Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Гибель парохода "Совнарком"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 31 Июль 2006 - 19:09

Из статьи в газете "Вечерний Новосибирск":

…Пароход «Совнарком» отправился рано утром из Барнаула в Новониколаевск. Это был корабль, построенный за рубежом в конце XIX века. Прежде он принадлежал иностранной компании, а затем его приобрела барнаульская предпринимательница Евдокия Мельникова — владелица самой крупной в Сибири пароходной компании, которая имела десять огромных судов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся «Братья Мельниковы», получил новое имя «Совнарком».

Как оказалось, первый рейс парохода под новым советским именем стал последним. Майская ночь была темной, и, чтобы не рисковать жизнью пассажиров, экипаж корабля принял решение заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.

— Ситуация с огнями была абсурдной, — комментирует событие Сергей Иванович. — Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена «быка» — четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но «Совнарком» из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения.

В результате у «Совнаркома», как и у погибшего десятилетием ранее «Титаника», образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. «Совнарком» погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения — в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.

При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.

Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск». В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них — капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочище поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.

По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту «Совнаркома», удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.

— Первым делом после крушения подняли со дна двигатели и паровые машины, которые можно было отремонтировать и пустить в эксплуатацию на других пароходах, — говорит Сергей Поспелов. — Сам же корпус совнаркомовского парохода еще много лет виднелся под злосчастным мостом, мешая другим судам. Удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.

После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.

--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#2 Виктор-NSK

Виктор-NSK

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 77 сообщений
  • Регистрация: 19-Октябрь 11
  • Город:Новосибирск

Отправлено 22 Июнь 2013 - 03:05

Другая версия гибели парохода из воспоминания Георгия Лосьева (комиссара воднотранспортной ЧК в 1921 - 1922 г.г. в Новониколаевск Справка из истории политического бандитизма в Западной Сибирии (Обзор - реферат) :
….В Сибири, в частности в Ново-Николаевске, в период, когда Новониколаевскую парторганизацию бомбардировали, правительство и ЦК РКП с требованиями: «Хлеба, хлеба, хлеба!..» и сам Ленин слал телеграмму за телеграммой: «Шлите хлеб!», эсеры пустили ко дну огромный грузопассажирский пароход «Совнарком». Погибло шесть тысяч пудов муки-крупчатки и сеянки и около семисот пассажиров. Авария была организована очень хитро: на судоходном пролете Новониколаевского моста перенесли темной ночью сигнальные огни. Пароход налетел на «бык» (мостовой устой). Авария осталась чекистами не раскрытой. За это хотели расстрелять ответственного комиссара воднотранспортной ЧК Федора Лопарева, но, учитывая его большую партизанскую деятельность в Тюменской губернии, Лопареву оставили жизнь. Только сняли с работы. Ответственным комиссаром назначили меня.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования