следующее известное кораблекрушение произошло в 1853 году. Это гибель фрегата “Диана” во время цунами в Японии.

В газетной периодике 1980-х годов упоминалось о подводных археологических работах японских ученых на фрегате и пополнении японских музеев экспонатами с “Дианы”.

Другой фрегат русского флота — “Паллада” был затоплен в 1856 году в бухте Константиновской Императорской гавани (ныне бухта Постовая в Советской Гавани) во избежание захвата англо-французким флотом во время восточной войны.

В 1989 году приморским краевым клубом подводного поиска “Восток” были произведены работы по обследованию фрегата. При затоплении корабль лег на правый борт, и в советское время над ним стояло судно-отопитель. Отходами с этого судна “Паллада” была завалена, погрузившись правым бортом по диаметральную плоскость в грязь, ил и шлак. Может быть, это и спасло фрегат от окончательного разграбления. Ведь небольшая глубина в месте затопления, нахождение бухты Постовой в черте пос. Заветы Ильича давали доступ к фрегату всем желающим. К настоящему времени сохранилась лишь правая часть фрегата, погруженного в ил и шлак. В том же 1989 году экспедицией клуба “Восток” были подняты элементы конструкций “Паллады”. В настоящий момент их можно видеть в экспозиции музея им. Арсеньева.

Изображение

Изображение

Изображение

Более удачно сложилась судьба спутника “Паллады” — парусно-паровой шхуны “Восток”. Приобретенная для сопровождения фрегата “Паллада” в экспедиции адмирала Путятина, шхуна была куплена в Англии у фирмы “Марк Виваль и К°” за 21 тыс. рублей серебром. Это было первое судно на Дальнем Востоке не только с паровой машиной, но и с железным корпусом. Последние годы своей жизни шхуна входила в состав Отдельной съемки Восточного океана и занималась гидрографическими изысканиями. 28 июля 1883 года при исследовании грунта в районе острова Редклиф (ныне о. Стенина) в 11 часов утра шхуна наткнулась на риф у северной оконечности острова и получила пробоину. Сойти с рифа судно не смогло ни своими силами, ни с помощью подошедших судов. При усиливавшемся ветре шхуна затонула. Исключена из списков флота 6 февраля 1884 года.

Несколько лет назад членами краевого клуба подводного поиска была обнаружена паровая машина шхуны. Современник “Паллады” и “Востока” — парусный транспорт “Байкал” был флагманом Амурской экспедиции Г. Невельского. Участвуя в экспедициях по исследованию Приморья и Сахалина, к 1860 году транспорт “по ветхости и гнилости” был признан негодным к плаванию и исключен из состава судов Сибирской флотилии с переоборудованием в блокшив. В марте 1871 года, стоя у берега во Владивостоке, транспорт затонул. После его осмотра подъем признали нецелесообразным, ограничившись снятием части оборудования. Предполагаемое место затопления — береговая черта возле памятника Г. Невельскому.

Конец XIX века ознаменовался рядом крушений русских и иностранных судов. Так, 3 октября 1893 года в 112 милях от Императорской Гавани сел на камни “Сивуч” и погиб пароход Добровольного флота “Владивосток”. В тех же местах погибли пароход “Nevading” в 1897 году и норвежский пароход “Викинг”, 16 мая 1887 года пароход “Кострома” Добровольного флота выскочил на камни к осту от мыса Крильон, а 11 мая 1900 года потерпел крушение на камнях острова Хирадо вблизи Нагасаки пароход “Уссури”. Несло потери и частное судоходство Приморья. В 1878 году возле поста Дуэ на острове Сахалин погиб пароход “Батрак”, принадлежащий компании “Шевелев и К°”. Поистине же роковым для этой компании стал 1897 год.

Утром 21 июня 1897 года пароход “Владимир”, следуя в бухту Посьет, выскочил на камни мыса Гамова. Получив две пробоины в носовом трюме, а затем и в машинном отделении, пароход был оставлен на берегу и затем затонул, несмотря на пришедшие на помощь корабли Сибирской флотилии. А в октябре 1897 года на камнях Устричного острова залива Де-Кастри погиб пароход “Стрелок”.

Масштабные боевые действия русско-японской миновали Владивосток стороной, но и эта война взяла свои жертвы. С целью защиты побережья и подступов к Владивостоку русскими было выставлено около одной тысячи мин заграждения. Не оставляли наши воды без внимания и японцы. На выставленной ими возле острова Скрыплева минной банке 4 июля 1904 года подорвался и затонул миноносец № 208 Сибирской флотилии. В том же 1904 году были предприняты попытки его подъема, но водолазы не смогли завести стальной трос под корму корабля и ограничились снятием 47 мм пушек. По мнению журнала “Русское судоходство”, минная опасность под Владивостоком существовала до 1909 года. А “рогатая смерть” принимала свои жертвы.

В мае 1906 года, следуя “правильным рейсом из Одессы во Владивосток”, подорвался на мине и затонул с полным грузом пароход “Князь Горчаков” Северного общества. При этом были спасены судовые журналы и бумаги, а капитаном судна был заявлен морской протест по поводу гибели судна (архив Приморского филиала Русского географического общества).

В октябре 1906 года в бухте Кангауз (ныне Суходол) Уссурийского залива подорвался на мине и затонул, унеся с собой 136 человеческих жизней, пароход “Варягин”. В списке груза значилось 60.000 рублей золотом. Спасшийся капитан парохода пытался организовать поисково-спасательные работы, но последовавшая за этим мировая война и смена эпох отложили дело, а затем оно вообще забылось за давностью времен (архив приморского краеведа А. Буякова).

Изложенное выше, возможно, далеко не полный перечень жертв минной войны. Так, в журнале “Русское судоходство” № 6 за 1912 год (стр. 83) писал: “...по окончании русско-японской войны, когда возобновились грузовое и пассажирское движение пароходов между Владивостоком и портами Дальнего Востока, произошло свыше десяти крушений больших пароходов от мин...”

В самом конце русско-японской войны крейсер “Изумруд”, вырвавшись из вражеского кольца под Цусимой, прорвался к Владивостоку. Однако в заливе Святого Владимира он в ночь на 17 мая 1905 года сел на камни у мыса Орехова и был взорван командой.

В 1989 году поисковой экспедицией клуба “Восток” была найдена и поднята 120 мм пушка с крейсера. В настоящий момент ее можно видеть возле музея Тихоокеанского флота. Обнаружены и некоторые другие детали корабля.

В том же 10905 году осенним штормом была выброшена на берег возле Александровска-Сахалинского первая на Дальнем Востоке китоперерабатывающая база “Михаил”, принадлежащая пароходству графа Кайзерлинга.

Официальное издание “Кораблекрушения в водах Российской империи”, издаваемое Главным гидрографическим управлением, отмечало также гибель парусного судна “Муки” 6 сентября 1906 года у мыса Страшного бухты Терней и японской шхуны “Риорюши-Мару” водоизмещением в 57 тонн недалеко от мыса Низменного залива Ольга в октябре 1906 года.

Сведения о кораблекрушениях в советское время сохранились во многом благодаря ветерану поисково-спасательной службы Тихоокеанского флота, капитану П ранга Аркадию Бауму.
В 30-е годы по навигационным причинам в советских дальневосточных водах погибли:

— пароход “Сясьстрой” — выскочил на камни Южного рифа о. Карагинского 1 апреля 1939 года;
— пароход “Камо” — сел на камни мыса Кекурного о. Карагинского 1 нояря 1935 года ;
— пароход “Суман” — затонул возле Камня Опасности 1 июня 1938 года;
— пароход “Снабженец” — затонул возле Камня Опасности в 1940 году;
— эсминец “Решительный” — выброшен штормом на берег недалеко от Советской Гавани;
— легендарный ледокол “Малыгин” Арктического госпароходства — затонул у м. Озерного, восточный берег Камчатки, в октябре 1940 года;
— буксир “Республика” — затонул 4 декабря 1941 года в 25 милях от о. Аскольд в результате столкновения с пароходом “Оха”;
— танкер “Мариуполь” — выброшен штормом на северо-восточный берег острова Шумшу.
Примечательно, что на борту танкера японцами была устроена противодесантная батарея, что нашло отражение в художественной книге “Прибой у Котомари”.

В горячке первых военных дней на своих минах погибли:

— ледокол “Казак Поярков” ДГМП — подорвался и затонул 25 июля 1941 года в районе мыса Южного, залив Ольга;
— краболов “Тунгус” (типа “ЛЕЙК”), принадлежащий “Крабтресту”, — подорвался на мине и затонул в июле 1941 года в районе мыса Поворотного;
— подводные лодки “М-69” и “М-43” - не вернулись из боевого похода. (Предположительно подорвались на минах заграждения в 1941 году на траверзе залива Посьет.)
В годы войны погибли пароходы:
— “Трудовое” — торпедирован неизвестной подводной лодкой в районе Озерского рыбокомбината в 1944 году;
— пароход “Белоруссия” — затонул в проливе Лаперуза в результате торпедирования в 1944 году;
— пароход “Обь” — погиб в 1944 году в 25 милях от Большерецка;
— без вести пропала подводная лодка “Л-19” в районе пролива Лаперуза в 1945 году.

Приведенные здесь и ниже данные о кораблекрушениях советских кораблей были взяты из рукописной книги “Перечень затонувших объектов в зоне деятельности АСС ТОФ”, составляемой моряками аварийно-спасательной службы Тихоокеанского флота с 1932 года по конец 70-х. К сожалению, к настоящему моменту эта книга утрачена.

В советских водах погибли и две американские подводные лодки:

— “S-44” в 1943 году восточнее о. Парамушир атаковала японский эсминец и была им потоплена;
— “Херинг” в 1944 году атаковала в надводном положении стоящие на рейде острова Матуа японские транспорты и была потоплена огнем береговой батареи.

Кто знает, может быть, последней жертвой “второй” минной войны в российской акватории стала подводная лодка “С-117”, пропавшая без вести в Татарском проливе 15 декабря 1952 - года. Силами АСС ТОФ был проведен поиск от точки с координатами ш. = 47 град. 30 мин. N и д. = 140 град. 31 мин. О в радиусе 30 миль, но объект не был найден.

Любителей поиска подводных кладов не могут не заинтересовать сведения о пропаже без вести баржи “Дукча”, принадлежащей МВД СССР и погибшей 6 октября 1947 года в районе полуострова Кони с ценным грузом на борту. Данных о характере груза нет, но что могло быть ценным на Колыме в октябре 1947 года?

Тогда же, 4 февраля 1947 года, льдами в бухте Нагаева был раздавлен пароход “Можа”, а тремя годами ранее, 25 сентября 1944 года, в бухте Провидения затонул пароход “Кузбасс”.
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100